Хозяйственные суды в РБ
1. История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь
Система судебных органов в Беларуси складывалась постепенно, но в завершенном виде сформировалась в XVI в., когда создаются и получают законодательное закрепление такие суды, как земские, подкоморские и Главный суд. Что же касается других судов, действовавших в XVI в., то они были созданы значительно раньше и вместе с вновь учрежденными судами составили довольно прогрессивную и своеобразную судебную систему Великого княжества Литовского, которая пережила существование этого государства и действовала в несколько измененном виде в Беларуси вплоть до 1830 г. Законодательство Великого княжества Литовского явилось существенным продвижением на пути решения вопроса о формировании судебных органов. Наиболее значимыми памятниками права Великого княжества Литовского являются статуты (1529, 1566, 1588). Важное значение в Статуте 1588 года придавалось созданию справедливого суда. Следует отметить, что соответствующие структуры с более-менее близкой сегодняшним хозяйственным судам компетенцией действовали не постоянно. После того как в результате третьего раздела Речи Посполитой в состав России была включена вся Беларусь (1795 г.), именным Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были учреждены коммерческие суды и Устав их судопроизводства. К компетенции коммерческого суда были отнесены все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам, а также все дела о торговой несостоятельности.
После 1917 г. эволюция организационно-правовых механизмов разрешения экономических споров носила извилистый и разветвленный характер, т.е. споры рассматривали различные инстанции и органы. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров.
Переход к НЭПу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров. В 1922 г. при СТО (Совет Труда и Обороны) были образованы Арбитражная комиссия и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областные и губернские экономические совещания). В 1931 г. был учрежден Государственный арбитраж СССР. Положение о нем исключало из компетенции Государственного арбитража споры между хозяйственными органами одного ведомства, чем было положено начало созданию ведомственных арбитражей. Компетенция Государственного арбитража менялась (то усложнялась, то упрощалась), т.е. на рассмотрение органов Государственного арбитража передавались споры самого различного рода и характера.
17.01.74 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Государственного арбитража» – Госарбитраж преобразован в союзно-республиканский орган.
Система хозяйственных судов Республики Беларусь пришла на смену государственным и ведомственным арбитражам.
05.06.91 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон Белорусской ССР «О хозяйственном суде Белорусской ССР» (введен в действие 01. 07. 91 г.). Одновременно были ликвидированы Государственный арбитраж, арбитражи министерств, госкомитетов и ведомств.
Процессуальной основой деятельности хозяйственных судов стал Хозяйственный процессуальный кодекс Белорусской ССР, принятый Верховным Советом Белорусской ССР 5 июня 1991 г. и введенный в действие с июля 1991 г.
Замена арбитражей судами предопределялась новыми условиями развития государства, при которых основными регуляторами экономических отношений становились закон и договор. Поэтому необходимо было создать суды, которые с учетом положительного опыта, накопленного государственным арбитражем (оперативность рассмотрения споров, специфика правоотношений, эффективное воздействие на хозяйственные отношения, преемственность кадров и т.д.), на строгой процессуальной основе разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонам равные возможности для защиты своих интересов.
В последующие годы Хозяйственный процессуальный кодекс 1991 г. был дополнен многими новыми принципиальными положениями.
В январе 1995 г. главой государства был подписан принятый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В нем отмечается, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь (ст. 1).
Дальнейшее развитие система хозяйственных судов получила в декретах и указах Президента Республики Беларусь, итоговых документах съездов судей Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь.
В целях повышения оперативности рассмотрения дел, улучшения организационного руководства хозяйственными судами в 1997 г. был создан Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, определен его численный состав. Этот вопрос решен в Декрете Президента Республики Беларусь от 29.09.97 г. №17 «Об образовании Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь».
Указом Президента Республики Беларусь от 08.10.97 г. №507 «О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь» в целях обеспечения оперативности и эффективности исполнения решений хозяйственных судов с 1 января 1998 г. создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.
С 1.01.99 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.09.98 г. №540 «О создании хозяйственного суда г. Минска» создан хозяйственный суд г. Минска.
И, наконец, новый Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11.11.98 г., одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26.11.98 г. был подписан Президентом Республики Беларусь 15.12.98 г. (далее – ГПК).
В соответствии со ст. 315 ХПК он вступил в силу через 6 месяцев после опубликования, т.е. 6 ноября 1999 г.
Принятие нового ХПК диктовалось многими объективными обстоятельствами. В старом ХПК 1991 г. было достаточно слабых (наряду со многими достоинствами) мест, затрудняющих его применение, снижающих эффективность судебной защиты прав юридических лиц и граждан. Кроме того, многие нормы ХПК 1991 г. необходимо было приводить в соответствие с Основным Законом страны (Конституцией Республики Беларусь 1994 г. с изм. и доп. 1996 г.). Необходимость в новом ХПК диктовалась и международными обязательствами Республики Беларусь. В ст. 12 Устава Союза Беларуси и России одной из задач называется унификация и согласованное развитие законодательства государств – участников Союза. Много положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, введенного с 01.07.95 г., выгодно отличались от положений ХПК 1991 г.
2. Система, состав и структура хозяйственных судов
Система и структура хозяйственных судов Республики Беларусь установлена Законом Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (п. 3 списка нормативных актов).
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь (далее – ВХС) возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Полномочия ВХС (ст. 13 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь») следующие:
¾ рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности;
¾ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
¾ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
¾ обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;
¾ изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
¾ разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
¾ осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
¾ ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
¾ осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе, по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
¾ решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
¾ осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
По вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов в Республике Беларусь и взаимоотношений между ними ВХС принимает правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.
Структура ВХС утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.97 г. №63 «Об утверждении структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и структуры аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь»):
¾ руководство – Председатель ВХС, первый заместитель и два заместителя, которые одновременно являются судьями;
¾ судьи, которые в свою очередь образуют Президиум ВХС, коллегию по решению споров и коллегию по проверке законности решений хозяйственных судов.
Структура аппарата ВХС: