Изъятия из авторских прав.
Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения допускается исключительно в личных целях. Это положение не распространяется на репродуцирование книг и нотных текстов, воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, а также произведений архитектуры в / форме зданий и аналогичных сооружений (ст. 18).
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения газетных и журнальных статей, речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, ко-торые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий; воспроизведение без извлечения прибыли произведений рельефно-точечным шрифтом (ст. 19). При этом речь идет только о правомерно обнародованных или опубликованных произведениях и о таком объеме использования произведения, который оправдан соответствующей целью.
Предусмотрены также случаи и условия репродуцирования произведения в единичном экземпляре без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками и архивами, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20); свободного использования произведений (архитектуры, фотографии и изобразительного искусства), постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения (ст. 21); свободного публичного исполнения во время официальных и религиозных церемоний (ст. 22); свободного воспроизведения для судебных целей (ст. 23); свободной записи произведения краткосрочного пользования организациями эфирного вещания (ст. 24). В соответствии с европейской Директивой ЕЭС от 17 мая 1981 г. о правовой охране программ для ЭВМ урегулированы случаи свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирования программ для ЭВМ (ст. 25).
Срок действия авторского права устанавливается в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения охраняются' бессрочно (ст. 27). Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора, исчисляется в 70 лет с даты его выпуска. Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние (ст. 28).
Передача (переход) авторских прав осуществляется в порядке наследования и по авторским договорам. Авторское право переходит по наследству, за исключением права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган РФ.
Ряд норм, включенных в Закон об авторском праве и смежных правах, позволяют восполнить возможные пробелы в определении существенных условий авторских договоров. Так, ст. 30 устанавливает, что авторский договор может предусматривать передачу как исключительных, так и неисключительных прав. В первом случае авторский договор разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Во втором случае пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
В ст. 31 закреплены существенные для авторского договора условия: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, и права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным. Условия авторского договора, противоречащие положениям Закона, недействительны.
Охрана смежных прав.
Субъектами смежных прав по Закону об авторском праве являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Права исполнителей охраняются в соответствии с Законом, если: исполнитель является гражданином РФ; исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации; исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с Законом; исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с Законом.
Права изготовителя фонограммы охраняются в соответствии с Законом, если изготовитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации, или фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с Законом в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и
осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации (ст. 35).
Права исполнителей включают исключительные права: на имя; на защиту исполнения или постановки от всякого рода искажения или посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; на использование исполнения или постановки в любой форме, в том числе на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (ст. 37).
Исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать: передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки; запись ранее не записанных исполнения или постановки; воспроизведение записи исполнения или постановки; передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, включающей исполнение или постановку с участием исполнителя.
Исключительное право изготовителей фонограмм означает право на использование фонограммы в любой форме, в том числе на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Исключительные права на использование фонограммы означают право осуществлять или разрешать: воспроизведение фонограммы; переделку фонограммы; распространение экземпляров фонограммы; импорт экземпляров фонограммы в целях распространения (ст. 38). Согласно п. 5 ст. 38 Закона об авторском праве и смежных правах в перечень исключительных прав производителя фонограммы включено право сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
Введено положение о «первой продаже» для фонограмм: если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Однако право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит изготовителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры.
Установлен также порядок использования в коммерческих целях фонограммы путем публичного исполнения, передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю без согласия изготовителя фонограммы и исполнителя с выплатой вознаграждения в предусмотренном Законом порядке (ст. 39).
Права организаций эфирного или кабельного вещания включают исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, в том числе право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений. Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации вещания разрешать ее трансляцию в эфир другой организации; сообщение передачи для всеобщего сведения по кабелю; запись передачи; воспроизведение записи передачи; сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом (ст. 40 и 41).
Ограничения смежных прав устанавливаются при условии их применения без ущерба нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.
Допускается без согласия исполнителя, изготовителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;
2) исключительно в целях обучения или научного исследования;
3) для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях;
4) в иных случаях, которые установлены положениями Закона в отношении ограничения имущественных прав автора произведений литературы, науки и искусства (ст. 42).
Установлен срок действия смежных прав в отношении исполнителя — 50 лет после первого исполнения или постановки (ст. 43). Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или любого иного посягательства охраняется бессрочно.
Права изготовителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока. Права организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (по кабелю). Течение сроков охраны смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21