Юридическая ответственность (на материалах Сенненского райпо)

Таким образом, для конституционно-правовой ответственности характерно её возможное применение наряду с другими мерами, составляющими иной институт ответственности (уголовной, административной).

В последние годы произошли принципиальные изменения в экономике. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования. Сегодня создается большое количество юридических лиц различной организационно-правовой формой. В свою очередь это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных)органов. Привлечение хозяйствующих субъектов к юридической ответственности возможно в самых различных сферах, поэтому необходимо выделить виды юридической ответственности в деятельности субъектов хозяйствования.

Административная ответственность–это вид юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых субъектами хозяйствования : экологические правонарушения, нарушение таможенных правил, нарушение налогового законодательства, нарушение пожарной безопасности, нарушение санитарных и природоохранительных правил, валютные правонарушения и др.

Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность субъектов хозяйствования распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования.

В отношении субъектов хозяйствования административное законодательство устанавливает следующие виды административных наказаний :

● предупреждение;

● штраф;

● возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

● конфискация орудие свершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение применяется в отношении субъектов хозяйствование совершивших незначительное нарушение установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

От предупреждения как меры административного наказания нужно отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и ,естественно не являются административными наказаниями.

Штраф–денежное наказание, назначаемое нарушителям административно правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определённой суммы денежных средств.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, но и законодательными актами субъектов Республики Беларусь.

Возмездное изъятие как вид административного наказание распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применятся лишь в отношении собственника названных предметов.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения–эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в государственную собственность или собственность субъекта Республики Беларусь. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в собственности правонарушителя.

В Республике Беларусь в настоящее время основным регулирующим административную ответственность субъектов хозяйствования нормативным актом является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также нормативные акты субъектов республики Беларусь.

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения, состоит в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред физическим или юридическим лицом, причем имущественный ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия.

За гражданское правонарушение законодательство предусматривает следующие меры воздействия : принудительное исполнение обязанности; возмещение убытков; выплата неустойки; принудительное возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества и т. п.

В соответствии с гражданским законодательством исполнение обязательств субъектом хозяйствования (ответственность.) обеспечивается посредством экономических санкций, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом организация, право которой нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ей убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещения убытков в меньшем размере.

Неисполнение обязательств в соответствии с законом и договором вызывает необходимость применения материальных санкции в форме неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую организация-должник обязана уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка осуществляется в двух формах : в виде штрафа и пени.

Прекращение обязательств субъектов хозяйствования осуществляется следующими способами :

● надлежащим исполнением обязательств;

● предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок которого устанавливаются сторонами;

● полным или частичным зачётом встречного однородного требования, требования, срок которого не указан или не определен моментом востребования;

● совпадением должника и кредитора в одном лице;

● соглашением сторон о замене первоначального обязательства существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

● освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора;

● невозможность исполнения, если она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает;

● на основании закона государственного органа;

● ликвидации юридического лица.

В современных условиях весьма интересной представляется проблема уголовной ответственности юридических лиц. Кандидаты юридических наук Н.А. Духно и В.И. Ивакин полагают, что в настоящее время в Уголовный Кодекс Республики Беларусь ( далее–УК Республики Беларусь) можно внести изменения и ввести уголовную ответственность юридических лиц. Можно было бы выделить следующие признаки такой ответственности: противоправность, общественная опасность, виновность юридического лица. Кроме того, деяние, которое совершенно данным юридическим лицом должно быть совершенно им в личных интересах, либо оно было допущено, санкционировано, одобрено или использовано органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом.

Представляется, что ведение уголовной ответственности юридических лиц за некоторые виды преступление (например, экономического характера ) будет способствовать повышению эффективности борьбы с такими преступлениями. Видами наказания для юридических лиц можно назвать штраф, запрещение заниматься определенной деятельностью или ликвидация юридического лица. Можно предложить и другие виды наказаний. Но все это требует тщательной проработки [ 23, c. 16].

Должностные лица несут уголовную ответственность прежде всего за преступления против интересов службы (гл. 35 УК Республики Беларусь), под которыми понимаются совершенные умышленные или по неосторожности общественно-опасные деяния, которые причиняют существенный вред интересам службы, т. е. нормальной деятельности государственных органов местного управления и самоуправление, а также аппарата управления и самоуправления, а также аппарата управления организацией (независимо от форм собственности).

В других главах Особенной части УК Республики Беларусь (гл. 24 «Преступление против собственности», гл 25 «Преступление против порядка осуществления экономической деятельности», гл. 34 «Преступление против правосудия» и др.)также имеются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступление, совершенное должностными лицами с использованием своих служебных полномочий (ст. 137, 192, 204, 210, 224, 225, 232, 330, 392, 455 и др.). Они являются специальными по отношению к нормам, имеющимся в гл. 35 УК.В главе 35 предусмотрена ответственность за следующие составы преступлений :

● злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424);

● бездействие должностного лица (ст.425);

● превышение власти им служебными полномочиями (ст.426);

● служебный подлог (ст.427);

● служебная халатность (ст.428);

● незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);

● получение взятки (ст. 430);

● дачу взятки (ст.431);

● посредство во взяточничестве (ст.431);

● посредство во взяточничестве (ст.432);

● получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата (ст.433) [20, c. 129-130 ].

Таким образом, самой популярной (обоснованно) в юридической литературе является классификация по видам правонарушений, из которых вытекает необходимость в применении юридической ответственности. Здесь отчетливо проявляются такое свойство прав, как системность (санкции каждой из отрасли имеют свои особенности, обусловленные спецификой данной отрасли) и все же нетрудно усмотреть общность этих разновидностей.

Итак, по виду основания юридическая ответственность делится на :

● уголовную ответственность;

● административная ответственность;

● дисциплинарная ответственность;

● гражданско-правовая ответственность.

По субъектам (т.е. по лицам, в отношении которых применяются меры государственного принуждения) юридическая ответственность делится на:

● юридическую ответственность юридических лиц (распространено в гражданском и административных правах);

● юридическая ответственность физических лиц (уголовная, гражданская, административная, трудовое право).

2. Особенности имущественной ответственности

2.1 Основание наступления имущественной ответственности


В юридической литературе последних лет много внимания уделяется проблемам юридической ответственности, ряд монографических исследований подверг их глубокой разработке. Но имеются ещё спорные вопросы, требующие дальнейшего изучения.

В данной главе особое внимание уделено общетеоретическим вопросом природы гражданско-правовой ответственности. Объясняется это рядом причин. Во-первых, гражданско-правовая ответственность является одним из важнейших средств, обеспечивающих нормальное развитие экономического оборота, устойчивость имущественных отношений, основанных на государственной и частной собственности. Во-вторых, наибольшее число спорных проблем, относящихся к уяснению природы юридической ответственности и имеющих не только теоретическое, но и практическое значение, возникает в сфере гражданско-правовой ответственности и соприкасающихся с этой средой иных видов имущественной ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты