Юридическая ответственность (на материалах Сенненского райпо)

Иск о признании недействительным решением контролирующего органа о применении экономических санкций не может быть предъявлен, если со дня вынесения решения прошло более одного года.

Субъект предпринимательской деятельности правонарушитель обязан на основании решения соответствующего контролирующего органа произвести уплату экономических санкций в течении 15 дней со дня получения им (вручения его представителю) копии решения, а в случае обжалования решения –в течении 15 дней со дня вынесения судом решения об оставлении в силе (полностью или частично) решения контролирующего органа.

Порядок бесспорного списания экономических санкций предусмотрен ст. 10 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», в соответствии с которым суммы других финансовых санкций, не внесенные в установленные сроки, пени за несвоевременное внесения платежей взыскиваются за все время уклонения от уплаты по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном порядке с физических лиц. Следует сразу отметить, что на сегодняшний день данная норма имеет некоторые расхождения с п. 33 Указа Президента Республики Беларусь № 722, согласно которому суммы экономических санкций, не внесенные субъектом предпринимательской деятельности–правонарушителем в сроки, предусмотренные законодательством, списываются в бесспорном порядке по распоряжению контролирующего органа, наделенного правом бесспорного списания, со счетов правонарушителя в национальной валюте, а при недостаточности средств в национальной валюте–в иностранной валюте с его счетов или со счетов дебиторов. Принимая во внимании п.1 Указа Президента Республики Беларусь № 722, которым определено, что под субъектами предпринимательской деятельности имеются в виду как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также то ,что Указ Президента , которым утвержден Порядок организации и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, имеет более высокую юридическую силу, нежели Закон, можно сказать, что экономические санкции могут быть списаны в бесспорном порядке как с юридических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей [16, с. 29 ].

Таким образом, следует отметить, что порядок применения всех экономических санкций должен соответствовать порядку, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 722. Поэтому процедура обжалования решений контролирующих органов о применении экономических санкций одинакова во всех случаях и предусмотрена п.п.30-32 Порядка.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 30 Порядка для исков об оспаривании решений (актов) контролирующих органов установлен досудебный порядок урегулирования споров. Иными словами, до подачи искового заявления в суд субъект предпринимательства должен обжаловать решение контролирующего органа, с которым он не согласен, в вышестоящий орган (либо вышестоящему должностному лицу), и только в случае несогласия с принятым последним решением по жалобе он имеет право на подачу искового заявления в суд.

В законодательстве предусмотрено, что решение о применении экономических санкций может быть оспорено в хозяйственном суде путем предъявления иска о признании решения контролирующего органа о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций недействительным в месячный срок после получения отказа в удовлетворении жалобы, либо по истечении месячного срока со дня её подачи, если ответ на неё не получен. Многие ошибочно полагают, что в случае пропуска указанного месячного срока иск уже не может быть предъявлен. Однако это не так, прямого запрета на предъявление иска в данной норме нет, поэтому пропуск указанного срока не является препятствием для подачи искового заявления. А вот срок, предусмотренный следующим, четвертым абзацем п. 32 Порядка, которым установлено, что иск о признании недействительным решения контролирующего органа о применении экономических санкций не может быть предъявлен, если со дня вынесения решения прошло более 1 года, является специальным, и если он будет пропущен, даже при наличии уважительных причин, заявителю в иске будет отказано.

Также необходимо отметить, что применение экономический санкций вызывает серьезные затруднения. Этому способствует нестабильность законодательства, широкие полномочия контролирующих органов, дублирование их полномочий в отдельных случаях, наложение экономических санкций без учета финансового положения субъекта хозяйствования, его вины, вины должностных лиц, чрезмерно высокие размеры отдельных экономических санкций.

Немаловажную роль в этом играют противоречия многих законодательных актов.

Так, например, диспозиции подпункта 2.2 Указа Президента Республики Беларусь № 40 от 16 января 2002 г. «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» и п.3 ст. 11.4 «КоАП» Республики Беларусь одинаковы, а санкции их различные. В частности, согласно подпункту 2.2 Указа , на должностные лица и индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 базовых величин, индивидуальных предпринимателей от 50 до 100 базовых величин.

То же самое можно сказать и о подпункте 2.6 Указа и ст.11.3 «КоАП» Республики Беларусь; ч.2 подпункта 1.2 Указа и ст. 12.5 «КоАП» Республики Беларусь, ст. 11 и 12 Закона Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд»; подпункте 1.4 Указа и ст.12.2 «КоАП»Республики Беларусь и некоторых других нормативных актах [38, c. 81].

Известно, что в случае расхождения Декрета или Указа Президента Республики Беларусь с Законом Закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание Декрета или Указа были предоставлены Законом [16, с. 15].

Безусловно, наличие противоречий в законодательстве оказывает негативное влияние на правоприменительную практику, порождает судебные споры, позволяет контролирующим органам нередко широко толковать нормативные акты и применить санкции за несущественные нарушения, по принципу объективного вменения.

На современном этапе развития законодательства, отмечается в Концепции совершенствования, законодательство Республики Беларусь, утвержденной Указом Президентом Республике Беларусь № 205 от 10 апреля 2002 года, наиболее актуальными задачами становятся достижения стабильности и непротиворечивости законодательства, а также обеспечение оптимального соотношения законов Республики Беларусь и декретов Президента Республики Беларусь.

Исходя из того, что экономическая ответственность по своей сути является административно-правовой, в целях стабильности и устранения противоречивости актов законодательства, укрепление законности в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования было бы целесообразно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях придать статус единого закона об административной и экономической ответственности, действующего на территории Республике Беларусь. Все вновь принимаемые нормы об административной и экономической ответственности должны включаться в данный Кодекс.

Автор, разделяя мнение С. П.Толкачева и В. С. Сидоревич, также полностью поддерживает предложение И. Сыроквашко о судебном рассмотрении материалов специализированными составами хозяйственных судов, о сокращении количества судебных органов, имеющих право устанавливать составы нарушений, размеры штрафов, накладывать и изымать их.

4. Влияние юридической ответственности на результаты финансово- хозяйственной деятельности Сенненского райпо за 2002–2004 годы

Сенненский район расположен на юго-восточной части витебской области. Он граничит с районами : Витебским, Лепельским, Оршанским, Толочинским, Чашницким, Бешенковическим.

 Район образован в 1924 году, площадью 1,9 тыс. км., численностью населения 30,9 тыс. человек, в том числе городского населения 12,0 тыс. человек.

Сельскохозяйственное производство района представлено 14 колхозами, 7 совхозами. В районе зарегистрировано 36 крестьянских хозяйств.

В районе 44 клубных учреждений, 45 библиотек, работает историко-краеведческий музей. Базой для занятия физкультурой и спортом является стадион и спортивный комплекс.

Торговое обслуживание в районе осуществляет в основном потребительская кооперация. Сенненское райпо обслуживает 30,9 тыс. населения с годовым розничным товарооборотом 15960263 тыс. рублей.

Сенненское райпо было создано 1 декабря 1995 года. Потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банка, печать с его полным наименованием, штампы. Общество вправе использовать на печати изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, положениями, действующими в потребительской кооперации, Уставом.

Основными целями Общества является наиболее полное удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения и защита их экономических интересов. Основными задачами Общества являются

организация оптовой и розничной торговли, общественного питания ;

– закупка у граждан сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья и других видов продукции ;

– производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров ;

– оказание платных услуг населению ;

– организация рынков для торговли ;

– осуществление внешнеэкономической деятельности ;

– осуществление иных видов деятельности [Приложение 1 ].

В структуру райпо входят :

– унитарное торговое предприятие «Коопторг» ;

– унитарное розничное торговое предприятие «Промтовары» ;

– унитарное производственное предприятие «Коопобщепит» ;

– унитарное торговое предприятие «Коопзаготпром» ;

– унитарное промышленное предприятие «Комбинат кооперативной промышленности» ;

– унитарное транспортное предприятие «Автобаза» .

В состав райпо входят 107 торговых организаций с торговой площадью 11033 м. кв. ; кроме того 8 ларьков и 5 автомагазинов.

По торговому профилю : 25 продовольственных с торговой площадью 2272 м. кв. , 12 непродовольственных с торговой площадью 2980 м. кв. , 72 магазина смешанных ( ТПС) с торговой площадью 6620 м. кв.

В торговых организациях работает 245 работников прилавка.

Отрасль общественного питания объединяет 14 предприятий на 1617 посадочных мест, 67 работников кухни. Имеется 2 кондитерских цеха с мощностью 1,5 тонны кондитерских изделий в сутки, цех по солению рыбы, цех по переработке колбасных изделий. Комбинат кооперативной промышленности занимается выпуском хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков, швейных изделий, колбасных изделий.

«Коопзаготпром» имеет в наличии овощехранилище общей емкостью 200 тонн и картофелехранилище 100 тонн, скотоубойный пункт на убой 15 голов животных в сутки, цех по производству крупы перловой.

Автобаза райпо располагает 70 единицами транспорта.

Более детально изучить развитие Сенненского райпо можно на примере основных показателей деятельности за 2002-2004 годы, приведенные в таблице 4.1.

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Общий объем розничного товарооборота за 2003 год составил 15960,2 млн. руб., что на 2754,5 млн. руб. больше, чем за аналогичный период предшествующего года. В сопоставимых же ценах в 2003 году этот объем составил 13007,5 млн. руб., что на 198,2 млн. руб. меньше, чем за 2002 год. Это обеспечило рост товарооборота на 20,85 % в действующих ценах и снижение на 1,52 % в сопоставимых ценах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты