Выявление проблем реформирования по Единому социальному налогу

Исходя из анализа опыта западных стран по организации налоговой системы, можно констатировать, что однозначного копирования опыта какой-то отдельной страны быть не может, т. к. на создание любой системы, в том числе и налоговой, играют огромное количество факторов. Поэтому можно говорить только об адаптации опыта зарубежных стран в условиях российской действительности.


1.3 Цели и задачи реформирования ЕСН в РФ


20 июля 2004 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 70 « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актах Российской Федерации». [37, с.31]

Этот закон вступил в силу 1 января 2005 г. Его принятие влечет за собой не только долгожданное и давно обещанное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, но и существенные изменения в обязательном социальном страховании, прежде всего пенсионном.

Замена в 2001 г. страховых взносов в государственные внебюджетные фонды единым социальным налогом сократила фискальную нагрузку на фонд оплаты труда с 39 % (включая 1%, уплачиваемый с заработка работника, и взносы в Фонд занятости) до 35,6% и ниже, если уровень заработной платы организации позволял ей воспользоваться регрессивной шкалой ставок этого налога.

Однако и такая ставка налога, оказавшаяся существенно выше, чем ставка налога на прибыль организаций, не привела к ожидаемому выводу заработной платы «из тени». Она по-прежнему сильно сдерживала возможности повышения заработной платы бюджетных и коммерческих организаций. [36, с.26]

Требовалось всерьез взяться за реформу единого социального налога, но вопрос заключался в том, снижать или не снижать ставку, если снижать, то на сколько?

Положительный ответ на этот вопрос (как аксиому, не требующую доказательства) дают практически все эксперты как со стороны Президента РФ, Правительства РФ, законодательных органов РФ, так и со стороны предпринимательских кругов. Различие во взглядах состоит лишь в уровне снижения социальных платежей: Правительство РФ предлагает с 01.01.05 снизить эффективную ставку на 5,8%, депутаты Государственной Думы - на 6,5%, представители крупного бизнеса в лице Российского союза промышленников и предпринимателей предлагают снижение ставки ЕСН на 10-12%. [26, с.36]

Все это обосновывается необходимостью уменьшения налогового бремени на предпринимательство и стимулирования вывода заработной платы из "тени". При этом в качестве дополнительного аргумента приводятся ссылки на зарубежный опыт и утверждается, что взносы в социальные фонды в России одни из самых высоких в мире.

В рамках обсуждаемых предложений, сознательно или несознательно, замалчивается тот очевидный факт, что уменьшение ставок ЕСН и взносов в ПФР неминуемо приведет к дальнейшему снижению социальных гарантий населения по пенсионному и медицинскому обеспечению.

Поэтому Правительство РФ предложило значительно снизить ставку ЕСН, изменив одновременно пороговые значения регрессивной шкалы.

Повышенный интерес к проблемам реформирования единого социального налога во многом определяется тем, что он является основным фактором устойчивого существования такого распространенного в российской экономике феномена, как теневые зарплаты, а также теневой экономики в целом. В данной связи, как неоднократно подчеркивалось представителями правительства РФ, недавняя реформа этого налога рассматривается в первую очередь в качестве меры, направленной на легализацию экономики.

Влияние ЕСН на увод экономики в «тень» обусловлено тем, что, согласно Налоговому кодексу, в дополнение к легально выплачиваемым зарплатам работодатель обязан также доплачивать до 26% их размера. В таких условиях выплата заработной платы с использованием «серых» схем (страховых схем, «черного нала» в конвертах и пр.) освобождает работодателя от указанных налоговых обязательств, что, безусловно, положительно сказывается на рентабельности бизнеса. [10, с.29]

Как известно, российский бизнес, действуя вполне рационально, активно использует подобные возможности оптимизации своих расходов. По данным Росстата, в 2003 г. объем скрытой оплаты труда в России превысил 2 трлн. руб., что составляет примерно 37 % общего объема оплаты труда в стране и почти 16,3% ВВП. Соответственно по действовавшим на тот момент ставкам единого социального налога ежегодно в государственный бюджет и социальные фонды не доплачивалось более 500-600 млрд. руб.

Как показывает мировой опыт, основными направлениями решения проблемы уклонения от налогообложения являются более эффективное администрирование налогов и создание экономических стимулов для их уплаты. При этом под первым зачастую подразумевается ужесточение мер по сбору налогов, а под вторым - снижение уровня налогообложения.

В российских условиях простое «выбивание» дополнительных 500-600 млрд. руб. налоговых платежей может реально подрывать рентабельность и представлять угрозу существованию целых отраслей экономики.

Задачи по администрированию единого социального налога, которые ФНС России предстоит решить в 2006 году, во многом обусловлены итогами минувшего года. И хотя в целом эти итоги положительны, отдельные моменты вызывают вполне обоснованное беспокойство и у ФНС России, и у других заинтересованных ведомств.

В прошлом году поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, превысили показатель, установленный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» (100,5%).

В целом темп поступлений ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2006 году составил 98% к аналогичному показателю 2004 года, что объясняется снижением с 1 января 2005 года максимальной ставки налога на 9,6 %.

При этом в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступления возросли почти в 5 раз, учитывая рост ставки с 1 января 2005 года в 4 раза. На темп поступлений оказали влияние как рост фонда оплаты труда, так и усиление налогового администрирования. Фактический темп поступления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превышает расчетный, который учитывает рост фонда оплаты труда и изменение ставок.

Почему мы придаем столь большое значение поступлениям ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование? Недопоступление этих платежей приводит к недофинансированию медицинских и социальных программ, нарастанию задолженности по заработной плате медицинским работникам, сокращению объемов бесплатной медицинской помощи, не позволяет увеличивать пенсии, пособия.

Работа по администрированию ЕСН ведется налоговыми органами в тесном взаимодействии с государственными внебюджетными фондами:

- Федеральным фондом обязательного медицинского страхования,

- Фондом социального страхования Российской Федерации,

- Пенсионным фондом Российской Федерации, с которыми заключены соглашения по информационному взаимодействию.

Информация, получаемая от государственных внебюджетных фондов, помогает нам в работе по контролю. Имеются в виду решения ФСС России о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, расчетные ведомости фонда, сведения персонифицированного учета и т. д. [30, с.27]

Налоговые органы добились снижения недоимки по ЕСН за 2006 год в целом по России на 20%. Снижение недоимки наблюдается по всем федеральным округам и большинству управлений ФНС России.

Результативность контрольной работы налоговых органов по единому социальному налогу за 2005 - 2006 год возросла по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 9,3%, в том числе по выездным налоговым проверкам на 24,2%. Соответственно на 64,3% повысилась и результативность на одну выездную налоговую проверку. [18, с. 14]

В 2007 году ФНС России предстоит решить несколько задач, направленных на усиление налогового администрирования ЕСН. Обозначим наиболее важные из них:

1.       Не допустить рост недоимки и принять все меры, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.

2.       Повысить результативность и эффективность контрольной работы.

Внимание налоговых органов будет сосредоточено на выявлении и пресечении схем минимизации налога.

По данным Росстата, около 40 процентов от декларируемых доходов граждан составляет скрытая оплата труда. А ведь это налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Заработную плату необходимо выводить из «тени» и повышать до уровня прожиточного минимума.

Для решения этой проблемы регионами задействован административный ресурс.

Созданные межведомственные комиссии (координационные советы, рабочие группы) при администрациях большинства субъектов Российской Федерации расширили свой состав и функции для решения таких вопросов, как вывод заработной платы из «тени» и повышение ее до уровня прожиточного минимума, установленного в регионе. Ранее (в конце 90-х и начале 2000 года) такие комиссии занимались преимущественно вопросами ликвидации задолженности по заработной плате, и контролировали соблюдение трудового законодательства.

Более того, в некоторых субъектах Российской Федерации специально для указанных целей в конце 2005-го — начале 2006 года при администрациях (в том числе при главах), а также в муниципальных образованиях были созданы новые комиссии (рабочие группы).

Помимо представителей администраций региона (города, района) к работе комиссий привлечены правоохранительные, налоговые органы, органы прокуратуры, миграционной службы, региональные отделения внебюджетных фондов, инспекции по труду, а также профсоюзы.

На комиссии приглашаются работодатели, выплачивающие заработную плату своим работникам ниже прожиточного минимума, или даже ниже минимального размера заработной платы.

Надо сказать, результаты работы обнадеживают. Во многих областях России наметилась тенденция к увеличению количества перерегистрированных трудовых договоров работодателей с наемными работниками на предмет увеличения размера зарплаты.

Некоторые работодатели приходят на комиссию, уже имея при себе приказ о повышении зарплаты.

Налоговые органы выявляют и пресекают в ходе контрольной работы различные схемы ухода от налогообложения, в том числе доказывают и так называемую конвертную схему (выплаты заработной платы без отражения в учете).

Во многих инспекциях проводится мониторинг жалоб граждан (установлены ящики для письменных жалоб), действуют горячие телефонные линии.

Так, за 2006 год налоговые органы выявили 87 случаев выплаты заработной платы в конвертах. Указанную схему ухода от налогообложения применяли 60 индивидуальных предпринимателей и 27 организаций. Данные налогоплательщики скрыли от налогообложения выплаты в пользу физических лиц на общую сумму 13 миллионов рублей.

Это означает, что с «теневой» зарплатой можно и нужно бороться. В результате у государства появится больше средств для решения социальных задач и реализации национальных проектов.

Работодатели должны понимать свою социальную ответственность за сокрытие оплаты труда, занижение ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а работники, получающие зарплату в конвертах, должны осознавать, что в будущем их ждет старость без пенсии.

Поэтому в качестве главного направления создания условий и стимулов для перехода к полному отражению налоговых доходов правительство РФ избрало путь снижение налоговой нагрузки. Кроме того, бурная деятельность Генеральной прокуратуры и налоговых органов, стремящихся донести до предпринимателей основные моральные принципы поведения бизнесмена-патриота, свидетельствует о том, что первое направление - ужесточение мер по сбору налогов - тоже не забыто. Можно констатировать, что в данной области руководством страны выбрана комбинированная тактика. Чтобы оценить ее эффективность, а также лучше понять причины массового уклонения от уплаты единого социального налога мы в данной работе проведем анализ, в результате, которого попытаемся сделать вывод, как и каким образом можно уйти от «теневой» заработной платы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты