Законодательные процессы в парламенте

-  в военное время в соответствии с п. 2 ст. 45 и подпунктом 4 ст. 53 Конституции РК.

На основании указанных статей Конституции Президент республики вправе осуществлять делегированные Парламентом полномочия по изданию, приостановлению действия и отмене законов, внесению в законы изменений и дополнений

Пределами осуществления Президентом Республики делегированных законодательных полномочий являются:

-  в мирное время, исходя из подпункта 3 ст. 53 Конституции РК, - принятие Парламентом на совместном заседании палат двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе Президента республики закона о временном делегировании Главе государства законодательных полномочий на срок, не превышающий одного года;

-  в военное время, исходя из пункта 2 ст. 45 и подпункта 4 ст. 53 Конституции РК, - принятие Парламентом на совместном заседании палат решения об объявлении состояния войны. [56, c.8]

Президент республики в случаях делегирования ему законодательных полномочий вправе издавать законы, которыми регулируются отношения, указанные в п. 3 ст. 61 Конституции Республики Казахстан.

Заключение


В заключении исследования можно подвести и итоги и сделать выводы.

Законотворчество в разных странах имеет ряд особенностей. Однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса: состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы - закона.

К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Учитывая различия в содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах и обязанностях.

Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.

Таким образом, законодательный процесс, на наш взгляд, является процессом, отражающим работу законодательного органа по своевременному появлению необходимого для регулирования общественных отношений закона, в то время как законотворческий процесс является процессом, отражающим работу более широкого круга субъектов над содержанием закона.

Гармонизация двух взаимодополняющих, но разных по предназначению процессов, в конечном счете, определяет качество принимаемых законов, а также роль и значение подзаконных актов в современном казахстанском правотворчестве.

Из рассмотренного законотворческого процесса в Республики Казахстан можно сделать следующие выводы:

-  законодательная инициатива принадлежит в первую очередь Президенту Республики Казахстан, а также Депутатам Парламента и членам Правительства.

-  проект и формулировку закона разрабатывает и принимает на начальной стадии Мажилис Парламента.

-  в обработке и принятии закона принимают активное участие Мажилис и Сенат Парламента, Конституционный Совет и Президент Республики Казахстан.

-  заключительный этап принятия закона заключается в подписании его Президентом Республики Казахстан;

-  Парламент Республики Казахстан может делегировать Президенту РК, на определенный срок законодательные полномочия.

Из этого можно сделать вывод, что принятие закона не нарушает статус Казахстана как правового и демократического государства. Законопроекты и законы рассматриваются на всех стадиях разработки, разными государственными органами. Таким образом, законотворческий процесс в нашей стране направлен на соблюдение прав и свобод граждан, а также на рациональное использование государственных ресурсов и бюджета.

Подытожив все изложенное выше, необходимо выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

Во-первых, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются уже через несколько месяцев или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в изначально заниженных требованиях к принимаемым законопроектам. В результате их применения обнаруживается множество «дыр», которые приходится немедленно «штопать».

Во-вторых, качество самого закона. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованная норма может быть облечена в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.

Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

Еще одна проблема – баланс запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов. Многие законы, которые создаются с огромными интеллектуальными и психологическими закатами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на его основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса. Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом.


Список использованной литературы


1.Нормативные акты:


1.                 Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995, с изменениями и дополнениями от 07.10.1998

2.                 Гоббс Т., Левиафан Н. Мир философии: книга для чтения. Ч.2:Человек. Общество. Культура. Москва: Полит. Издат., 1991, 315с.

3.                 Научные основы правотворчества./Отв. Ред. Р.О. Халорина. Москва: Юрид. Издат. 1981, 119с.

4.                 Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. 14 декабря.

5.                 Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н. Алматы «Бiлiм» 1999. С. 18.

6.                 Основы государства и права Казахстана. Сапаргалиев Г. Алматы «Атамура» 1998. С. 44.

7.                 Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан. Караганда, 1998, 212 с.

8.                 Конституционное право Республики Казахстан. / Составитель А.Т. Ащеулов. Алматы: КазГЮА 2001, 656 с.

9.                 Абельдинов А.К. Развитие нормотворчества в Казахстане. Алматы, 1998, с. 228

10.            Дьяченко С. От скепсиса к вере. // Казахстанская правда. 14.02.2002

11.            Конституционное право. / Отв. Ред. В.В. Лазарев. Москва: Юристъ, 1999, 592 с.

12.            Васильев Р.Ф. Законодательный процесс. Москва, 2000, 309 с.

13.            Мами К. Нормотворческая деятельность Президента Республики Казахстан.//ЮГ. 2000, 38, 30.августа

14.            Общая теория государства и права. М.Н.Марченко. М. «Зерцало» 1998. Т-2. С. 16.

15.            Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан. Алматы: Жети Жаргы, 2001, 392 с.

16.            Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. - М.: Юрид. Лит. 1991.-160с.

17.            Сапаргалиев Г. Конституционное право РК: академический курс. - Алматы: Жете - жаргы, 2002, 528с.

18.            Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Республики Казахстан: курс лекции. Алматы: Билим, 1999, 336 с.

19.            Конституция Республики Казахстан. Комментарий./Под ред. Г.С. Сапаргалиева. Алматы, 1998, 432 с.

20.            Котов А.К. Конституционализм в Казахстане: опыт становления и эффектность механизма власти - Алматы: Изд - во КазГЮА, 2000.- 285с.

21.            Шеретов С.Г. Конституционное право Республики Казахстан: краткий курс. Алматы: Данекер 2002, 174 с.

22.            Черняков А.А. Конституционное право Республики Казахстан: проблемы теории и практики: теорет. и дидакт. материалы / А.А. Черняков, ВШ права "Адилет" Алматы: Адилет Пресс, 1997, 162 с.

23.            Рахымбеков Ш.Р. Законодательный процесс в Республике Казахстан. // Конституция Республики Казахстан и актуальные проблемы юридической науки (материалы международной научно-практической конференции от 25. 11. 1995 года) Алматы. 1997, 257 с.

24.            Словарь русского языка. // Под редакцией А.П.Евгеньевой. Т-4. М. 1986. С. 92.

25.            Абдильдин С. Парламент Казахстана: От союза к государственности. /С. Абдильдин. Алматы: Казахстан, 1993,182 с.

26.            Абдыкаримов О. Развитие парламентаризма - развитие демократии./ Юридическая газета. 2000 05.04.

27.            Парламент и законодательная власть Казахстана./ Отв. Ред. Таранов А.А. -Алматы: Жете-жаргы, 1995г. 157 с.

28.            Щеголихин Ш. Как нам обустроить Сенат.// Юридическая газета 36, 21.09.2002

29.            Мухамеджанов Э.Б. Парламент РК и законодательные органы зарубежных стран: Алматы: Баспа, 1997.-77с.

30.            Абдукаримова З. Парламент и парламентаризм./З. Абдукаримова.// Поиск: сер. Гуманитарная, 2002, 2, с. 213-216

31.            Жусупов Б. Упорядочение законодательной деятельности - веление времени. // Юридическая газета. 2000, 4 19 января

32.            Есенжанов А., Кеталов М. Опубликование нормативно - правового акта: окончательная стадия нормотворческого процесса и начало правоприменительной практики. // Правовая реформа в РК 2002, 2, с. 17-20

33.            Канагатова К. Проблемы реализации права законодательной инициативы в РК.// Право и государство. 2000, 4, с. 30-32

34.            Мухамеджанов Б. Законодательная инициатива Правительства - важный инструмент государственного управления. // Правительственный вестник 12, 1999, с. 50-58

35.            Самалдыкова З.. Проблемы права законодательной инициативы в Республике Казахстан // Фемида,1998, 10, с.25-31

36.            Салимбаева Ж. Право законодательной инициативы и лоббизм. //Вестник Министерства Юстиции. 1996, 5, с. 39-40

37.            Темирбулатов С. Законотворческий процесс и верховенство Конституции. // Мысль. -1997, 8, с. 12-15

38.            Сафинов К. Роль Правительства в законотворческом процессе. // Правовая реформа в Казахстане. 2002, 2 (15), с. 14-16

39.            Зиманов С.З. Конституция и Парламент Республики Казахстан. Алматы, 1996, 160 с.

40.            Мухамеджанов Э.Б. Парламент Республики Казахстан // Предприниматель и право. 1996, 23-24

41.            Амандыкова С.К. Некоторые проблемы становления законотворческого процесса. // Вестник КазГУ. Сер. Юридическая, 2001, 3, с. 63-69

42.            Елекеев И. Демократизация законотворческого процесса и стабильность законодательства.// Закон и время. 5, 1997, с.41- 45

43.            Абельдинов А. Предпосылки и условия развития законодательства и юридической техники. // Фемида. 2000. 7, с. 48-49

44.            Абельдинов А. Как совершенствовать правотворческий процесс. //Фемида,1998,10,с. 32-34

45.            Башарова Ж.М. Законотворчество: проблемные вопросы. // Вестник КазГУ. Серия юридическая. 1995, Вып.2 с.19-27

46.            Байгельди О. Законы должны отражать уровень демократизаций общества. //Юридическая газета. 2000, 16 (335), с.1-4

47.            Абельдинов А. Обновлять законодательство поспешая, но не торопясь.//Мир закона,2001,9,с. 10-13

48.            Ахметов К. О некоторых вопросах совершенствования нормотворческой деятельности в РК. // Фемида, 2003, 3, с. 5-9

49.            Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н. Алматы «Бiлiм» 1999. Словарь терминов.

50.            Кудрявце В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право - 1994. - 3.- С.4-6

51.            Конституционный закон Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.1995

52.            Конституционный закон Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16.10.1995

53.            Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»

54.            Закон Республики Казахстан от 7 января 2005 года № 29-III «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан»)

55.            Закон Республики Казахстан от 5 марта 2003 года № 391-II «О военном положении»)

56.            Тойжанова А. Делегирование законодательных функции Президенту: проблемы реализации.//Правовая реформа в Казахстане. 2002, 4(17), с. 8-10

57.            Нормативное постановление Конституционного Совета РК от 15 октября 1997 года № 17/2 «Об официальном толковании статей 53 - 57 Конституции Республики Казахстан, устанавливающих полномочия Парламента и его палат».

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты