Задачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации


Основные функции


Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является  федеральным органом   исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции на основе регламентирующих правовых актов.
      Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный).

Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Постановлением Советом министров – Правительства РФ от 04 ноября 1993 года и некоторыми другими правовыми актами, изданными Верховным Советом РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.

В соответствии с п.3 Положения на министерство юстиции РФ возложены следующие задачи (функции):

а) Реализация правовой политики государства в установленной сфере деятельности:

  • нормотворческая деятельность;
  • представление Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации;
  • разработка и реализация программ правовой информатизации.

б) Обеспечение в пределах своей компетенции прав и законных интересов Российской Федерации, граждан и юридических лиц:

  • государственная регистрация и контроль за деятельностью юридических лиц;
  • организация деятельности судебно-экспертных учреждений;
  • организация деятельности государственных нотариальных контор;
  • организация деятельности коллегий адвокатов;
  • государственная регистрация актов гражданского состояния;
  • функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • международно-правовая деятельность.

в) Обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности:

  • реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

г) Обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов:

  • организация деятельности службы судебных приставов;
  • обеспечение деятельности военных судов.

д) Обеспечение исполнения уголовных наказаний:

  • обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержание находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;
  • осуществление на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.

е) Обеспечивающие функции:

  • организационно-финансовая деятельность;
  • реализация кадровой политики;
  • рассмотрение устных и письменных обращений граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции.


3.    ДЕПАРТАМЕНТ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ.

Департамент судебных приставов создан в составе Минюста во исполнение Федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве” в 1997 г. В то же время начала формироваться и Служба судебных приставов, призванная наряду с другими функциями осуществлять исполнение судебных актов и актов иных органов, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность, связанную с исполнением возложенных на нее функций.

Сегодня Служба имеет статус не только федерального органа исполнительной власти, но и правоохранительного; наряду с широкими полномочиями она вправе применять соответствующие меры принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим надлежащему исполнению судебных решений, имеет вооружение, специальную технику.

Статья 1 федерального закона № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» возлагает на службу судебных приставов задачи по обеспечению порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, федеральным законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, министерства юстиции РФ.

В настоящее время служба судебных приставов, входящая в систему органов Минюста России и возглавляемая заместителем Министра юстиции – Главным судебным приставом РФ, имеет следующую организационную структуру:

·        департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;

·        службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемые заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;

·        службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ;

·        районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные федеральным законом № 118 – ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.













4.    НОТАРИАТ.

Верховным Советом Российской Федерации 11  февраля  1993  года приняты  Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые введены в действие с момента опубликования (опубликованы в "Российской газете" N 49 от 13.03.93).

     Согласно  статье  1  Основ  нотариат в Российской Федерации призван обеспечить  в  соответствии  с   Конституцией  Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, данными Основами  защиту  прав  и  законных  интересов  граждан  и юридических   лиц  путем  совершения  нотариусами  предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени  Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной  нотариальной  конторе  или  занимающиеся  частной практикой.   Независимо   от   этого,   нотариусы  при  совершении нотариальных действий обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности,  а оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (ст. 2 Основ).

Статья 35 Основ содержит перечень нотариальных действий, которые имеют право совершать нотариусы, а именно: удостоверение сделок, выдача свидетельства о праве собственности на долю в обще имуществе супругов, засвидетельствование подлинности копий документов и подписей на них, удостоверение факта нахождения гражданина в живых, принятие на хранение документов и т. д. В компетенцию нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, кроме действий, предусмотренных ст. 35 Основ, входит также и оформление наследственных прав.

На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, а  на  территории других государств - должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 1 Основ нотариусы имеют право:

а) совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия;

б) составлять проекты сделок, изготовлять копии документов выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

в) истребовать от физических и юридических лиц сведения документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Нотариусы обязаны (ст. 16 Основ):

а) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

б) разъяснят клиентам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий;

в) хранить в тайне сведения, предоставленные им в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

г) отказывать в совершении нотариальных действий, заведомо противоречащих действующему законодательству;

д) представлять налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения, необходимую для исчисления с него налога в случаях предусмотренных действующим законодательством.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты