Характеристика преступлений, связанных с хищением на транспорте

Хищения, совершаемые в процессе использования объектов морского транспорта, находящихся в государственной собственности. Так, по материалам Северо-Западного УВДТ возбуждено уголовное дело по ст. 165 ч. 3, 286 ч. 1 УК РФ в отношении руководителя Департамента эксплуатации ледокольного флота и руководителей ОАО «Мурманское морское пароходство», которые в период 1998-2004 гг. не перечисляли в доход государства денежные средства от коммерческого использования переданного им в доверительное управление федерального имущества (восемь атомных ледоколов, два дизель-электрических ледокола, атомный лихтеровоз и др.). Ущерб государству составил более 7 млн. долл.

Хищения, совершаемые в процессе использования бюджетных средств. Имеют место злоупотребления руководителей отрасли различного уровня, связанные с хищениями и нецелевым использованием денежных средств, в том числе от сдачи в аренду федерального имущества и выделенных для модернизации флота денежных средств. Так, представляют интерес уголовные дела Северо-Западного УВДТ, возбужденные в отношении руководителей коммерческих предприятий, которые использовали свое служебное положение для хищения денежных средств. Например, в отношении директора коммерческой организации, который похитил около 1 млн. руб. путем оформления подложных финансовых документов на фиктивных работников, было возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч. 1 УК РФ.

Практика показывает, что для организации лжеэкспорта злоумышленниками часто используется морской транспорт. Особенности формирования партий и их отгрузки, перевалка груза с других видов транспорта, оказание экспедиционных услуг удлиняют Цепочку задействованных фирм-перевозчиков, усложняют документооборот, тем самым маскируются следы фальсификации данных о вывозе товара с территории РФ.

Механизм хищения основан на использовании льгот, предоставляемых законодательством организациям-экспортерам и заключающихся в применении к вывозимой за рубеж партии товаров нулевой ставки НДС (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Так как фирмы-посредники, приобретая товар с целью поставок на экспорт, не являются производителем вывозимого имущества, то суммы НДС, Уплаченные в бюджет на этапах производства и перепродажи товара, подлежат возмещению. Право на возмещение НДС связывается не с фактическим внесением налога поставщиками, а с уплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара.

Поэтому все претензии по неуплате НДС в процессе перепродажи продукции возникают не к фирме-экспортеру, а к ее поставщику, который, как правило, является фирмой-»однодневкой» Таким образом, фирма-экспортер получает право требования фактически ранее не уплаченных сумм НДС из бюджета.[12]


3.2 Хищения, совершаемые на трубопроводном транспорте


К числу опасных криминальных тенденций последних лет относится стабильный рост краж нефти и продуктов ее переработки путем несанкционированных врезок в нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. В течение ряда лет эта разновидность краж из разряда редких преступлений трансформировалась в масштабную угрозу безопасности топливно-энергетического комплекса страны. По данным ГИАЦ МВД России, в 2006 году выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системе магистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являются Приволжский (220 преступлений) и Южный (65 преступления) федеральные округа.[13]

Основным видом преступного посягательства на нефть и нефтепродукты являются их хищения, совершаемые ненасильственными способами (путем кражи) при транспортировке различными видами транспорта, в первую очередь, трубопроводным транспортом. Большинство таких краж совершается с использованием особых технологических приспособлений (врезок), кустарно устанавливаемых на трубопроводы. Так называемые «врезки» в магистральные нефтепроводы нарушают технологическую безопасность, создают опасность, как для жизни самих похитителей, так и для жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей среды. Масштабы и количество таких преступлений, к большому сожалению, ежегодно увеличиваются.

Отсутствие четких механизмов статистического учета преступлений, совершаемых в нефтяной отрасли, и критериев оценки отнесения тех или иных событий к преступлениям, в определенной степени способствует тому, что некоторые недобросовестные должностные лица правоохранительных органов используют названные недостатки для создания положительного имиджа этих органов в сфере борьбы с экономической преступностью.

Хищения нефти и нефтепродуктов характеризуются определенными криминологическими особенностями, относящимися к способам и механизмам их совершения, используемым орудиям и приспособлениям, а также характеризующим личность преступников. Наиболее существенными из таких особенностей являются:

- исключительно корыстные мотивы их совершения;

- организованность и групповой характер их совершения;

- устойчивость и направленность на длительную деятельность;

- обязательное использование специального автотранспорта, соответствующего инструмента, технологических и технических устройств и приспособлений;

- наступление, как правило, в результате совершения рассматриваемых преступлений тяжких последствий в виде гибели людей или причинения вреда их здоровью, негативных экологических последствий (загрязнение окружающей среды в результате разлива нефти или иных нефтепродуктов, пожары, техногенные аварии и катастрофы и т.д.) или возникновение угрозы наступления таких последствий

В числе причин, способствующих стабильному росту данного вида преступлений, можно назвать:

а) невысокую эффективность применения следственными и судебными органами мер уголовной ответственности за кражи нефти и нефтепродуктов, вследствие неполного и некачественного использования их возможностей, ошибок в квалификации и т.д.;

б) отсутствие у субъектов государственной системы охраны правопорядка на объектах нефтяной отрасли соответствующих правовых механизмов профилактического воздействия на данные правонарушения, в том числе мер специально-криминологического предупреждения;

в) слабое оперативное обслуживание органами внутренних дел предприятий нефтяной отрасли и т.д.;

г) невысокую эффективность деятельности частных охранных структур, обеспечивающих безопасность объектов нефтяной отрасли.[14]

Необходимость целенаправленного воздействия на преступность и смежные с ней явления, в целом носящие негативный антиобщественный характер и оказывающие деструктивное влияние на институты государственной власти, общественные ценности, демократическое и стабильное развитие общества, как представляется, носит бесспорный характер.

В совокупности проблем, связанных с различными проблемами противодействия преступности и иным правонарушениям, можно выделить следующие аспекты:

во-первых, необходимость разработки государственной политики, стратегии и тактики борьбы с преступностью, основанной и отражающей политику и идеологию государства в данной сфере;

во-вторых, постановку во главу угла борьбы с преступностью права, реализующего основные ценности правового государства, а именно: обеспечение безопасности личности, общества и государства, прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость и общественное спокойствие;

в-третьих, методологическое и методическое выделение и обеспечение на федеральном и региональном уровнях многоаспектного характера уголовной политики, в частности, ее концептуального, законодательного, правоприменительного и других составляющих.

Одной из основных причин стабильного роста количества совершаемых экономических преступлений, как, впрочем, и преступности в целом, является рассогласование отдельных направлений уголовной политики, осуществляемой государством в сфере противодействия преступности и иным правонарушениям.

Центральной задачей правоохранительных органов в сложившихся условиях становится качественное совершенствование уголовно-правовой борьбы с преступностью, и усиление интенсивности борьбы по отдельным направлениям. Необходимость такого усиления является вынужденной мерой, ответной реакцией на активные процессы криминализации общественных отношений. Усиление уголовно-правовой борьбы с преступностью, включая экономические преступления в нефтяной отрасли предполагает применение всей системы мер уголовно-правового воздействия и, по возможности, обеспечение эффективности каждой меры

Определенные трудности в применении названных уголовно-правовых мер связаны с определением в ходе предварительного расследования размеров ущерба, причиненного хищением нефти или нефтепродуктов. По смыслу части четвертой примечания к статье 158 УК РФ, размеры ущерба, причиненного кражей, определяются только стоимостью похищенного имущества.

Однако фактические размеры ущерба, причиненного хищением нефти из трубопровода, могут значительно крупнее. При расчете его размеров необходимо исходить из совокупного ущерба, складывающего из а) ущерба, причиненного преступлением собственнику нефти, б) ущерба, причиненного собственнику трубопровода, и в) ущерба, причиненного экологии данной территории (если такие последствия наступили), и, кроме того, необходимо учитывать стоимость работ по ликвидации негативных экологических последствий. Таким образом, ущерб от повреждения нефтепровода всегда оценивается как значительный.

Факт самовольного подключения к магистральному трубопроводу с целью последующего совершения кражи нефти содержит признаки умышленного уничтожения и повреждения имущества, совершенного общеопасным способом (ч. 2 статьи 167 УК РФ), и должен квалифицироваться по совокупности статей.

Необходимо сделать вывод, о том что действия, выразившиеся в осуществлении самовольного подключения к нефтепроводу путем установки специального технического устройства с целью последующего совершения кражи нефти или нефтепродуктов, если при этом виновные были задержаны и им по этой причине не удалось довести преступление до конца, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, как оконченное преступление, предусмотренное статьей 215.1 УК РФ и как покушение на кражу из нефтепровода или нефтепродуктопровода, предусмотренное ч. 3 статьи 158 УК РФ.

Следует в этой связи отметить, что эффективность борьбы с хищениями нефти и нефтепродуктов во многом зависит от масштабов и интенсивности специально-криминологического предупреждения, продуктивности используемых при этом тактики, методик и конкретных приемов деятельности органов внутренних дел. При транспортировке легче создать условия, существенно затрудняющие совершение преступного посягательства, чем выявить и раскрыть его на всем протяжении пути следования от производителя до получателя груза.


3.3 Хищения, совершаемые на железнодорожном транспорте


Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» устанавливается, что функционирование       железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и формирование рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

При этом реализация первых двух из указанных принципов в определенной мере зависит от уровня эффективности деятельности по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, совершаемых в условиях железной дороги. Принцип «качество оказываемых услуг» тесно связан с понятием «сохранность перевозок», так как хищение грузов различными способами является одним из самых распространенных преступлений, совершаемых в условиях железнодорожного транспорта. Кроме того, в соответствии с п.7. ст. 10 раздела II Устава открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», одной из основных задач общества является обеспечение сохранности перевозимых грузов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты