Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации

Право на пособие по безработице признается за лицом, которое зарегистрировано в качестве безработного и не обеспечено иным, кроме заработной платы, источником дохода. Однако не все необеспеченные безработные имеют право на это пособие. Причины отказа в этом праве достаточно разнообразны и не все применяются в законодательстве той или иной страны, либо применяются неодинаково.

Как условие возникновения права на пособие по безработице установлено наличие у безработного определенного трудового (страхового) стажа: в Чехии- 12 месяцев стажа за последние 3 года; в Польше- 180дней; в Болгарии - 9 месяцев работы за последние 15 месяцев; в Венгрии - уплата страховых взносов в течение 360 дней. Из этих общих требований обычно предусматриваются исключения в отношении некоторых групп обеспечиваемых (например, выпускников школ, демобилизованных).

Право на пособие может быть связано с основанием прекращения трудового отношения и причиной расторжения трудового договора. Так, по законодательству Румынии. Расторжение трудового договора работником в Болгарии влечет за собою обеспечение пособием по истечении 3 месяцев состояния на учете в качестве безработного и в пониженном размере (80% минимальной заработной платы). Чехословацкий Закон 1990 г. отказывает в пособии лицу, которое в течение последних 6 месяцев дважды прекратило трудовое отношение при отсутствии уважительных для этого причин. Обычно не имеют права на пособие или обеспечиваются им на особых условиях лица, уволенные по причине, связанной с виной работника (в дисциплинарном порядке), но законодательство Чехословакии установило такое ограничение только в отношении тех, кто в последние 6 месяцев был дважды уволен в связи с неудовлетворительной работой или нарушением трудовой дисциплины; в Польше, Венгрии самовольно оставившие работу или уволенные без предупреждения по их вине не пользуются правом на обеспечение пособием в течение 90 дней после регистрации.

В каждой стране дано собственное решение о размере пособия с учетом, как правило, уровня вознаграждения за труд, трудового (страхового) стажа, продолжительности обеспечения, причины прекращения трудового отношения и нередко устанавливаются особые нормы обеспечения для некоторых групп безработных.

В Польше размер пособия един для всех безработных и установлен в твердой сумме, равной примерно трети среднего месячного заработка по стране; пособие в более высоком размере (75% среднего заработка работника) выплачивается уволенным по причинам, касающимся работодателя, а также лицам, которым до наступления пенсионного возраста осталось менее 5 лет и которые имеют необходимый стаж для приобретения права на пенсию.

В Болгарии пособие равно 60% среднего месячного заработка работника. Законодательство Венгрии и Чехословакии учитывает продолжительность обеспечения пособием: в Чехии (и Словакии) пособие за первые 6 месяцев равно 65%, а в последующие 6 месяцев - 60% средней заработной платы работника; в Венгрии в первой половине срока обеспечения пособие равно 70%, а во второй - 50% заработной платы.

В румынском законе 1991 г. использовано несколько показателей дифференциации. Пособие составляет 60% минимальной заработной платы - при стаже до одного года, 50% средней тарифной оплаты, но не ниже 75% минимальной - при стаже 1-5 лет, 55% тарифной, но не ниже 80% минимальной - при стаже 5-15 лет и 60% тарифной оплаты, но не ниже 85% минимальной при ставке свыше 15 лет.

Везде установлен минимальный размер пособия, но максимальный - только в Венгрии и Болгарии: в Венгрии - тройная минимальная заработная плата, а в Болгарии - 150% ее.

Пособие по безработице выплачивается в течение установленного предельного срока применительно к одному случаю состояния на учете в качестве безработного. Самый краткий срок - 180 дней (с возможностью продления его еще на 90 дней в некоторых случаях) - в Румынии. Законодательство Чехословакии и Польши гарантирует выплату пособия в течение года. В Болгарии в зависимости от длительности стажа сроки обеспечения пособием дифференцированы от 4 месяцев (при стаже до 3 лет) до 12 месяцев (при стаже свыше 25 лет). В Сербии срок обеспечения пособием может достигать 24 месяцев, а у лиц, имеющих пенсионный стаж 25-30 лет,- до трудоустройства или до приобретения права на пенсию по старости, когда речь идет о застрахованном, имеющем пенсионный стаж 30 лет и более.

Безработные, направленные на переобучение, пользуются правом на обеспечение, если имеют право на пособие по безработице. Пособие за время переобучения может представлять выплату пособия по безработице или его части (в Румынии, Болгарии) либо выступать как самостоятельный вид пособия, связанного с размером пособия по безработице (в Польше -115% такого пособия) или непосредственно со средним заработком (70% его - в Чехии). При переобучении срок обеспечения пособием может быть удлинен. Законодательством всех стран подробно урегулированы прекращение права на обеспечение пособием, лишение этого права, приостановление выплаты пособия.

По истечении срока обеспечения пособием нетрудоустроенный безработный в случае острой нуждаемости может рассчитывать лишь на социаль-ное воспомоществование; в Болгарии установлено, что если безработный, у которого истек срок обеспечения пособием, остается без работы еще в течение 6 месяцев, ему назначается пособие в размере 60% минимальной заработной платы на срок не свыше 3 месяцев.

Гражданам, признанным безработными, в том числе впервые ищущим работу; стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенным из организаций в течении 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице начисляются: в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ; во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20% указанного минимума.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по уважительным причинам) и признанным безработными, пособие по безработице начисляется: в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 40% величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ; во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20% указанного минимума.

Таким образом, в целом система правового регулирования в сфере социальной защиты ограниченно способных лиц, лиц с семейными обязанностями, пенсионеров, детей и подростков, безработных нуждается в совершенствовании.

В период с 1993 г. принято более ста нормативных правовых актов, направленных на социальную защиту, включая законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении работы необходимо обобщить некоторые моменты, затронутые в ней. Прежде всего следует сказать, что сущность правового регулирования заключается в целенаправленном воздействии на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств. Правовое регулирование является частью регулирования социального.

Правовое регулирование социального обеспечения представляет собой разработку и создание нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.

В литературе можно встретить мнение о том, что термин "социальное обеспечение" в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет, скорее, исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду XX века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение "социальная защита", и это выражение заменило собой термин "социальное обеспечение". В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (например, авторы сюда относят военных ветеранов).

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями "социальное обеспечение" и "социальная защита".

Встречаются случаи полного отождествления понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение", когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов "в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной".

Полагаем, что социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременения либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном сочетании централизации и децентрализации. Такой подход соответствует объективным тенденциям развития современных систем социальной защиты и сущности данного общественного явления. Главный критерий - осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

"Социальная защита" - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Соответственно, "система социальной защиты" - это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.

Нами рассмотрены основные нормативно-правовые акты по регулированию социального обеспечения ограниченно способных лиц, пенсионеров, лиц с семейными обязанностями, детей и подростков, безработных. Выявлены основные проблемы и коллизии в законодательстве и предложены варианты усовершенствования нормативно-правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты