Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Необходимо усиление роли классификации по основанию: сфера применения, адресаты. Использование данного основания позволит отделить акты локальные (предназначенные служащим органа) от нормативных (не имеющих ограничений в адресате предписания).
Сложившееся научное мнение стоит на признании распоряжений актами ненормативными и, следовательно, правоприменительными, индивидуальными. Соответственно, из списка нормативных правовых актов в пункте 2 Постановления № 1009 их следует исключить. Приказ также является актом локальным, внутриорганизационным. Он должен быть ограничен с одной стороны субъектами – лицами, подчиненными должностному лицу, с другой, содержанием – быть правоприменительным. С учетом сказанного, к локальным относятся приказы и распоряжения, а к нормативным – правила, порядки, инструкции, положение.
Порядок принятия актов внутри органа государственной власти способствует делению актов на коллегиальные и индивидуальные (единоличные). К коллегиальным однозначно относятся постановления. Использование данного наименования исключительно для актов высшего органа исполнительной власти будет содействовать иерархичности актов, будет выгодно выделять правительственные акты из общей системы подзаконных актов.
4. Порядок подготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силу ведомственных нормативных актов
4.1 Подготовка ведомственных нормативных актов
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе самих федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер
Нормативные правовые акты, изданные до утверждения Правил [24], которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, подлежат переподписанию (переутверждению).
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне [25].
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.
Если выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также, если в акт неоднократно вносились изменения, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт.
При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств и ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта.
4.2 Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
В целях реализации конституционного принципа защиты прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения единства правового пространства на министерство юстиции Российской Федерации возложено осуществление государственной регистрации нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Возникновения института государственной регистрации ведомственных нормативно правовых актов в начале периода демократических преобразований в нашей стране было оправдано тем, что министерства и ведомства регламентировали практические любые вопросы в регулируемой ими сфере, подменяя ведомственными предписаниями не только нормы, которые должны устанавливаться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, но и в некоторых случаях даже законами. Государственная регистрация обеспечила контроль за законностью ведомственного нормотворчества.
Правительством Российской Федерации предписано федеральным органам исполнительной власти «исключить случаи направления для исполнения нормативно правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке».[26]
Факт государственной регистрации является необходимым условием для вступления ведомственных нормативных правовых актов в силу, а отсутствие таковой – достаточным основанием для суда, чтобы признать не прошедший государственную регистрацию акт недействующим
При осуществлении государственной регистрации проводится юридическая экспертиза ведомственных нормативных правовых актов, направленная на выявление и недопущение случаев: превышения федеральными органами исполнительной власти предоставленной компетенции; нарушения положений актов законодательства Российской Федерации; расширения перечня документов, подлежащих представлению в государственные органы для получения соответствующих услуг; увеличения количества оснований отказов в предоставлении государственных услуг; установления условий гражданско-правовых договоров; использования терминов и определений, не предусмотренных федеральным законодательством или противоречащих ему.
От эффективности этой работы зависят защита прав и свобод граждан, исключения случаев превышения пределов предоставленной компетенции, которые могут повлечь предъявление необоснованных требований со стороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти к гражданам и организациям, произвольное установление условий возникновения и реализации прав и, как следствие, злоупотребление и коррупцию.
В период с 15 мая 1992 года по 1 января 2009 года Минюстом России зарегистрировано более 13 тысяч ведомственных нормативных правовых актов. Количество поступающих на государственную регистрацию актов ежегодно возрастает (со 140 актов1992 году до 2979 актов в 2008 году).
Существенное влияние на количество актов, направляемых на государственную регистрацию в Минюст России, оказывает как изменение структуры федеральных органов исполнительной власти (федеральных служб и федеральных министерств, находящихся в введении федеральных министерств) значительно сокращена.
Тем не менее, в 2010 году сохранится тенденция к увеличению объёма ведомственного нормотворчества, в частности, благодаря ФЗ от 23 июля 2008 года № 160-фз «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в реализацию которого федеральные органы исполнительной власти принимают и будут принимать значительное число нормативных правовых актов.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции [27]и иных законодательных актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего акт.
Государственной регистрации подлежат акты независимо от срока их действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов перечисленным критериям они подлежат направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции. Окончательное решение вопроса о необходимости регистрации принимает Минюст.
В случае отмены федеральным органом исполнительной власти зарегистрированного нормативного правового акта документ об отмене должен быть представлен на регистрацию в установленном порядке.
Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты:
персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т. п.);
однократного применения;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);