Проведенное исследование обеспечения ежемесячным пособием на ребенка в субъектах Российской Федерации свидетельствует о необходимости совершенствования регионального законодательства путем закрепления в Законе о пособиях 1995 г. следующих гарантий обеспечения данным пособием:
1. Установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка.
2. Введение возрастного критерия в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения, например, на ребенка в возрасте до одного года (на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания); от года до двух лет (на приобретение специальных молочных продуктов питания и детского питания); от двух лет до поступления в первый класс образовательного учреждения, но не старше 8 лет (на приобретение товаров детского ассортимента и оказание необходимых услуг); школьного возраста с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного учреждения, но не старше 18 лет (на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и оказание услуг);
3. Расширение субъектного состава получателей пособия, имея в виду включение в него приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей.
4. Соблюдение норм Конвенции "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", а именно предоставление права на ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере всем неполным семьям.
5. Включение в круг семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, не только неполных семей, состоящих из одинокой матери и ребенка, но и любой неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим воспитателем.
6. Установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом.
7. Приравнивание к неполным семьям (в правовом отношении) семей с детьми, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, учитывая сложность и громоздкость механизма розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, и ущемление при этом прав и интересов ребенка (в свою очередь, государство возмещает связанные с этим расходы в регрессивном порядке с лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов).
8. Обязанности федерального законодателя по разработке и принятию типового нормативного правового акта о проведении проверок правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка.
9. Закрепление "социального детского пакета" в качестве альтернативы получения ежемесячного пособия на ребенка.
Основными нормативными актами, регулирующими отношения по предоставлению единовременных пособий при рождении ребенка и передаче ребенка на воспитание в семью, являются Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (от 19 мая 1995 г., в ред. от 25 октября 2007 г.)[15] и Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. (в ред. от 29 декабря 2007 г.)[16], утвердившее Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей [46].
Для совершенствования законодательства социальной защиты лиц с семейными обязанностями необходимо:
1. Внести в число лиц, получающих единовременное пособие на ребенка патронатных и фактических воспитателей ребенка
2. Создать в России отдельный орган – специального социального ведомства, занимающегося только проблемами сирот.
3. Разработать и принять дополнительных мер социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет:
3.1. Дополнить ч.1 ст.254 ТК РФ положением, допускающим возможность сокращения для беременных женщин продолжительности рабочего времени
3.2. Уточнить ч.1 и 4 с. 254 ТК РФ и предусмотреть, как и для остальных работников, подлежащих переводу на другую работу в соответствии с медицинским заключением, осуществление перевода беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста на другую работу не по их заявлению, а с их согласия.
3.3.Уточнить ежедневную продолжительность работы в законодательстве согласно Перечня химически опасных по действию на репродуктивную функцию женщин
3.4. Устранить и закрепить в ст.94 ТК РФ предельную продолжительность ежедневной работы и для беременных женщин и для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
3.5. Запретить привлекать к сверхурочным работам не только для беременных женщин, но и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
3.6. Внести изменения в нормативные положения, касающиеся отдыха беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
3.7. Пересмотреть порядок исчисления трудового стажа женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет.
3.8. Изменить ч.2 ст.261 ТК РФ (предложение новой редакции).
Представляется целесообразным ч. 2 ст. 261 ТК РФ изложить в новой редакции, закрепляющей и общее правило, и исключение из этого правила. В частности, предусмотреть, что срок действия срочного трудового договора продлевается не до окончания беременности, а до окончания отпуска по беременности и родам. При этом установить правило, согласно которому женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания отпуска по беременности и родам, обязана представлять по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. В случае окончания беременности до наступления у женщины права на отпуск по беременности и родам (при самопроизвольном выкидыше, операции по прерыванию беременности и подобных обстоятельствах) увольнение в связи с окончанием беременности допускается по окончании временной нетрудоспособности этой женщины. Увольнение производится в недельный срок после окончания отпуска по беременности и родам или после окончания временной нетрудоспособности в других случаях.
4. Необходимо совершенствования регионального законодательства путем закрепления в федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (от 19 мая 1995 г., в ред. от 25 октября 2007 г.)[15] следующих гарантий обеспечения данным пособием:
4.1. Установить пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка.
4.2. Ввести возрастной критерий в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения.
4.3. Расширить субъектный состав получателей пособия, имея в виду включение в него приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей.
4.4. Соблюсти нормы Конвенции "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", а именно предоставление права на ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере всем неполным семьям.
4.5. Включить в круг семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, не только неполных семей, состоящих из одинокой матери и ребенка, но и любой неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим воспитателем.
4.6. Установить повышенный размер пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом.
4.7. Приравнять к неполным семьям (в правовом отношении) семей с детьми, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, учитывая сложность и громоздкость механизма розыска родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, и ущемление при этом прав и интересов ребенка (в свою очередь, государство возмещает связанные с этим расходы в регрессивном порядке с лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов).
2.3 Социальная защита пенсионеров
Правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие – к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения.
Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
14 июля 1956 г. был принят Закон «О государственных, пенсиях». Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.
Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме - влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.
Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.
В упрощенном виде иерархическая система нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.
Отдельно выделим такие формы пенсионного права, как международные соглашения Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также локальные акты. Здесь отметим, что в статье не будут затронуты вопросы общего порядка принятия и вступления в силу различных нормативных правовых актов как не относящиеся к ее предмету.
Рассмотрим перечисленные источники пенсионного права подробнее.
Конституция Российской Федерации является базой для всего законодательства нашей страны, поскольку устанавливает основополагающие принципы государственного строя и закрепляет права человека и гражданина, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12