Характеристика преступлений, связанных с хищением на транспорте

Различные виды хищения должны обладать определенными общими для них признаками: во-первых, похищенное имущество должно находиться во владении собственника или иного законного владельца; во-вторых, действия при хищении должны носить противоправный характер, то есть запрещенный уголовным законом; в-третьих, действия при хищении складываются из изъятия имущества из владения собственника и фактического завладения им виновного; в-четвертых, противозаконное изъятие и завладение имуществом носят безвозмездный для собственника характер; в-пятых, результатом изъятия и завладения должно быть уменьшение имущественной массы собственника, то есть причинение положительного материального ущерба, без учета упущенной выгоды; в-шестых, целью хищения является присвоение похищенного имущества, то есть внесение его похитителем в свою имущественную массу для последующего использования, эксплуатации в свих интересах, либо передаче такого имущества другим лицам, но с корыстной выгодой[7].

Все сказанное выше касается всех форм хищения. Однако каждая форма хищения дополнительно имеет свои характерные признаки.



2. Преступления, связанные с хищением на транспорте: проблемы квалификации и расследования


Преступления в сфере хищения грузов на транспорте как разновидность общего понятия хищения в уголовно-правовом аспекте охватывают значительную часть главы 21 УК РФ «Преступления против собственности», являющейся частью раздела «Преступления в сфере экономики», а также связаны с рядом других диспозиций статей уголовного законодательства РФ.

Необходимо отметить, несмотря на то, что подавляющее большинство в сфере хищений грузов в настоящее время составляют кражи, в связи с усовершенствованием технологии и механизмов управления железнодорожным транспортом, автоматизацией и компьютеризацией указанных процессов увеличивается число хищений грузов путем мошенничества, в том числе с использованием компьютерной техники.

Видовая криминалистическая характеристика хищений грузов на транспорте представляет собой систематизированное и упорядоченное описание закономерных особенностей субъекта, ситуации и способов совершения действий, которые находят свое выражение в следах преступной деятельности. Типичные следы хищений грузов составляют базовую информационную модель, которая используется в практике расследования данных преступлений. [8]

Классификация способов хищения грузов должна быть построена на основании последовательности совершаемых действий и их отношения к грузоперевозочному процессу. В соответствии с указанным принципом выделяются три группы способов хищения грузов, совершаемых путем:

а) разрушения объекта хранения груза либо подвижной единицы;

б) нарушения правил наложения запорно-пломбировочных устройств и иным путем, не связанным с разрушением объекта хранения груза либо подвижной единицы;

в) нарушения правил грузоперевозочного процесса либо документального оформления перевозочных операций.

Способы хищений грузов на транспорте, как правило, включают в себя стадию подготовки к реализации преступного замысла. Спонтанные хищения грузов на железнодорожном транспорте являются нетипичными для данного вида преступной деятельности.

Преступления, совершаемые на транспорте и связанные с перевозкой грузов, зачастую носят латентный характер. И как следствие, первая проблема, с которой приходится сталкиваться как представителям перевозчика, так и представителям правоохранительных органов и страховой компании, - это определение места и времени совершения хищения груза. Что затруднительно, так как хищения на транспорте всегда носят скрытый характер.[9]

Существенно осложняет расследование преступлений и продолжающаяся практика перевозки грузов по так называемым серым схемам. Это особенно распространено при международной перевозке, когда груз к месту назначения приходит совершенно с другими документами, чем при его отправке. На внутренних перевозках груз зачастую отправляется без надлежаще оформленных перевозочных документов и, в частности, товарно-транспортных накладных.

Другая особенность преступлений на транспорте - широкий спектр правовой квалификации такого рода преступных деяний: от банальной кражи до разбойного нападения.

В практике нередки случаи, когда правоохранительные органы получают информацию о сговоре совершивших преступление лиц с работниками перевозчика. Конечно, это очень сложно доказуемые факты, но они имеют место на рынке транспортной логистики.

В 2009 году на объектах транспорта выявлено свыше 22 тыс. преступлений экономической направленности. Возросло число выявленных преступлений против государственной власти и интересов службы в коммерческих организациях (+1%, или 2988 преступлений), в т.ч. связанных с взяточничеством и коммерческим подкупом (+ 7,3%, или 952 преступления). Возмещение материального ущерба по оконченным уголовным делам экономической направленности составило более 500 млн. рублей.

Так, только в ходе проведения совместных мероприятий по декриминализации сферы грузовых перевозок и розыску «пропавших» вагонов были выявлены и пресечены преступные схемы хищения подвижного состава парка ОАО «РЖД» на общую сумму более 1,8 млн. руб., в т.ч. на Юго-Восточной железной дороге - 7 вагонов на общую сумму более 1 млн. руб., Восточно-Сибирской железной дороге - 4 цистерны на общую сумму более 600 тыс. руб., Северной железной дороге - хоппер-дозатор - более 200 тыс. руб.

В текущем году в сфере грузовых перевозок пресечено и раскрыто свыше 3,6 тыс. преступлений, в т.ч. 2,3 тысячи преступлений, связанных с хищением имущества предприятий транспорта и грузов. За хищения задержано более 2,3 тыс. правонарушителей. Обеспечено возмещение материального ущерба по оконченным уголовным делам на сумму около 34 млн. рублей. [10]

Негативным образом на сохранность перевозимых грузов сказывается участие работников транспорта в совершении преступлений в сфере грузовых перевозок. В текущем году выявлено 219 работников транспорта, совершивших хищение грузов и 524 (+32,3%) - совершавших хищения грузов в составе преступных групп.

Однако если говорить об особенностях расследования преступлений по событиям на железнодорожном транспорте, то здесь сложилась достаточно эффективная система. В ее основе лежат нормы, закрепленные в Уставе железнодорожного транспорта РФ, распоряжении ОАО «РЖД» от 11.05.2004 N 2020р «Об обеспечении сохранности перевозимых грузов в ОАО «РЖД» и в указании Генпрокуратуры РФ от 03.04.95 N 19/23, МВД РФ N 1/1609, МПС РФ N 103 «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищениях грузов».

Все случаи утраты грузов в процессе перевозки, независимо от их стоимости, расследуются специальной комиссией по обеспечению сохранности перевозимых грузов с участием руководителей подразделений в составе отделения.

Расследование проводится на основе оперативной информации о факте пропажи груза. Нормативными актами установлены достаточно жесткие, но реальные сроки: расследование должно быть полностью закончено на станциях и в отделениях железных дорог в 10-дневный срок, а на железной дороге - в 20-дневный срок с момента отправления оперативного донесения.

Основным документом и важным доказательством, служащим основанием для возложения ответственности за несохранную перевозку, является коммерческий акт, составляемый по требованию грузополучателя. Коммерческий акт содержит всю необходимую информацию об обстоятельствах хищения, размере убытка и служит правовым основанием для принятия решения страховщиком по выплате страхового возмещения.

При участии в расследовании таких дел сотрудники сталкиваются в первую очередь с несвоевременным поступлением информации об утрате (хищении) груза и с неправильным оформлением документов, фиксирующих первичные следы преступления. Ведь следы преступления утрачиваются в процессе перевозки.

Зачастую коммерческие акты составляются формально, в них искажаются существенные сведения, в экспертном отчете не содержится обоснованных сведений о размере ущерба, не указаны все обстоятельства страхового события, не выявлены причинно-следственные связи, что не позволяет определить потенциальных лиц, причастных к преступлению. Иногда имеет место сговор представителей заинтересованных сторон, например грузополучателя и представителя склада.

В ходе расследования может выясниться и то, что груз в процессе перевозки надлежащим образом не охранялся, хотя при заключении договора страхования это заявлялось как необходимое условие. Или что перевозка осуществлялась с использованием экспедитора без надлежащего оформления договора транспортной экспедиции. Все это значительно затрудняет расследование преступления.

При получении уведомления об утрате, гибели или повреждении груза, в том числе в результате противоправных действий третьих лиц, задача страховщика - прежде всего проследить за правильностью действий страхователя при формировании доказательственной базы о произошедшем событии. Должен быть соблюден порядок оформления случаев недоставки/повреждения грузов в зависимости от типа перевозки.



3. Хищения, совершаемые на отдельных видах транспорта


3.1 Хищения на объектах водного и морского транспорта


Морской транспорт Российской Федерации переживает сложные, зачастую противоречивые процессы реформирования. Допущенные в ходе его структурной перестройки просчеты привели Ряду негативных последствий, в том числе к росту правонарушений в различных сферах хозяйственной деятельности.

В последнее время наметилась тенденция совершения незаконных сделок с объектами водного транспорта. Материальная база крупнейших транспортных предприятий подвергается расхищению и незаконному использованию при попустительстве ответственных лиц. Предметом хищений, совершаемых в сфере морского транспорта и наносящих наиболее значимый ущерб являются портовое имущество, морские суда, денежные средства, в том числе выделенные из бюджета для модернизации флота, также добытые водные биоресурсы и продукты, изготовленные из них.

Хищения и иные преступления, совершаемые в процессе расчетов по обязательствам. Их объединяет использование фиктивных товарно-транспортных документов с неверным указанием в них объема переданных или выполненных товаров, работ, услуг и их стоимости. Преступления могут совершаться как членами команды судов, так и многочисленными посредниками, обслуживающими объекты морского транспорта (сюрвейторы, шипчандеры, буксировщики).

Хищения, совершаемые в процессе продажи активов под видом неликвидного имущества. Как правило, имущество и товарно-материальные ценности реализуются по заниженным ценам с незаконным получением вознаграждения лицом, уполномоченным для совершения сделки. Так, по материалам Дальневосточного УВДТ было возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ в отношении представителя ОАО «Корсаковский морской торговый порт», который при реализации лома черных металлов вьетнамской фирме «Олбико» присвоил 12 млн руб

Хищения, совершаемые в процессе смены собственников В связи с бесконтрольностью со стороны департаментов морского транспорта (ДМТ) не принимаются меры по фактам незаконной эксплуатации или продажи судов, зарегистрированных и поставленных на учет на территории России, что позволяет судам, находящимся под российской юрисдикцией, выполнять международные рейсы в обход установленных правил. Так, возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч 1 УК РФ в отношении генерального директора судоходной компании ЗАО «ФРИМ», который в ущерб компании с целью незаконного отчуждения теплохода СТ-1315 заключил заведомо невыгодный договор займа, в результате чего компании был причинен ущерб на сумму 0,6 млн. долл. По ст. 159 ч. 3 УК РФ — по факту хищения теплохода «Мариам» путем подделки документов о смене владельца.[11]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты