Учитывая практический опыт применения налогового законодательства и мер ответственности к организациям, нарушающим его хочется отметить, что, прежде всего, необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм путем внесения изменений, для исключения из них неточностей и двусмысленностей.
Кроме того, практика применения свидетельствует о том, что одной из наиболее распространенных причин, создающих условия для уклонения от уплаты налогов, является существование организаций, создаваемых без намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность (фирмы-однодневки). В этой связи санкции за совершение налоговых правонарушений должны быть достаточно жесткими, чтобы побудить налогоплательщика исполнять налоговое законодательство, но в то же время эти санкции должны быть соизмеримы с допущенным нарушением.
Нуждается в корректировке закрепленный НК РФ порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а именно необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать с налогоплательщика – организации налоговые санкции в бесспорном порядке в случае не обжалования в установленный срок решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (согласия с вынесенным налоговым органом решением).
При действующей редакции НК РФ налоговый орган вынужден обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание того, что неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.
Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, является в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содержать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.
Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усилению защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур.
В принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации удалось реализовать отдельные ранее обозначенные цели. Вместе с тем, осталось множество нерешенных вопросов.
Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость формулировок, терминологическая неоднозначность, содержащаяся в ряде положений части 1 НК РФ, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном Законе Российской Федерации «О введении в действие части 1 Налогового Кодекса, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.
Пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.
Проблемы, связанные с введением в действие Налогового Кодекса в принятой редакции, требуют немедленного вмешательства законодателей. В противном случае положительный эффект от вступления в силу данного документа будет сведен на нет отрицательными последствиями для бюджета страны.
Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод , что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, таки и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений, указанные в данной работе, российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.
Некоторые нормы, закрепленные в КоАП РФ, в настоящее время содержатся и в налоговом законодательстве. Это связано с тем, что налоговый кодекс РФ, как правило предусматривает случаи привлечения к ответственности налогоплательщиков (налоговых агентов). В то же время КоАП РФ регулирует вопросы ответственности должностных лиц организаций (директоров, главных бухгалтеров) за действия, связанные с нарушениями в области налогов и сборов.
При рассмотрении взаимосвязи административной ответственности с ответственностью, назначаемой в соответствии с нормами налогового законодательства, в первую очередь необходимо отметить следующее: правоотношения, возникающие в налоговой сфере, являются отношениями власти и подчинения, следовательно, они по своей юридической природе близки к правоотношениям, регулируемым административным правом, т.е. налоговая ответственность обладает теми же признаками, что и административная.
Разница заключается в том, что налоговое право устанавливает специфичные, присущие только этой отрасли права, виды правонарушений и определяет в отношении их единый порядок рассмотрения и привлечения к ответственности виновных лиц.
При этом лицами, привлекаемыми к ответственности, являются, как правило, налогоплательщики или налоговые агенты.
Между тем административное право указывает на ряд противоправных деяний в сфере налогов и сборов, совершаемых, как правило, должностными лицами организаций.
Учитывая практический опыт применения налогового законодательства и мер ответственности к организациям, нарушающим его хочется отметить, что, прежде всего, необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм путем внесения изменений, для исключения из них неточностей и двусмысленностей.
Кроме того, практика применения свидетельствует о том, что одной из наиболее распространенных причин, создающих условия для уклонения от уплаты налогов, является существование организаций, создаваемых без намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность (фирмы-однодневки). В этой связи санкции за совершение налоговых правонарушений должны быть достаточно жесткими, чтобы побудить налогоплательщика исполнять налоговое законодательство, но в то же время эти санкции должны быть соизмеримы с допущенным нарушением.
Нуждается в корректировке закрепленный НК РФ порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а именно необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать с налогоплательщика – организации налоговые санкции в бесспорном порядке в случае не обжалования в установленный срок решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (согласия с вынесенным налоговым органом решением).
При действующей редакции НК РФ налоговый орган вынужден обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций.
Но не всё так мрачно, следует помнить, что налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //Российская газета.-1993.-25 декабря.
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (в редакции от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ, от 24.07.2008 № 161-ФЗ)//Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.-№32.-ст 3301.
3.Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 01 июля 2002 г. ( в редакции от25.04.2002 №41-ФЗ, от25.07.2002 №112-ФЗ, от 24.07.2007 №212-ФЗ, от 22.12.2008 №272-ФЗ) //Российская газета.-2001.-31 декабря.
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ(в редакции от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 02.01.2000. №13-ФЗ, от 30.06.2008 №108-ФЗ, от26.11.2008 № 224-ФЗ).// Российская газета.-1998.-6 августа.
5.Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю»// Ведомости СНД и ВС РФ.-1991.- №44.- ст.1424.
6. Федеральный Закон № 137-ФЗ от 27.07.2006 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»//Собрание законодательства РоссийскойФедерации.-2008.-№48.-ст.5519.
7. Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. «О введении части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»//Российская газета.-1998.- 6 августа.- №148-149.
8. Федеральный Закон от 08 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // Российская газета.-2001.-10 августа.- №153.
9. Приказ МНС России от 05 мая 1999 г. №ГБ-3-15/120 «Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов»// Налоговый курьер.-1999.- №7.-С.21-22.
10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. №20-П « По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 ст.11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»»// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.-1998.- №31.- ст.3824.
11. Постановление Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. №5 « О некоторых вопросах применения части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Экономика и жизнь.-2001.- №13.-С.30-33.
12. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Документы и комментарии.-2003.- №8.-С.10-12.
Материалы практики
13. Дело №Ф0-594/99-АК от 06.08.2005 г. // архив Федерального Арбитражного Суда по Уральскому округу.
14.Дело №А56-12348/99 от 28.09.2006 г. // архив Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа.
15 .Дело №Ф04/148-925/А45/99 от 17.01.2005 г. // архив Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа.
16. Дело №А56-30541/99 от 27.03.2004 г. // архив Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа.
17. Дело №А56-28270/99 от 03.04.2005 г. // архив Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа.
18. Дело №А05-1944/00-103/10 от 21.08.2005 г. // архив Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа.
19. Дело №А27-4246/2002-5 от 20.05.2006 г. // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
20. Дело №А27-9489/2002-5 от 30.09.2004 г. // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
21. Дело №А27-8998/2002-5 от 17.09.2005 г. // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
22. Дело №А27-9489/2002-5 от 30.09.2006 // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
23. Дело №А27-7767/2002-5 от 30.10.2004 // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
24. Дело №А27-3453/2002-5 от 24.01.2006 // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
25. Дело №А27-751/2003-6 от 28.02.2005 // архив Арбитражного Суда Кемеровской области.
26. Дело №Ф04/1184-280/А27-2003 от 19.03.2005 // архива Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа.
Научная и учебная литература
27. Бронникова Л. Обзор судебных споров. // Двойная запись.-2003.- №5.-С.80-86.
28. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право.- М.: «Юристъ», 1997.-248с.
29. Брызгалин А.В., Зарипов В. Комментарии основных положений Налогового Кодекса Российской Федерации (часть 1).// Хозяйство и право.- 1999.- №9.- С.45-48
30. Брызгалин А.В., Зарипов В. Комментарии основных положений Налогового Кодекса Российской Федерации (часть 1).// Хозяйство и право.- 1999.- №10.-С.13-14.
31. Брызгалин А.В., Зарипов В. Комментарии основных положений Налогового Кодекса Российской Федерации (часть 1).// Хозяйство и право.- 1999.- №11.-С.23-25.
32. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики. // Хозяйство и право.- 2001.- №3.-С.57-58.
33. Джаарбеков С.М. Вина в налоговом праве // Консультант.-2003.- №2.-С.36-39.
34. Зарипов В.Комментарии к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 « О некоторых вопросах применения части 1 Налогового Кодекса».// Хозяйство и право.- 2001.- №6.-С.13-14.
35. Кулинин Д., Сурметов Д. Постановка на учет в налоговых органах – проблемы и противоречия.// Хозяйство и право.- 2004.- №1.-С.84-86.
36. Омельченко В.В. Нарушение налогового законодательства.// Российский налоговый курьер.- 2003.- №7.-С.14-15.
37. Пансков В.Г.О нерешенных проблемах части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации.// Налоговый вестник.- 1999.- №12.-С.24-26.
38. Пепеляев С.Г. Основы налогового права.- Изд-е 2-е.- М.:Бек,2006.-322с.
39. Петрова Г.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства.- М.: Юрид.лит.,2005.-296с.
40. Проскуров В.С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства.- М.:Юрид.лит.,2000.-357с.
41. Пьяных Е.С. В каких случаях налогоплательщик привлекается к ответственности.// Документы и комментарии.- 2006.- №8.-С.43-45.
42. Тимофеев Е. Критика Налогового Кодекса. // Налоговый вестник.- 1999.- №51.-С.35-36.
43. Шарова С.В. Административная ответственность в области налогов и сборов. // Российский налоговый курьер.- 2005.- №10.-С.23-25.
44. Щекин Д.М. Обзор судебной практики по некоторым спорам.// Консультант.- 2002.- №21.-С.41-43.
45. Эрделевский А.М. Комментарии к части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации (постатейный).- М.: Юристъ, 2006.-283с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10