Хозяйственные суды в РБ

Примерный перечень правовых средств обеспечения независимости судей провозглашается в Основных принципах независимости судебных планов, принятых V Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.). В нем, в частности, отмечается, что каждое государство обязано представлять необходимые средства, позволяющие судам надлежащим образом выполнять свои функции. Согласно ч. 3 ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» независимость судей обеспечивается установленным порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей.

В целях обеспечения законного и обоснованного разрешения судебных дел не допускается какое бы то ни было давление на судей со стороны любых государственных органов, должностных лиц, депутатов, средств массовой информации и отдельных граждан. Исключается также возможность направления в адрес судов всякого рода обращений и резолюций с требованиями осудить «по всей строгости закона» и т.п.

Средствам массовой информации запрещается предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью.

Одной из существенных гарантий независимых судей является их неприкосновенность. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия квалификационной коллегии судей и органа, который избрал его либо назначил.

Согласно ст. 65 «О судоустройстве и статусе судей» в отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр, применение мер административного взыскания. Судья не несет какой-либо ответственности за высказанные им при осуществлении правосудия суждения и принятое решение за исключением случаев, когда вступившим в законную силу приговором суда будет установлена его виновность в совершенном преступлении.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Такое дело подсудно Верховному Суду Республики Беларусь.

Отличительной чертой статуса судей является их несменяемость. Под ней понимается избрание (назначение) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно.

Несменяемость судей также означает, что судьи не подлежат переводу без их согласия и их полномочия не могут быть прекращены иначе, чем по закону.

хозяйственный суд процесс судья

5. Принципы хозяйственного процесса


Система принципов хозяйственного судопроизводства – сердцевина хозяйственного процесса, выражающая его сущность. Говорят, что принцип – это фундамент, или несущая конструкция, хозяйственного (как и любого другого) судопроизводства.

Принципы – основные директивы (указания) законодателя участникам хозяйственного процесса и суду, призванные обеспечить правильное, своевременное рассмотрение и разрешение судебных дел, защиту прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан–предпринимателей. Принципы хозяйственного судопроизводства закрепляются не только в Хозяйственном процессуальном кодексе, а, в первую очередь, в положениях Конституции Республики Беларусь, Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (см. п. 22 в списке нормативных актов) и др.

Принципы хозяйственного процесса взаимообусловлены и подкрепляют друг друга, обеспечивая гармоничное развитие процесса по делу. Принципы хозяйственного судопроизводства и лежащие в их основе правовые идеи имеют большое значение для законодателя, для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, для суда, а также для ученых, занимающихся проблемами хозяйственного процесса. Законодателю же принципы помогают правильно конструировать процессуальные нормы; сторонам и другим, юридически заинтересованным в исходе дела лицам, суду – правильно их понимать и соблюдать или применять, ученым – правильно истолковывать имеющиеся нормы и предлагать новые. Исходя из принципов хозяйственного судопроизводства, решаются дела в случаях пробелов в процессуальном законе, дополняется и совершенствуется все процессуальное законодательство.

Ученые по-разному определяют количественный состав принципов, их содержание и значение. Возможна различная классификация принципов:

1.                 По правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа (конституционные, отраслевые).

2.                 По сфере действия (общеправовые, межотраслевые, отраслевые).

3.                 По функциональному признаку (судоустройственные и судопроизводственные) и т.д.

Принципы хозяйственного процесса:

1.                 Принцип законности.

2.                 Принцип осуществления правосудия только хозяйственным судом.

3.                 Принцип равенства перед законом и хозяйственным судом.

4.                 Принцип права на юридическую помощь.

5.                 Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде.

6.                 Принцип независимости судей и подчинения их только закону.

7.                 Принцип гласности судебного разбирательства.

8.                 Принцип государственного языка судопроизводства.

9.                 Принцип обязательности судебных постановлений.

10.            Принцип равноправия и состязательности сторон.

11.            Принцип диспозитивности.

12.            Принцип непосредственности и непрерывности.

Принцип законности. Хозяйственные суды – это органы, осуществляющие правосудие. Законность в деятельности хозяйственных судов означает полное соответствие всех судебных актов и процессуальных действий, совершаемых судом и участниками процесса при рассмотрении и разрешении экономических и иных споров нормам материального и процессуального права, т.е. закону. Суды обязаны осуществлять правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он ставит в установленном порядке вопрос о признании нормативного акта неконституционным (полностью или частично). Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать законодательным актам.

В случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные отношения, суд применит норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы суд, разрешая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права).

Решение суда является законным, если при вынесении его правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Решение незаконно, если суд, в частности, не применил или неправильно применил подлежащую применению норму материального права. Разумеется, суд должен при этом правильно истолковывать соответствующий нормативный акт. Но неправильное толкование примененной нормы права влечет за собой признание решения незаконным не само по себе, а потому, что приводит к неправильному применению этой нормы.

Важной гарантией осуществления принципа законности является производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также норма, в силу которой судьи при рассмотрении споров независимы и подчиняются только закону.

Рассмотрение дел в кассационной инстанции, установление прокурорского и судебного надзора, возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам способствуют осуществлению принципа законности. Принцип законности выражается в обязанности участников процесса соблюдать требования Хозяйственного процессуального кодекса, т.е. лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, в случае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные ХПК и другими законодательными актами. Принцип законности пронизывает все хозяйственное судопроизводство от начала (правового обоснования иска) до завершения защиты (исполнения решения). Все процессуальные действия суда и участников процесса должны совершаться в полном соответствии с этим принципом.

Принцип осуществления правосудия только хозяйственным судом. Норма Хозяйственного процессуального кодекса, закрепляющая данный принцип, развивает конституционное положение о принадлежности судебной власти в Республике Беларусь судам и построении системы судов на принципах не только территориальности, но и специализации (ст. 109 Конституции).

Хозяйственные суды как специально созданные для осуществления правосудия государственные органы осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке с соблюдением установленных форм хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Рассмотрение некоторых экономических споров третейскими судами, а также административными органами (например, земельных споров) не является правосудием. Только хозяйственные суды располагают максимальными возможностями успешного правоприменения, вынесения законных и обоснованных решений. Правосудие при этом является высшей и окончательной формой юрисдикции, так как решения суда обязательны для всех лиц на территории Республики Беларусь и не могут быть отменены иными государственными органами.

Принцип равенства перед законом и хозяйственным судом. Этот принцип также вытекает из положений Конституции Республики Беларусь о том, что все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Различия для юридических лиц по форме собственности (государственная или частная), месту нахождения, подчиненности, характеру деятельности, а для граждан – по происхождению, социальному и имущественному положению и другим обстоятельствам не влекут никаких процессуальных последствий. Возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение судебных актов и другие процессуальные действия осуществляются по единым правилам, которые обязательны для всех: как для лиц, участвующих в деле, так и для хозяйственных судов Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты