Характеристика действующего пенсионного законодательства

В рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. N 167 с аналогичным Конвенции от 21 июня 1982 г. N 157 наименованием в целях разъяснения принципов о сохранении приобретаемых и приобретенных социальных прав, закрепленных в конвенциях МОТ, и для содействия заключению договоров по социальному обеспечению между государствами - членами МОТ приводятся типовые положения для заключения двусторонних или многосторонних соглашений.

В этих типовых положениях предусматривается, что назначение пенсий по инвалидности, старости и по случаю потери кормильца производится либо методом пропорционального распределения, либо методом интеграции, связанной с проживанием, в соответствии с решением, принятым по взаимному соглашению Договаривающихся Сторон. Метод пропорционального распределения заключается в назначении лицу, подпадавшему под действие законодательства Договаривающихся Сторон, пенсии каждой из этих сторон исходя из продолжительности периодов, накопленных до возникновения страхового случая на основании своего законодательства и за счет собственных средств. Метод интеграции предусматривает назначение такому лицу пенсии только на основании законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает, за счет ее финансовых ресурсов. Вместе с тем указанная Рекомендация предусматривает и другие механизмы финансирования расходов по выплате пенсий, назначенных по интеграционному методу: а) распределение этих расходов между Договаривающимися Сторонами с учетом продолжительности периодов, накопленных до наступления страхового случая на основании своего законодательства; б) выплата стороне, на территории которой проживает лицо, другими Договаривающимися Сторонами на основании соглашения единовременной суммы исходя из участия лица в системе страхования каждой Договаривающейся Стороны, в обязанности которой не входит выплата пенсии.

С учетом изложенного, наряду с обозначенными выше пропорциональным (пенсионирование правомочного лица каждой из Договаривающихся Сторон из собственного бюджета исходя из величины пенсионных прав, приобретенных на ее территории) и территориальным (осуществление пенсионного обеспечения за счет и по законодательству государства, на территории которого проживают граждане одной из стран - участниц договора) принципами построения международных пенсионных договоров, можно выявить смешанный территориально-пропорциональный принцип, при котором пенсию назначает государство - участник соответствующего соглашения, на территории которого проживает заинтересованное лицо, но финансирование выплаты пенсии осуществляется и другими Договаривающимися Сторонами.

Примечательно, что в Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 г., подписанной правительствами - участниками Совета Европы <1>, также отмечается исключительная важность заключения двусторонних и многосторонних соглашений в сфере социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить: а) равенство граждан каждой из сторон и граждан другой стороны в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую; б) предоставление, сохранение и возобновление права в области социального обеспечения путем аккумуляции страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством каждой из сторон.

Таким образом, межгосударственные соглашения являются основной формой сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения. Кстати, первый в Европе международный договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904 году. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам <1>.

Совокупность таких международных соглашений является базой международного договорного пенсионного права России, которое достаточно развито.

Следует иметь в виду, что в Федеральных законах от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ повторяется для целей пенсионного обеспечения конституционное положение о приоритете норм международных договоров Российской Федерации по отношению к национальному законодательству.

В практическом плане это означает, что в случае противоречия правил нормативных правовых актов Российской Федерации правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.

Важно, что Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ распространяется на международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

В настоящее время при установлении и выплате пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами применяются 11 пенсионных международных договоров <1>, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство - продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.

С 1 января 2005 г. прекратило действовать Соглашение между СССР и Народной Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 11 декабря 1959 г. в связи с его денонсацией в одностороннем порядке болгарской стороной.

Перечисленные Договоры комплексно регулируют вопросы пенсионного обеспечения граждан договаривающихся сторон, например, при их переселении на место жительства из одного государства - участника соглашения в другое.

Отдельно следует выделить Временное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., поскольку эти Соглашения, в отличие от других названных договоров, направлены на установление порядка пенсионирования отдельных категорий граждан в связи с определенными обстоятельствами.

В первом случае, учитывая большое количество жителей Украины, трудившихся в северных регионах России, это граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к данным районам. При назначении пенсии в связи с работой на Крайнем Севере на территории Украины компетентные органы Российской Федерации производят возмещение расходов на выплату этой пенсии в той ее части, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, начиная с 1 января 1991 года. В этом ситуации часть пенсии, соответствующая продолжительности указанного трудового стажа рассчитывается по нормам законодательства Российской Федерации. При этом возмещение расходов производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины (с учетом Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. <1>).

Во втором случае, принимая во внимание особый статус города Байконур как территории, которую Россия арендует у Казахстана, это жители названного города, под которыми понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур. Их пенсионное страхование и обеспечение производится по нормам российского законодательства, а выплата пенсий осуществляется в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур осуществляет Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом и в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.

Во многих случаях обязательным условием для вступления в силу международных договоров является их ратификация. Ратификация - это акт утверждения международного договора высшими органами государственной власти, выражающий согласие на его обязательность <1>. В частности, ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (статья 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ).

Например, 5 ноября 1999 г. в г. Баку было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое должно вступить в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

До настоящего времени указанное Соглашение не ратифицировано Россией, не вступило в силу и соответственно не может применяться при осуществлении пенсионного обеспечения в нашей стране.

Отметим, что в подписанной редакции ратификация данного Соглашения нецелесообразна, поскольку она не учитывает коренные преобразования пенсионной системы в Российской Федерации.

Условием вступления в силу подписанных Российской Федерацией международных договоров может являться и ратификация их странами-контрагентами. В связи с этим имеется и обратный пример. Так, 25 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики в области пенсионного обеспечения. Это Соглашение было ратифицировано Россией Федеральным законом от 27 ноября 1996 г. N 142-ФЗ, однако, в силу не вступило из-за того, что не было ратифицировано Эстонией. В ходе переговорного процесса стороны достигли договоренности, что Соглашение будет ратифицировано Эстонской Республикой после внесения в него ряда изменений.

В связи с этим 5 ноября 2002 г. был подписан Протокол о внесении изменений в названное Соглашение, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 409 был внесен на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Постановлением от 15 ноября 2006 г. N 3719-4 ГД приняла Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 года".

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрил данный Федеральный закон Постановлением от 24 ноября 2006 г. N 372-СФ.

Тем самым достаточно скоро можно ожидать вступления в силу пенсионного договора и в отношениях еще с одной бывшей республикой СССР - Эстонией.

В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ декларируется, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Статья 31 этого Федерального закона конкретизирует, что вступившие в силу международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ, иными актами российского законодательства. Как отмечает Лукашук И.И., принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву обязывает государства добросовестно проводить в жизнь постановления договора в международной и внутренней сфере. Добросовестное выполнение означает, что стороны обязаны сделать все от них зависящее для реализации договора во всей полноте. Отказ от договора допустим только в соответствии с международным правом. Нельзя ссылаться на свое внутреннее право как на основание для невыполнения договора <1>.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты