На учет ставятся граждане, перечисленные в статье 67 настоящего Закона.
2. Перечень и форма документов, необходимых для учета, утверждаются Правительством Республики Казахстан. Требовать предоставления гражданами каких-либо дополнительных документов запрещается.
3. Заявления граждан о постановке их и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении жилища из государственного жилищного фонда рассматриваются в течение месяца по месту жительства соответствующим местным исполнительным органом.
О принятом решении заявители извещаются в письменном виде до истечения указанного срока.
В жилищном праве Республики Казахстан дается определение найма жилища из государственного фонда жилого имущества.
Регулированием найма жилищ из государственного жилого фонда занимается глава 11 «Права и обязанности нанимателей жилищ из государственного жилищного фонда».
Так в статье 80 данной главы рассматривается понятие договора найма жилища из государственного жилищного фонда:
1. Договор найма жилища из государственного жилищного фонда заключается между местным исполнительным органом или администрацией государственного предприятия (наймодателем) и гражданином (нанимателем) в письменной форме на основании решения о предоставлении жилища. Такие договоры не подлежат
государственной регистрации.
2. Типовой договор найма жилища из государственного жилищного фонда, правила пользования жилищем, содержания жилища и придомовой территории утверждаются Правительством Республики Казахстан.
3. К отношениям, вытекающим из договора найма жилища из государственного жилищного фонда, в соответствующих случаях применяются также нормы гражданского законодательства.
Главы 14, 15, 16 регулируют порядки прекращение права пользования и выселение из жилищ государственного жилищного фонда, пользования служебными жилищами и жилыми помещениями в общежитиях государственного жилищного фонда.
Так статья 109 «Служебные жилища» дает определение жилищу относимому к служебному.
Далее следуют статьи определяющие права граждан на получение в наем служебного жилища, порядок и сроки предоставления его в наем, а также порядок расторжения данного договора.
Также данный закон регулирует порядок постановки граждан в очередь на получение жилья из негосударственного жилого фонда, а также гарантирует сохранение очередности.
Таким образом, Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» является основным законодательных актом регулирующим жилищные правоотношения в Республике Казахстан.
Следующим законодательным актом в области регулирования жилищных правоотношений является Гражданский кодекс Республики Казахстан.
Гражданский кодекс Республики Казахстан в основном направлен на регулирование всякого рода имущественных споров, в том числе и жилищных.
В рамках ГК РК приводиться понятие права на неприкосновенность жилища граждан Республики Казахстан.[16]
Так статься 146 ГК РК «Право на неприкосновенность жилища» гласит «Гражданин имеет право на неприкосновенность жилища, то есть право пресекать любые попытки вторжения в жилище помимо его воли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами».[17]
Статья 194 ГК РК «Право собственности и иные вещные права на жилище» гласит: «Особенности осуществления права собственности и иных вещных прав на жилище регулируются жилищным законодательством». Таким образом Гражданский кодекс РК напрямую связан с Законом РК «О Жилищных отношениях» пришедшим на смену «Жилищному кодексу» СССР.
Гражданский кодекс дает разъяснение понятию общей совместной собственности. Так в соответствии со статьей 219, общая совместная собственность существует в виде:
1) общей собственности супругов;
2) общей собственности крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) общей собственности на приватизированное жилище.
Законодательными актами могут быть предусмотрены и другие виды общей совместной собственности.
Общая совместная собственность устанавливается и существует, если договором между ее участниками не предусмотрено иное.
Следует отметить, что к понятию общей совместной собственности относиться также и жилые и нежилые помещения.
Также в Гражданском кодексе Республики Казахстан, в статье 227 рассматриваются вопросы общей собственности на приватизированное жилище, «выкупленное или приобретенное безвозмездно нанимателем в соответствии с законодательством о приватизации жилище в домах государственного жилого фонда, переходит в совместную собственность нанимателя и постоянно проживающих с ним членов семьи, в том числе несовершеннолетних и временно отсутствующих, если иное не предусмотрено договором между ними».
Особенности права совместной собственности на приватизированное жилище определяются законодательными актами о жилищных отношениях.
Статья 235, главы 13 Гражданского кодекса РК определяет основания приобретения права собственности:
1. Право собственности на новую вещь принадлежит лицу, изготовившему или создавшему ее, если иное не предусмотрено договором или законодательством.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается в соответствии со статьей 123 настоящего Кодекса.
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (статья 46 настоящего Кодекса).
Отчуждение имущества от собственника другому лицу помимо воли собственника не допускается, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям.
4. Члены потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом в пользование, приобретают право собственности на указанное имущество.
Таким образом, как уже было замечено Гражданский кодекс РК в основном регулирует вопросы приобретения прав собственности, в том числе и на недвижимое имущество в виде жилья.[18]
Глава 3. Иные нормативно-правовые акты РК в области жилищного права
К иным нормативно-правовым актам Республики Казахстан в области регулирования жилищного законодательства являются следующие документы:
Закон Республики Казахстан от 07.12.2000 N 110-2 «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан».
Данный закон определяет правовые основы и регулирует отношения между субъектами системы жилищных строительных сбережений, связанные с ее функционированием а также условия, содержание формы ее государственного стимулирования.
В статье 3 данного закона рассмотрена система строительных сбережений. В соответствии с этим законом:
1. субъектами системы жилищных строительных сбережений являются жилищные строительные сберегательные банки, вкладчики этих банков и государство, обеспечивающее выплату премий государства из республиканского бюджета.
2. жилищные строительные сбережения вносятся и накапливаются только в жилищных строительных сберегательных банках в национальной валюте Республики Казахстан.
3. вкладчик вправе иметь несколько счетов по вкладу в жилищные строительные сбережения в каждом жилищном строительном сберегательном банке. При этом премия государства по выбору вкладчика начисляется только на один счет в одном жилищном строительном сберегательном банке.
3-1. Минимальный размер договорной суммы должен быть не менее пятисот месячных расчетных показателей, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Минимально необходимый размер накопленных денег должен быть не менее пятидесяти процентов от договорной суммы.
5. Размеры ставки вознаграждения по вкладу и ставки вознаграждения по займу устанавливаются в момент заключения договора о жилищных строительных сбережениях и остаются постоянными в течение всего срока действия договора.
При переходе вкладчика по собственной инициативе из одной тарифной программы в другую размер ставки вознаграждения по вкладу может быть изменен на условиях, определенных жилищным строительным сберегательным банком в течение всего срока действия договора о жилищных строительных сбережениях.
Размер ставки вознаграждения по жилищному займу не может быть выше размера ставки вознаграждения по вкладу в жилищные строительные сбережения более чем на три процента годовых.
6. Премии государства и вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка направляются на увеличение основной суммы вклада в соответствии с настоящим Законом.
7. Премии государства, поступившие на счет жилищного строительного сберегательного банка, зачисляются на счета вкладчиков - граждан Республики Казахстан.
8. Жилищный, промежуточный жилищный и предварительный жилищный займы могут быть использованы вкладчиком только в целях проведения мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, под которыми понимаются:
1) строительство (включая приобретение земельного участка), приобретение жилища, в том числе путем его обмена с целью улучшения;
2) ремонт и модернизация жилища (включая приобретение строительных материалов, оплату подрядных работ);
3) погашение обязательств, которые появились в связи с мероприятиями по улучшению жилищных условий;
4) внесение первоначального взноса для получения ипотечного жилищного займа в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
9. Вкладчик имеет право на досрочное расторжение договора о жилищных строительных сбережениях и получение вклада, начисленного на него вознаграждения жилищным строительным сберегательным банком. При этом вкладчик имеет право на получение премии государства при накоплении вклада более пяти лет на условиях, установленных договором о жилищных строительных сбережениях.
Глава 2 данного закона определяет правовой статус жилищного сберегательных банков, порядок создания, функционирования и прекращения деятельности жилищных строительных сберегательных банков.
Также в данной главе, но уже в статье 5 указаны виды деятельности жилищных строительных сберегательных банков:
1. Основными видами деятельности жилищных строительных сберегательных банков в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) прием вкладов (депозитов) в жилищные строительные сбережения, открытие и ведение счетов вкладчиков;
2) предоставление вкладчикам жилищных, промежуточных жилищных и предварительных жилищных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.
2. Жилищные строительные сберегательные банки вправе, кроме основного вида деятельности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществлять участие в уставном капитале юридических лиц, являющихся частью инфраструктуры финансового рынка и (или) осуществляющих автоматизацию деятельности жилищного строительного сберегательного банка в порядке, установленном банковским законодательством Республики Казахстан, а также другие виды операций в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, к которым относятся: