Требования к договору на оказание платных образовательных услуг и его содержание устанавливаются в Правилах оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 . Согласно п. 14 указанных Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе и потребителе образовательных услуг, сроки оказания услуг, уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты, а также другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг. Данные положения конкретизируются в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Минобразования РФ от 1 октября 2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09) , в приложении к которым содержится примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг.
Правовую базу для регулирования отношений в сфере туризма составляет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности). Туристская деятельность, под которой понимается деятельность по организации путешествий, осуществляется туроператорами или турагентами в соответствии с договорами, заключаемыми ими с туристами.
Существенные условия договора, заключаемого с туристом, перечислены в ст. 10 Закона о туристской деятельности. Его специфика заключается в возложении исполнения обязательства на третье лицо, так как услуги, составляющие тур, предоставляются другими лицами, с которыми у туроператоров заключены соответствующие договоры (ст. 9 Закона о туристской деятельности). Следует отметить, что данное положение не вполне согласуется с правилом ст. 780 ГК РФ, в соответствии с которым исполнитель обязан лично исполнить обязательство возмездного оказания услуг исполнителем. Норма ст. 780 ГК РФ носит диспозитивный характер, однако, исходя из ее буквального толкования, исключение из этого правила может устанавливаться только в договоре возмездного оказания услуг. Поэтому трудно согласиться с выводом М.И. Брагинского, что "возможность использования такой конструкции (возложение исполнения на третье лицо. - Прим. авт.) применительно к договору услуг прямо вытекает из ст. 780 ГК" . Тем не менее правила гл. 39 ГК РФ подлежат применению к договорам по оказанию услуг по туристическому обслуживанию в силу прямого указания в п. 2 ст. 779 ГК РФ.
Правовая природа данного договора активно обсуждается в правовой литературе, поскольку в ст. 6 Закона о туристской деятельности он назван договором розничной купли-продажи туристического продукта. Мнение цивилистов по этому вопросу единодушно: договор, заключаемый туроператором или турагентом с туристом, является договором возмездного оказания услуг .
Таково в целом правовое регулирование отдельных видов деятельности, при осуществлении которых оказываются услуги, перечисленные в п. 2 ст. 779 ГК РФ. Так как данный перечень носит открытый характер, к услугам могут быть отнесены и отношения, складывающиеся при осуществлении иных видов деятельности, таких как оценочная, рекламная, детективная и охранная.
Частная детективная и охранная деятельность определяется в ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Виды услуг, оказываемые при осуществлении частной детективной и охранной деятельности, перечислены в ст. 3 указанного Закона. Договор, заключаемый между частным детективным или охранным предприятием (объединением) и клиентом, является договором оказания услуг. В ст. 9 этого Закона установлены требования, предъявляемые к форме и содержанию данного договора.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком (ст. 9 Закона об оценочной деятельности), но ни его наименование, ни его правовая природа в Законе не определены.
Данный договор может квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг исходя, прежде всего, из экономической сущности опосредуемых им отношений. В качестве подтверждения этого довода может рассматриваться норма ст. 4 Закона об оценочной деятельности, в которой деятельность оценщиков косвенно именуется услугами: "Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики)". Следовательно, деятельность оценщика состоит в оказании услуг по оценке. Особо подчеркнем, что данные услуги носят возмездный характер, так как существенным условием договора между оценщиком и заказчиком является денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки (ст. 10 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ, к отношениям по оказанию услуг по оценке применимы и правила гл. 39 ГК РФ. Однако при сопоставлении норм гл. 39 ГК РФ и норм Закона об оценочной деятельности обнаруживается ряд коллизий. Так, в ст. 14 Закона об оценочной деятельности оценщику предоставляется право привлекать по мере необходимости к участию в проведении оценки объекта оценки других оценщиков, что не согласуется с правилом ст. 780 ГК РФ о личном исполнении обязательства. Отказ от проведения оценки для оценщика возможен только в случаях, если заказчик нарушил условия договора (не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы), хотя согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе в любой момент отказаться от исполнения договора при условии полного возмещения заказчику убытков.
К отношениям по оказанию услуг может быть отнесена и рекламная деятельность. Однако в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" категория "рекламные услуги" не используется. На практике получили широкое распространение договоры на оказание рекламных услуг, опосредующие отношения по производству, размещению и распространению рекламы. Правовая природа заключаемых договоров на оказание рекламных услуг различна: это может быть и договор подряда, и договор на возмездное оказание услуг, и смешанный договор, и др. К договорам возмездного оказания услуг в правовой литературе относят, как правило, договоры на распространение (размещение) рекламы . В Федеральном законе "О рекламе" отсутствуют какие-либо правила об этом договоре, но к нему применимы правила гл. 39 ГК РФ.
В законодательстве об услугах особое место занимает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), который регулирует не отдельные виды услуг, а определенную совокупность общественных отношений по оказанию услуг. Под его действие подпадают отношения по оказанию услуг, возникающие между организацией или индивидуальным предпринимателем и потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако отношения по оказанию услуг не получили в данном Законе самостоятельной правовой регламентации. Правовой режим работ распространяется и на услуги. Исключительно услугам посвящена лишь одна статья рассматриваемого Закона - ст. 39 "Регулирование оказания отдельных видов услуг", согласно которой последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие главы III, определяются законом. Тем самым подчеркиваются различия между работами и услугами, обусловливающие невозможность применения к отдельным договорам об оказании услуг правил о последствиях нарушения договора подряда. Особые последствия нарушения условий договоров об оказании услуг установлены, в частности, в ГК РФ в отношении тех договоров, которые урегулированы в отдельных главах ГК РФ.
В ст. 38 Закона о защите прав потребителей предусматривается регулирование отдельных видов услуг правилами, утверждаемыми Правительством РФ:
- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025 ;
- Правила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 ;
- Правила предоставления коммунальных услуг и Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 ;
- Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290 .
К гражданскому законодательству отчасти может быть причислен и Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техрегулировании), предусматривающий возможность установления на добровольной основе требований к оказанию услуг. Правила данного Закона, как и Закона о защите прав потребителей, распространяются на все услуги, а не на отдельные их виды.
Проведенное исследование гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг не может претендовать на всеобъемлющий охват нормативного материала об услугах. Проанализированы были основные правовые акты, посвященные наиболее распространенным видам услуг. Полагаю, что их вполне достаточно для выявления структуры гражданского законодательства РФ об услугах. Исходя из иерархии правовых актов, она может быть представлена в следующем виде (см. табл. N 2).
Таблица 2
Конституция |
ГК РФ |
Федеральные законы |
Правила
отдельных видов услуг, утверждаемые |
Так как гражданское законодательство об услугах является частью гражданского законодательства РФ, то предложенная структура в полной мере соответствует ст. 3 ГК РФ.
Однако данная структура не единственно возможная. В философской науке отмечается полиструктурность объектов . Гражданское законодательство об услугах может быть структурировано и в зависимости от объекта правового регулирования:
- правовые акты, регулирующие отношения по оказанию услуг в целом;
- правовые акты, регулирующие отношения по оказанию отдельных видов услуг.
К первым относятся Конституция РФ, ГК РФ и Закон о защите прав потребителей. Следует отметить, что в ГК РФ содержатся как общие положения об услугах, так и правила об отдельных видах услуг. Причем к общим положениям об услугах гл. 39 ГК РФ может быть причислена лишь отчасти, так как ее действие не распространяется на все виды услуг.
Гораздо больший объем составляют правовые акты, регулирующие отдельные виды услуг, к которым помимо ГК РФ относятся федеральные законы и правила оказания отдельных видов услуг.
Предложенная структура представлена в табл. N 3.
Таблица 3
Правовые
акты, |
Правовые
акты, |
Конституция
РФ |
ГК
РФ |
|
Федеральные
законы РФ |
|
Правила
оказания отдельных |
Представляется, что совершенствование гражданского законодательства об услугах должно вестись по двум указанным направлениям. Необходимо дополнять и развивать общие положения об услугах в целях восполнения пробелов в правовом регулировании отношений по оказанию услуг.
Повысить эффективность правового регулирования позволит разработка специальных правил для отдельных видов услуг. При этом важно учитывать и иерархию правовых актов. Уровень правового акта должен соответствовать степени распространенности того или иного вида услуг, его социальной значимости и т.п. Так, на сегодняшний день явно недостаточен уровень правовой регламентации таких важнейших услуг, как платные образовательные и медицинские услуги.
Литература
1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., 2005.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
3. Белов В.А. "Больной" вопрос: Гражданские правоотношения с медицинскими организациями // Законодательство. 2004. N 11.
4. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.
6. Брауде И.Л. Договор подряда // Отдельные виды обязательств. М., 1954.
7. Брычева Л.И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства в сфере обслуживания // Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.
8. Голик Н.Н. Основы экономической теории и рынок услуг: Учеб. пособ. Шахты, 2005.
9. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2001.
10. Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. М., 2004.
11. Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005.
12. Зулпакаров К.З. К вопросу о категории услуги. Фрунзе, 1978.
13. 46. Иванов Н.Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. СПб., 2000.
14. Измайлова Е.В. Договор на выполнение маркетинговых исследований: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
15. Кабалкин А.Ю., Мозолин В.П. Охрана прав граждан и потребителей // Сов. гос-во и право. 1983. N 4.
16. Кабалкин А.Ю., Санникова Л.В. Договор проката // Российская юстиция. 2006. N 6.
17. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.А. Маковского, С.А. Хохлова. М., 2005.