Выявление и определение основ конституционно-правового регулирования интеллектуальной собственности в России

Сегодня Гражданский кодекс РФ закрепляет ряд положений относительно интеллектуальной собственности:

П. 1 ст. 2 ГК РФ гласит: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

П. 5 ст. 8 ГК РФ устанавливает в числе «оснований возникновения гражданских прав и обязанностей», что они возникают «в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности».

Ст. 128 ГК РФ называет в числе объектов гражданских прав – материальных и нематериальных благ, по поводу которых могут возникать гражданско-правовые отношения – «результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Ст. 138 ГК РФ («Интеллектуальная собственность») гласит: «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

В ст. 150 кодекс в числе неотчуждаемых нематериальных благ называет право авторства и иные личные неимущественные права, а в п. 2 этой статьи говорит, что: «Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения».

Таким образом, в настоящее время ГК РФ закрепляет лишь общие положения об интеллектуальной собственности и не содержит перечня видов ее объектов, которые охраняются законом.

Непосредственное правовое регулирование интеллектуальной собственности в Российской Федерации сегодня в основном осуществляется отдельными законами. Это, в частности:

"Патентный закон Российской Федерации" от 23 сентября 1992 года[33],

Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"№ 5351-1[34],

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"[35],

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1

"О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных[36]",

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем"[37],

Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 года N 5605-1 "О селекционных достижениях"[38],

Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"[39].

Кроме того, регулирование интеллектуальной собственности осуществляется подзаконными актами; это, например:

Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 «об утверждении положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»[40] и др.;

ведомственные нормативно-правовые акты -

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 года N 82 "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение[41]"

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 года N 83 "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель[42]"

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 года N 84 "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец[43] и др.

Кроме конституционного и гражданского права к правовому регулированию отношений, связанных с интеллектуальной собственностью обращаются и другие отрасли права. Уголовное и административное право содержат нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений и правонарушений в отношении объектов интеллектуальной собственности (ст. 146 ст. 147 УК[44] РФ и ст. 7.12 КоАП[45] РФ). Отдельные нормы, устанавливающие правовой режим интеллектуальных объектов содержатся в налоговом, таможенном, трудовом, международном частном праве.

Существующей сегодня и описанной выше системе правового регулирования интеллектуальной собственности в России предстоят очень значительные изменения. 1. января 2008 года вступает в силу новая IV часть Гражданского кодекса РФ, принятая в конце 2006 г[46]. Это повлечет отмену с 1. января 2008 г. шести федеральных законов 1992-1993 гг. об отдельных видах интеллектуальной собственности, законов их изменяющих и дополняющих, и многих других нормативно-правовых актов[47]. С принятием части IV Гражданского кодекса завершается кодификация нового гражданского законодательства России и одновременно происходит полная консолидация и систематизация в Гражданском кодексе всего гражданского законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.


2.2 Промышленная собственность

Понятие промышленной собственности раскрывает пункт 2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, который относит к ее объектам патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. В современном российском законодательстве термин «промышленная собственность» не используется, оставаясь собирательным понятием, употребляемым в правовой науке.

Источником правового регулирования отношений, связанных с патентованием и действием патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также отношений, связанных с регистрацией и с действием товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, фирменных наименований и с пресечением недобросовестной конкуренции после Конституции РФ являются, прежде всего международные договоры, подписанные Россией, из них в первую очередь Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883г.

Правовая охрана, предоставляемая большинству объектов промышленной собственности, основывается на специальном акте государственного признания таких объектов в качестве охраняемых, выражающемся, в частности, в выдаче специальных охранных документов. Необходимость такой правовой охраны обусловлена тем, что в отличие от произведений, охраняемых авторским правом, для которых преобладающее значение имеет форма выражения, для объектов промышленной собственности более важным является содержание. Если форма произведения уникальна и, как правило, без заимствования не может быть воспроизведена другим лицом, то объекты промышленной собственности могут быть созданы независимо друг от друга несколькими лицами. В этой ситуации для защиты исключительных прав на объект промышленной собственности необходимо установление первого создателя такого объекта и оповещение общества об его исключительных правах на данный результат интеллектуальной деятельности, что составляет предмет деятельности особого государственного органа – Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности[48].

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам действует на основании Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 299 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2005 N 247) и находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации[49].

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в частности, осуществляет следующие полномочия:

1 организует прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, их регистрацию и экспертизу; выдает в установленном порядке патенты Российской Федерации на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельства Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем;

2 осуществляет регистрацию договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации;

3 осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных Российской Федерации, а также выдачу им регистрационных свидетельств;

4 публикует сведения:

1) о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах;

2) о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности;

3) об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности[50];

и осуществляет другие полномочия.

Кроме того, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам имеет право, в частности:

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы (в случаях, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, – за исключением полномочий руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы)[51].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты