В период с 1993 г. принято более ста нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.
Особо важное значение для обеспечения прав ребенка с учетом положений Конвенции о правах ребенка имело принятие в 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации. Кодекс содержит специальную главу "Права несовершеннолетних детей", которая устанавливает право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребенка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей - приемную семью. Кодекс построен на принципах уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери Включению норм Конвенции о правах ребенка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07.2008), от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Перечень мер по защите прав детей значительно расширился в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (1994 г., 1996 г., 2001 г.) и Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 г.).
24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2007). Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, вводятся понятия "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации", "социальная адаптация ребенка", "социальная реабилитация ребенка", "социальные службы для детей", "социальная инфраструктура для детей" (ст. 1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст. 4).
Один из факторов, определяющих состояние здоровья детей и подростков, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, - здоровое и полноценное питание.
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" (ред. от 30.06.2007) предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдения ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Так, например, по поручению прокуратуры Пушкинского района управлением по Пушкинскому району комитета финансов Санкт-Петербурга проведена выборочная документальная проверка расходования бюджетных средств, использованных на организацию питания в 2006-2007 учебном году о ГОУ N 459 Пушкинского района, в ходе которой выявлены нарушения при организации питания, а том числе необоснованное расходование 123,7 тыс. руб. бюджетных средств, обусловленные невыполнением основных требований нормативно-правовых актов и отсутствием контроля за организацией питания школьников как со стороны директора ГОУ и ответственного за питание, так и со стороны отдела образования администрации Пушкинского района.
В соответствии с п. 2.14 Постановления правительства Санкт-Петербурга от 22 апреля 2006 г N 1127 "Об организации питания школьников и требованиях к ассортименту и качеству продуктов режим работы школьной столовой должен соответствовать режиму работы государственного образовательного учреждения (5 или 6 дней)
Распоряжением комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 июля 2004 г N 335-р (п. 3.3) утверждено Положение о порядке организации питания школьников на бесплатной основе и выплате денежной компенсации вместо питания, предоставляемого на бесплатной основе, которым предусмотрено, что бесплатное питание предоставляется школьникам в дни посещения образовательного учреждения, в том числе во время проведения мероприятий за пределами образовательного учреждения в рамках образовательного процесса
Несоблюдение норм Положения выявлено в школах Выборгского района, учащиеся которых, имеющие право на предоставление бесплатного питания, по субботним (учебным) дням им не обеспечиваются.
Результаты прокурорских проверок, а также многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ежегодно выявляемые в деятельности государственных образовательных учреждений специалистами Роспотребнадзора и управления социального питания Санкт-Петербурга, свидетельствуют о пренебрежительном, халатном отношении руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений к соблюдению установленных санитарных правил и норм, о невыполнении должностных обязанностей, возложенных на них законом.
Несоблюдение требований законодательства, обязательных для руководителей детских учреждений, влечет за собой нарушение прав детей на жизнедеятельность в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
В октябре 2006 г прокуратурой Фрунзенского района возбуждено уголовное дало по признакам преступления, предусмотренного ч 1 ст 236 УК РФ. по факту заражения сальмонеллезом 39 воспитанников и 4 сотрудников ГДОУ N 103 В ходе предварительного следствия установлено, что в детском саду нарушался санитарно-эпидемиологический режим, в той числе при обработке и приготовлении яиц
В защиту пострадавших несовершеннолетних воспитанников детского сада к ГДОУ N 103 в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор района во Фрунзенский районный суд предъявил 28 исковых заявлений о возмещении морального и материального вреда, причиненного их здоровью.
Факт массового инфекционного заболевания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, не единичен.
Так, в период с 14 по 16 сентября 2007 г. зарегистрировано 15 случаев острой кишечной инфекции среди детей, обучающихся в ГОУ N 38 Приморского района, трое из которых были госпитализированы. Проверка состояния санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенная прокурором района, вскрыла многочисленные нарушения- несоблюдение режим» маркировки разделочного и уборочного инвентаря, хранения продуктов, обработки яиц, несоблюдение поточности технологических процессов при приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий и т.д. К работе с продуктами питания были допущены работники пищеблока без прохождения полного медицинского обследования при отсутствии сведений о профилактических прививках.
Бактерии группы кишечной палочки, способные вызвать массовые кишечные заболевания, обнаружены на предметах, используемых для готовой продукции, в ГОУ N 530 и N 403 Пушкинского района.
Для совершенствования законодательства в сфере социальной защиты детей и подростков необходимо:
1. Принять меры воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим обязанность по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей.
2. Изменить ч. 3 п.1 ст.121 СК, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства.
3. Создать в системе МВД специализированные подразделения по делам несовершеннолетних, закрепив за ними функцию по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Внести поправки в Положение о КДН (1967г.). (Последние поправки были внесены в 1985г.)
Можно отметить, что все формы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, законодательство предусматривает в рамках деятельности органов опеки и попечительства, что требует более тщательной и современной регламентации этих структур. Возможно было бы включение в систему защиты интересов детей и других институтов, специально предназначенных для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.5 Социальная защита безработных
Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. Впоследствии оно не устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания. После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. Наряду с рядом других мер, такое пособие гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы. Подобные пособия установлены практически во всех развитых странах, в которых сложилась многоукладная система экономических отношений.
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007).
По закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ. Безработным признается и инвалид, имеющий трудовую рекомендацию и заключение о характере и условиях доступного для него труда, выданное в установленном порядке, но не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке и т.д.).
Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия. К ним относятся следующие граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантовподходящей работы (включая работу временного характера), и впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) не может предлагаться дважды);
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня ихрегистрации органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные к исправительным работам без лишения свободы, атакже к наказанию в виде лишения свободы.
Основанием для выплаты пособия по безработице является признание гражданина в установленном порядке безработным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12