Таким образом, буквально за год, можно внедрить в рамках отдельного муниципалитета, систему «Электронный ЖЭК». В качестве примера см. Приложение 2.
Подведем основные выводы по главе.
- в ряде таких юридических понятий, как приватизация, концессия и акционирование (в меньшей степени), несомненно, важных в условиях как Франции, Финляндии, Венгрии, Польша и Словакии с одной стороны, так и России, с другой, существуют ряд разночтений. Эти разночтения, несомненно, затрудняют процесс передачи европейского опыта России. В первую очередь мы говорим о концессиях. Как видно из обзора, из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены;
- базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Нам кажется, безусловно, важным внедрять эти технологии в России;
- если рассматривать возможности внедрения в России таких систем, как например, предлагаемый нами «Электронный ЖЭК», то необходимо признать, что возможности внедрения таких технологий в рамках отдельно муниципалитета ограничены, но возможны. Согласно примерному графику внедрения такой системы в муниципалитете с населением в 200 000 человек (при наличии бюджетного финансирования), буквально за год, можно внедрить в рамках отдельного муниципалитета, систему «Электронный ЖЭК». Внедрение «Электронного ЖЭКа» позволит свести на нет очереди в ЖЭКах реальных, а значит в целом повысит качество обслуживания клиентов.
Заключение
Теперь, в соответствии с поставленными нами выше целями и задачами, подведем основные выводы по курсовой работе.
По первой главе основные выводы будут следующие:
- изучение опыта ряда развитых европейских стан в сфере городского строительства и хозяйства показали, что основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний, что с одной стороны позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой – сохраняет ответственность городской (муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере городского хозяйства;
- общая практика функционирования коммунальных предприятий во Франции, Финляндии, Венгрии, Польше и Словакии показывает, что в этих странах существует много гибких форм и методов управления объектами публичной собственности с использованием возможностей частной инициативы, частного капитала и рыночной конкуренции. В целом, наиболее значимыми понятиями в праве указанных нами стран, связанными с предоставлением коммунальных услуг, являются концессии, приватизация и акционирование;
Вторая, аналитическая, глава позволила нам сделать следующие выводы:
- во Франции и Финляндии основной положительный опыт управлениями коммунальных услуг можно свести к принцип, когда для управления объектами жизнеобеспечения городов, привлекаются частные предприниматели, с помощью механизма концессий и приватизации. Важнейшей составляющей коммунальных услуг в этих странах являются информационные технологии. К негативному опыту можно отнести, чрезмерную, на наш взгляд роль муниципалитетов;
- в Польше, Венгрии и Словакии в период 2000-2008 гг. сохранялись: сдвиги в структуре источников финансирования жилищного строительства в пользу частного сектора; приватизация, реституция жилищ; изменения в механизмах содержания жилфонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также в механизмах социальной защиты населения по предоставлению и содержанию жилищ. Положительным итогом нам кажется также приватизация, в понимании передачи частным лицам не только собственности, но и контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав. Интересным, также, нам кажется опыт Словакии по сохранению крупных дотаций предприятиям ЖКХ. Основной негативный опыт для коммунальных услуг по рассматриваемым странам – резкое увеличение тарифов на услуги, особенно резкий до 2000 года и продолжившийся и после;
- общим для всех этих стран является то, что и там и там велика роль объединений собственников жилья (ОСЖ), которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом.
В третьей, практической главе основными выводами будут следующие положения:
- в ряде таких юридических понятий, как приватизация, концессия и акционирование (в меньшей степени), несомненно, важных в условиях как Франции, Финляндии, Венгрии, Польша и Словакии с одной стороны, так и России, с другой, существуют ряд разночтений. Эти разночтения, несомненно, затрудняют процесс передачи европейского опыта России. В первую очередь мы говорим о концессиях. Как видно из обзора, из шести возможных видов концессии в коммунальном хозяйстве зарубежных стран в России законодательно прописана всего одна. Это несомненный минус. Можно сделать предварительный вывод, о том, что пока в России понятия концессия и приватизация не будут приведены в соответствие с законодательством зарубежных стран, возможности по эффективному управлению коммунальным хозяйством со стороны частных управляющих и прочих подрядчиков будут сильно ограничены;
- базируясь на зарубежном опыте, необходимо подчеркнуть, что в современных условиях реформирования ЖКХ необходимо делать ставку на информационные технологии. Как была сказано во второй главе, во Франции и Финляндии, сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Нам кажется, безусловно, важным внедрять эти технологии в России;
- если рассматривать возможности внедрения в России таких систем, как например, предлагаемый нами «Электронный ЖЭК», то необходимо признать, что возможности внедрения таких технологий в рамках отдельно муниципалитета ограничены, но возможны. Согласно примерному графику внедрения такой системы в муниципалитете с населением в 200 000 человек (при наличии бюджетного финансирования), буквально за год, можно внедрить в рамках отдельного муниципалитета, систему «Электронный ЖЭК». Внедрение «Электронного ЖЭКа» позволит свести на нет очереди в ЖЭКах реальных, а значит в целом повысит качество обслуживания клиентов.
Список литературы
I. Официальные нормативные документы.
1. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26. 12. 1995 г. № 208 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 1. – ст. 1.
2. О концессионных соглашениях. Федеральный закон от 21. 07. 2005 г. № 115 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 30. – ст. 3126.
3. Об основах федеральной жилищной политики. Закон РФ от 24. 12. 1992. № 4218-1 // Российская газета. – 23. 01.1993.
4. О приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон от 21. 12. 2001 г. № 178 ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 4. – ст. 251.
II. Остальная литература.
1. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. – М.: Изд-во "Дело и сервис", 2000. – 240 с.
2. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги // Вопросы экономики. 2004. – № 4.
3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: Учебное пособие. – М., 2000.
4. Васильева Н.В., Кирсанов С.А. Опыт Финляндии: договорные отношения арендодателя с жильцами // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2001. – № 3.
5. Васильева Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 276 с.
6. Великанов Н.А. Французский опыт ЖКХ // ЖКХ. 2008. - № 5.
7. Герасимов А. П. Местное самоуправление и местная полиция во Франции / Ред. Мякишева В. М. – М.: Акад. МВД РФ, 1992. – 126 с.
8. Грибанова Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. – СПб.: РГУ, 1998.
9. Дюран Э. Местные органы власти во Франции. Москва, 1996.
10. Ершова С.А. Методология и методы управления собственностью в жилищном комплексе социальной сферы города / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб, 2000.
11. Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского опыта и реформы в России. СПб.: Наука, 2007. – 292 с.
12. Зарукина Е. Оценка уровня развития ЖКХ в России [по сравнению с развитыми зарубежными странами] // Муниципальная власть. 2003. – № 6.
13. Иванченко Е.Н. Финляндия: муниципальный сектор // ЖКХ. 2009. - № 7.
14. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. – 144 с.
15. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005.- 340 с.
16. Кирсанов С.А. Управление жилищным фондом: как это делается в Финляндии. // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, 2000. – № 10.
17. Коммунальное управление в Финляндии. – Хельсинки, 1985. – 230 с.
18. Кутакова Т.Б. Опыт создания кондоминиумов за рубежом // ЖКХ. 2004. – № 4.
19. Лауринмяки Ю, Линкола Т., Прятта К. Местное и региональное управление в Финляндии. Союз местных органов самоуправления Финляндии, 1996.
20. Лучкина Л.С. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы //Мировая экономика и международные отношения (Москва), от 29.03.2004.– № 3
21. Местные власти и рыночная экономика. Уроки западноевропейского опыта. – СПб, 1996. – 295 с.
22. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационные обзоры. М., 1994-2000.
23. Местное самоуправление во Франции. Посольство Франции в России. Издательство "Сканрус", 2000. – 64 с.
24. Могунова М.А. Государственное право Финляндии. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005. – 368 с.
25. Плеханов А.С. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. 2009. - № 7.
26. Янковский Н.Я. Правовые основы функционирования коммунального хозяйства в Европейских странах. Владивосток: Сфера ЖКХ, 2007. – 340 с.
Приложение 1
Правовое закрепление целей управления ЖКХ
Нормативно-правовые акты, программы, концепции |
Цели реформы |
Комментарии к реализации целей |
1. Указ Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства" от 28 апреля 1997 года № 425 "Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ" |
1. Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества. 2. Снижение издержек производителей коммунальных услуг. 3. Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг. 4. Создание системы учета услуг. |
1.Не удалось завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, т.к. Концепция-97 содержит ошибочные установки. 2. Продолжение преобразований отрасли без учета уроков реформы прошедших лет. Происходит изменение целей (выделенные курсивом) без их уточнения и развития. 3. В Концепции реформы ЖКХ и федеральных целевых программах повторяющиеся цели "повышение качества жилищно-коммунальных услуг", "снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов говорят о том, что цель достигнута не была. 4. В подпрограмме "Реформирования и модернизации ЖКХ РФ" о "снижении издержек производителей услуг и тарифов" уже не говорится, хотя эта цель достигнута не была. 5. Непродуманность формулировок целей законодателями не дает четкого представления о процессе проведения реформы и ее конечном результате. |
2. Закон РФ от 24.12.1992 " 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (ред. От 22.08.2004) |
1. Развитие частной собственности и ее защита. 2. Развитие конкуренции в строительстве, ремонте и эксплуатации жилья. 3. Обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан. 4. Осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и жилищных фондов. |
|
3. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (ред. от 26.07.2004). |
1. Привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. 2. Обеспечение доступности жилья. 3. Повышение устойчивости, надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса. 4. Улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению). 5. Усиление адресности социальной защиты населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы ЖКХ. 6. Развитие рыночных механизмов функционирования ЖКХ (в том числе запуск рыночного механизма финансирования ЖКХ). |
|
4. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 "О подпрограмме "Реформирования и модернизации ЖКХ РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" |
1. Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования ЖК систем жизнеобеспечения населения. 2. Привлечение инвестиций в ЖКК. 3. Улучшение качества ЖКУ с одновременным снижением нерациональных затрат. 4. Адресная социальная защита населения при оплате ЖКУ. |
|
5. Приказ Минрегионразвития РФ № 54 от 27.06.2007г. "Об утверждении Комплекса мероприятий Минрегионразвития РФ по реформированию ЖКХ РФ на 2007-2008 годы" |
1. Развитие государственно-частного партнерства. 2. Формирование условий для привлечения инвестиций. 3. Формирование долгосрочной тарифной политики. 4. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество ЖКХ. 5. Разработка и принятие в МО комплексных программ развития и инвестиционных программ. |
|
6. Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" № 185 – ФЗ от 21.07.2007 г. |
1. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. 2. Повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства 3. Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом. 4. Внедрение ресурсосберегающих технологий. 5..Предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. |