Если говорить об опыте по предоставлению коммунальных услуг, то необходимо отметить, что для управления объектами жизнеобеспечения городов, в указанных странах распространены формы привлечения частных предпринимателей, с помощью концессий.
Важнейшей составляющей коммунальных услуг в таких развитых странах как Финляндия и Франция являются информационные технологии. Сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Так, например в Финляндии в процесс автоматизации коммунальных услуг в 2008 году было вложено около 7 миллиардов ЕВРО, или 3,5% ВВП.
Для анализа результатов реформ в области коммунальных услуг Франции и Финляндии разберем несколько цифр (6; 47;.4: 34).
Во Франции, в 2008 году, по сравнению с 2000 тарифы на энергию, газ и другие виды топлива. повысились в 4 раза, в Финляндии за этот же период тарифы выросли в 2,5 раза, что в целом соответствует уровню инфляции и тенденциям на рынке энергоносителей.
Во Франции в 2000 году оплата коммунальных услуг составляла примерно 22% дохода средней семьи из четырех человек, в Финляндии – 24%. В 2008 году эти показатели составляли 24 и 25% соответственно. В целом увеличение, как мы видим не существенно и находится в пределах инфляции.
Количество объединений собственников жилья (ОСЖ) во Франции с 2000 по 2008 годы увеличилось в 1,6 раз, в Финляндии в 1,4 раза. Что свидетельствует о том. что эти объединения пользуются авторитетом у населения и являются востребованным институтом предоставления коммунальных услуг.
Основным положительным моментом в практике предоставления коммунальных услуг во Франции и Финляндии являются повсеместное распространение объединений собственников жилья, опыт привлечения к управлению имуществом частных предпринимателей и повсеместное распространение информационных технологий в сфере коммунальных услуг. Важно также повсеместное распространение концессий и приватизации. Для России, из этого списка, в первую очередь необходимо, на наш взгляд внедрять информационные технологии и привлекать к управлению имуществом частных предпринимателей, через механизм концессий.
К основным негативным факторам в опыте предоставления коммунальных услуг Франции и Финляндии относятся, прежде всего, чрезмерная, на наш взгляд, роль муниципалитетов. Это негативный фактор, так как теоретически может привести к злоупотреблениям со стороны муниципальных чиновников. Впрочем, в России эти моменты также присутствуют.
Из реализованного опыта в России отметим распространение у нас аналогов ОСЖ – ТСЖ. Причем, как видно из диаграммы 1, рост их количества в России в процентном соотношении превышает аналогичный показатель для Франции и Финляндии.
Диаграмма 1.
Темп роста количества ОСЖ (ТСЖ) в России, Франции, Финляндии
2000 = 0%
Источник: Плеханов А.С. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. – 2009. - № 7. С. 17.
2.2 Опыт представления услуг ЖКХ в странах Центральной и Восточной Европы
В общем комплексе проблем рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) жилищный сектор поначалу оказался на периферии реформ. С одной стороны, это объясняется тем, что все внимание было сосредоточено на приоритетных задачах либерализации экономики, создании многоукладных форм собственности, рынка труда, капитала и прочих структур адекватных рынку. С другой - в ряде государств определенные изменения в жилищном хозяйстве начали происходить еще до перехода к рынку. Переход к рыночной экономике вызвал во всех странах региона необходимость существенного пересмотра жилищной политики. Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) повсеместно стали частью экономических преобразований, но конкретные пути их реализации зависели от финансовых возможностей и общего хода экономических реформ в данной стране. Вместе с тем есть черты, присущие всем постсоциалистическим странам: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ. [25; 43].
В целом, можно отметить, что в Венгрии, Словакии и Польше большую роль играют аналоги российских ТСЖ – объединения собственников жилья, которые носят названия жилищные кооперативы (Housing Cooperatives) в Венгрии и Словакии; объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в Польше.
Опишем систему ЖКХ Венгрии Словакии и Польши.
На пути реформ ЖКХ во всех странах встречаются трудности и противоречия экономического и морально-психологического характера. Наиболее болезненным для населения оказался повсеместный рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе во многих государствах уровень тарифов все еще регулировался. Тем не менее, расходы на их оплату росли очень быстро, опережая общий индекс потребительских цен и, хуже того, - увеличение доходов населения. В последние годы ситуация несколько изменилась: рост тарифов замедлился, а в динамике реальных доходов наметились положительные тенденции. Однако дореформенный уровень их достигнут далеко не везде и разрыв между тарифами и платежеспособностью населения сохраняется.
Положение на рынке коммунальных услуг в странах ЦВЕ, имея некоторые общие черты, в то же время заметно различается. Например, в Венгрии тарифы на энергию, газ и другие виды топлива за 1991-2001 гг. повысились в 14 раз, в Польше - в 18.5 раз, в дальнейшем рост был не такой большой и в целом придерживался уровня среднегодовой инфляции. К 2008 году, по сравнению с 2001 годом указанные выше тарифы увеличились в Польше – в 2,5 раза, в Венгрии в 2,8 раз (25; 43).
В Словакии тарифы на коммунальные услуги росли не такими высокими темпами, как в других странах региона. В стране до сих пор существуют крупные дотации государства предприятиям коммунальных услуг, благодаря чему удается сдерживать рост тарифов (25; 44).
Польша стала одной из первых среди посткоммунистических стран, начавших кардинальную реформу жилищно-коммунального хозяйства. За последние 15 лет ЖКХ страны успело приобрести признаки стабильности. У поляков давно нет таких проблем, как, например, массовые неплатежи. Здесь давно отработана система субсидий, тарифов, кредитов и льгот (25; 46).
Наряду с сохранением в Польше понятий муниципального, служебного и приватизированного жилья, в сфере обслуживания и содержания жилого фонда сегодня наиболее развито то, чего так добиваются сделать и в родном Отечестве - ТСЖ. Товарищество оплачивает все услуги (отопление, водоснабжение, электроэнергия и т.д.), а с неплательщиками разбирается уже самостоятельно — максимальный срок неуплаты составляет, как правило, 3 месяца. Само же товарищество не связано ни с какими жэками-дезами и напрямую заключает договора с местными фирмами на оказание услуг по вывозке мусора, обслуживанию лифта или ремонту водопроводных кранов. При всем этом тарифы на услуги не могут быть произвольно завышены — они утверждаются органами государственной власти, однако даже в стоящих рядом жилых домах могут отличаться друг от друга. При определении тарифа учитывается довольно широкий список критериев: конструкция здания, материал оконных и дверных проемов, крыша, возраст здания и многое другое (25; 46).
За качество жизни приходится платить — у среднестатистической польской семьи на оплату жилищных расходов может уходить до 50 процентов всех доходов. (Средняя зарплата по стране 700-800 евро, бюджет Семьи соответственно 1200—1800 евро). Вместе с тем, если говорить о платежеспособности населения, то уровень оплаты услуг ЖКХ достиг уже почти 90 процентов (у нас он колеблется в районе 60%), хотя должники тоже не исчезли, несмотря ни на какие ухищрения властей (25; 17).
В отношении злостных не плательщиков в стране с 1994 года действует довольно жесткий закон об "эксмиссии", что переводится на русский язык – как принудительное выселение. В период с 1994 по 1998 год была произведена "эксмиссия" 6656 семей. Еще почти в пяти тысячах случаев при выселении предоставлялась иная, более дешевая жилплощадь. Но в 2003 году Конституционный трибунал Польши признал противоречащими основному закону страны некоторые положения о принудительном выселении лиц, не оплачивающих квартплату и коммунальные услуги. (25; 45).
По решению Трибунала, в том же году запрещено выселять беременных женщин, детей, инвалидов и их опекунов. Остальные нерадивые неплательщики по-прежнему подлежат выселению из занимаемого жилья. При этом Трибунал постановил, что прежние случаи выселения не подлежат пересмотру.
Еще одной немаловажной проблемой ЖКХ Польши остается наличие огромного количества панельных многоэтажных домов, которые постепенно приходят в негодность. Первые панельные дома начали появляться в Варшаве еще в 1958 году, а в начале 60-х годов в Польше была принята программа их массового строительства, предполагала сдачу в эксплуатацию до 220 тысяч квартир в год. На сегодняшний день в построенных еще во времена Польской Народной Республики многоэтажных домах проживает каждый третий поляк.
Как раз среди жителей панельных домов и развита вторая по популярности в Польше форма обслуживания и содержания жилого фонда – жилищные кооперативы, которые при всех бесспорных плюсах объединяет одна общая беда – недостаток средств на капитальный ремонт зданий. Поскольку государственных программ дофинансирования ремонтов многоэтажных домов в Польше практически не существует, панельные дома на окраинах местных городов, несмотря ни на что, будут еще долго напоминать о былых временах.
Реформы в сфере ЖКУ заметно усложнили материальное положение граждан. В большинстве стран темпы роста тарифов на основные виды коммунальных услуг были галопирующими. И хотя в последние годы ситуация стала выправляться, резкий спад уровня жизни еще не преодолен. У определенной категории граждан периодически возникают сложности с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Ее доля в текущих расходах домохозяйств везде увеличилась. В итоге в семейных бюджетах ЖКУ занимают теперь второе место после продовольствия, изменив, таким образом, всю структуру расходов на личное потребление. В общей сумме затрат на ЖКУ преобладающая часть приходится на коммунальные услуги, которые составляют в Польше 2/3, Венгрии и Словакии - 4/5 всех расходов на ЖКУ (45: 48). К группе населения, у которой питание и содержание жилища - основные расходные статьи семейных бюджетов, относятся пенсионеры, семьи с детьми и семьи, где есть безработные. Чтобы облегчить их положение, во всех странах введены программы, предусматривающие помощь в оплате ЖКУ, выделяются так называемые целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных предварительных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов. Например, в Польше соответствующий закон, принятый в 1994 г., дает муниципалитетам право распределять жилищные пособия, право на которые имеют все граждане. Чаще всего в них нуждаются жильцы кооперативных квартир. Одна из форм помощи в Польше состоит в строительстве социального жилья. Для этого создан Национальный жилищный фонд, осуществляющий финансирование ассоциаций, строящих и эксплуатирующих жилищный фонд, предназначенный для малообеспеченных граждан. Подобные ассоциации не являются коммерческими (то есть получающими прибыль) организациями. Аналогичные системы помощи существуют и в других странах ЦВЕ (25; 26).