Ведомственные нормативные акты

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;

д) акты рекомендательного характера.

Нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 10 [28] дней со дня их подписания (утверждения).

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится в срок до 15дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Минюстом, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца .

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации либо если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила .

В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта и направляет его копию в Министерство юстиции.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Минюстом без регистрации федеральному органу исполнительной власти по его просьбе, оформленной соответствующим письмом.

В случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Министерством юстиции не нуждающимся в государственной регистрации, такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти с указанием оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта.

Зарегистрированный нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, а также акты об их отмене подлежат регистрации в общем порядке.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. № 490[29] Правительству Российской Федерации поручено ежеквартально обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов и представление Президенту Российской Федерации соответствующей информации, в том числе сведений об актах, в регистрации которых отказано. Эта обязанность пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009

В соответствии с п/п "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. № 154[30] сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Российской Федерации не соответствующими законодательству, передаются в средства массовой информации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Минюст России вправе осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку работ по отбору подлежащих государственной регистрации нормативных правовых актов и при необходимости запрашивать их на регистрацию.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" [31] Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.


4.3 Опубликование и вступление в силу ведомственных нормативных актов


Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" (еженедельное издание, в полном объеме публикующее нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти и зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации), в научно-технический центр правовой информации "Система"

В соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763[32] нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если порядок вступления в силу не определен в самом акте. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. № 490[33]).

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений (п. 10 Указа [34]). П. 19 Правил[35] устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут. Это подтверждается соответствующими решениями Верховного Суда Российской Федерации [36]. Более того, Верховным Судом Российской Федерации высказано мнение, что суду достаточно установить факт нарушения порядка регистрации и опубликования нормативного акта без проверки по существу доводов о незаконности содержания обжалуемого нормативного акта. Эти доводы могут быть предметом судебного разбирательства после того, как нормативный акт будет в установленном порядке зарегистрирован и опубликован [37].

Отражение в правовом акте факта вступления в силу с момента официального опубликования имеет свои негативные последствия, вызванные тем, что существует достаточно длительный интервал времени между официальным опубликованием правовых документов и их доведением до заинтересованных лиц. Это связано как с объективными, так и с субъективными причинами. В частности, ввиду обширности территории России передача правовой информации на бумажном носителе в удаленные регионы занимает достаточно большое время.


5.      Компетенция на принятие и издание ведомственных нормативных правовых актов

 

В ряде положений о федеральных органах исполнительной власти содержится запись, согласно которой на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, ФКЗ, ФЗ, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти самостоятельно принимают нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ, НПА Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Определение компетенции на издание нормативных правовых актов в подобном случае невозможно без анализа всего законодательства Российской Федерации. Отсутствие регулирования на уровне закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ приводит к попыткам федеральных органов исполнительной власти восполнять пробелы на своём уровне, нередко подменяя законодателя.

Компетенция на принятие ведомственных нормативных правовых актов формулируется, как правило, в виде положения о том, что федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, либо, изредка, - ФКЗ и ФЗ.

В отдельные акты законодательства Российской Федерации включены формулировки с предельно абстрактной компетенцией («в установленном порядке»). При такой формулировке весьма сложно определить орган, которому предоставлена компетенция устанавливать соответствующий порядок. Кроме того, можно понимать так, что некие процедуры уже кем-то установлены и именно их необходимо применять.

Компетенция на осуществление нормативно-правового регулирования на ведомственном уровне может определяться как путём точного названия акта, который надлежит принять, так и путём предоставления права разъяснять тот или иной акт законодательства или порядок его применения, и здесь возникают проблемы при определении пределов такой компетенции.

Подход к определению компетенции федеральных органов исполнительной власти в федеральных законах в последнее время существенно изменился. Вместо названия конкретного органа исполнительной власти указывается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять нормативно-правовое регулирование или иные функции. Подразумевается, что орган должен быть определён в соответствующем акте Президента РФ или Правительства РФ, что приводит к тому, что федеральные законы начинают реализовываться только после внесения изменений в положения о федеральных органах исполнительной власти и это затягивает данный процесс.


Заключение


Существует много сложных и противоречивых вопросов внутри этой темы.

Вопрос о сроках принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях реализации положений законодательства РФ является одним из главнейших.

Недопустимы случаи, когда ведомственные нормативные правовые акты принимаются по истечении нескольких лет после появления компетенции на их издание. При этом, как правило, игнорируются сроки принятия этих документов, указанные в актах законодательства РФ, нарушается исполнительская дисциплина.

Отдельно необходимо сказать о нормативных правовых актах, которые условно относятся к ведомственным, так как издаются не федеральными органами исполнительной власти (ведомствами), а другими структурами, наделёнными полномочиями по их принятию.

В настоящее время Минюстом России наряду с государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется государственная регистрация нормативных правовых актов Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ЦБ РФ, Пенсионного фонда РФ, федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ, которая была введена федеральными законами от 1.12.1997 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом»» и от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2001 № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых пенсионным фондом российской федерации, федеральным фондом обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования российской федерации».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты