Законодательные процессы в парламенте

Законодательные процессы в парламенте














Дипломная работа

На тему: «Законодательные процессы в парламенте РК»















Алматы 2010

Содержание

Введение

1. Понятие и сущность законодеятельного процесса в Республике Казахстан

1.1 Понятие законотворческого процесса

1.2 Стадии и структура правотворческого процесса

1.3 Принципы законодеятельности

2. Парламент РК – основной субъект законодательной власти

2.1 Место и роль Парламента в механизме государственной власти РК

2.2 Законодательные полномочия Парламента РК

2.3 Оптимизация правового регулирования законопроектной деятельности Парламента РК

2.4 Делегирование законодательства

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Едва ли в истории человечества можно найти общество, которое было бы вполне удовлетворено собственными законами. В любом государстве и в любую эпоху существует бесконечное разнообразие интересов-политических, экономических, социальных, религиозных, возрастных и т.д.

Для того чтобы упорядочить собственную жизнь, общество рождает власть, наделяя её определенными полномочиями и в то же время пытаясь ограничить ее. Общество права - это то общество, где власть вписана в рамки закона. При этом общество наделяет государство полномочиями, которые оно делит между тремя его ветвями: судебной, исполнительной и законодательной, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан (п.4 ст.3). [1] Органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в Республике Казахстан осуществляют Президент, Парламент, Правительство и суды.

Приведенный в Конституции Республики Казахстан перечень ветвей государственной власти является замкнутым, то есть не подлежит пересмотрам и изменениям. Это сделано для создания стабильной и работоспособной конструкции государственной власти в Республике Казахстан. Выполняя свои задачи, органы государственной власти взаимодействуют друг с другом. При этом каждая ветвь государственной власти ограничивает другую и сдерживает её. Данную систему взаимоотношений принято называть системой сдержек и противовесов.

Законодательная ветвь власти ответственна за то, насколько полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих законах страны. Закон обязателен для всех именно в силу того, что он является актом Парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп.

Закон - это, прежде всего форма и при отсутствии ее мы оказываемся в плену произвола. Ведь формально воля законодателя не знает ограничений - он способен принимать любые законы по своему усмотрению. Именно поэтому столь важно ограничить законодателя процедурой. Неукоснительное следование принципу легализма позволяет обществу самым непосредственным образом влиять на формирование воли законодателя на всех этапах, от внесения законодательной инициативы и до обнародования закона. [2, c.174]

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, критериям правового государства. Процесс законотворчества проходит в чрезвычайно сложной обстановке. Все это происходит на фоне экономического и финансового кризиса.

Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защищенности граждан.

В связи с этим невозможно переоценить роль парламентаризма в подготовке качественных, отвечающих самым взыскательным требованиям, законов.

Законотворчество сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого, должно появляться новое, по замыслу его автора, правообразование. Главное звено в законотворчестве – принятие законопроекта Парламентом.

Круг правомочий на принятие юридических нормативных актов предусмотрен Конституцией и другими законами. Так, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, основным законодательным органом Республики Казахстан является Парламент Республики Казахстан.

Тема дипломной актуальна, в связи с тем, что в нашей стране уже более 18 лет, так как независимому государству, которым является Казахстан, в первую очередь нужна сильная законодательная власть, принимающая полноценные и обоснованные законы.

Цель дипломной работы заключается изучении законодательных процессов в Парламенте Республики Казахстан.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи, решение которых запланировано в процессе ее написания:

1. рассмотреть понятие, сущность, стадии и принципы законодеятельного (законодательного) процесса в Республике Казахстан;

2. определить место Парламента РК в механизме государственной власти;

3. проанализировать законодательные полномочия Парламента РК;

4. изучить оптимизацию правового регулирования законопроектной деятельности Парламента РК;

5. изучить институт делегирования законодательства в законотворчестве Республики Казахстан;

6. сделать выводы и сформулировать предложения.

При выполнении поставленных задач основное внимание уделялось Конституции Республики Казахстан, как основному закону республики. Д

Структурно данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, проводиться цель и задачи исследования.

В первой главе рассмотрены понятие и сущность законодейтельного процесса в Республике Казахстан.

Во второй главе Парламент РК проанализирован с точки зрения на него, как на основной субъект законодательной власти.

В заключении приведены выводы по исследованию проведенному в дипломной работе

Методологической основой данного исследования послужили нормативно-правовые акты действующего законодательства Республики Казахстан, также труды ведущих современных авторов, прмо или косвенно посвященные проблеме законотворчества и законодательных процессов в Парламенте Республики Казахстан.


1. Понятие и сущность законодеятельного процесса в Республике Казахстан

 

1.1 Понятие законотворческого процесса


В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества. [3, c.24]

Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения».

Закономерно было бы рассматривать законодательный процесс как часть процесса правообразования. Законотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования. [5, c.]

Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам. Законотворчество – основное звено правотворчества. Правотворчество начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.

Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). [3, c.34]

Правотворчество - одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:

Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум. [5, c.17]

Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты