Значение неформальных источников для международных торговых отношений

Применение этого документа в международных торговых отношениях постоянно освещается в зарубежной и российской литературе и нашло отражение в практике международного арбитража - Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ. Интерес представляет рассмотренное в 2002 году дело о разрешении спора между канадской фирмой и российской организацией. Из материалов дела: контракт был составлен в 1998 году на русском и английском языках с указанием на то, что оба текста имеют юридическую силу. Однако тексты арбитражной оговорки в русском и английском вариантах договора не совпадали. В тексте на русском языке содержалась оговорка о передаче споров на рассмотрение в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, а в тексте на английском языке предусматривалась передача споров "to the Arbitration court of Russia". Возникла дилемма, какой конкретный суд имели в виду стороны. Установив, что первоначально текст контракта был подготовлен на русском языке, который затем был переведен на английский язык, состав арбитража использовал указания о толковании на случай лингвистических расхождений в тексте договора составленном на двух или более языках. Согласно ст.4.7 Принципов УНИДРУА в таких случаях предпочтение отдается толкованию в соответствии с вариантом текста договора, который был составлен первоначально. Таким образом, суд пришел к выводу, что в английском тексте были пропущены указанные в русском тексте слова "при Торгово-промышленной палате РФ" ("at the Chamber of Commerce and Industry") [23].


3.3 Типовые проформы, типовые контракты, общие условия поставок


Другой разновидностью неправовых (неформальных) средств регулирования международных торговых отношений являются типовые контракты, проформы, общие условия, разрабатываемые специальными международными организациями, международными ассоциациями, а также самими участниками торгового оборота, которые со второй половины XX века приобрели большое значение в международной торговле. Как справедливо отмечает Копылова А.Н., "для внешнеэкономических отношений в целом характерна типизация включаемых в них условий, что выражается в широком использовании различных общих условий, типовых контрактов". [24] Такие типовые документы не предполагают реципирование, одобрение государственной властью и предназначаются для непосредственного использования субъектами международных торговых отношений в качестве документов не нормативно-правовых, а вспомогательного свойства. Как совершенно справедливо отмечает С.С. Алексеев, они "служат основанием для возникновения последствий, предусмотренных в нормах права, и в то же время в индивидуальном поднормативном порядке частично регламентируют содержание данных отношений". [25]

Подобного рода документы в зависимости от субъекта делятся на документы:

1) разрабатываемые на межгосударственном уровне в рамках международных организаций;

2) разрабатываемые в рамках международных неправительственных учреждений, профессиональных и предпринимательских ассоциаций;

3) разрабатываемые непосредственно участниками международных соглашений.

К первой группе относятся типовые (модельные) законы, Общие условия поставок, разнообразные руководства по составлению гражданско-правовых договоров, всевозможные правила.

Общие условия поставок представляют собой готовую форму контрактов в целом и нацелены на торгово-прикладное применение. Такого рода документы рождаются на межправительственном уровне и используются в частноправовой сфере международных отношений. Общие условия поставок носят факультативный характер и применяются в случаях, когда на них сделана ссылка в контракте. При наличии такой ссылки их положениям отдается приоритет по отношению к нормам Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 года. В частности это предусмотрено ст.90 Конвенции. Кроме того приоритет Общих условий поставок будет и перед диспозитивными нормами национального законодательства. Однако в случае расхождения положений общих условий поставок с императивными нормами национального законодательства применению подлежат последние. Такой подход наглядно виден на примере рассмотренного в 1999 году дела МКАС между румынской и российской организациями. Сторонами в договоре была сделана ссылка на Общие условия поставок СЭВ 1968\1988 гг., которые на момент заключения контракта утратили нормативные значения. Признав применимым к отношениям по контракту российское материальное право, а Общие условия поставок СЭВ - частью контракта сторон, МКАС не принял во внимание заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного Общими условиями поставок СЭВ. При этом было учтено, что в силу императивных предписаний российского права соглашением сторон не могут быть изменены сроки исковой давности и порядок их исчисления, а ОУП СЭВ устанавливают более короткий срок и иной порядок исчисления, чем предусмотренные в российском законодательстве[26].

В советское время Общие условия поставок носили обязательный характер для членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). СЭВ (1949-1991 гг. - международная экономическая организация, целями которой были планомерное развитие народного хозяйства стран-членов, ускорении научно-технического прогресса, углубление и совершенствование экономической интеграции.

При расхождении положений Общих условий поставок и Венской конвенции приоритет отдавался ОУП. Сейчас они потеряли обязательный характер, и в отношении договоров, заключенных после 31 декабря 1990 года действует правило о необходимости ссылки в контракте для партнеров, входивших в СЭВ. Однако на практике встречаются случаи сохранение такого рода документами нормативного характера и без указания на то в контракте. В частности в отношении Общих условий поставок СССР - КНР (вступили в силу с 1 июля 1990 года) и Общих условий поставок СССР - КНДР (вступили в силу с 1 января 1982 года).

Известны также Общие условия поставок принятые в рамках Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) по экспортным поставкам машинного оборудования; поставкам и монтажу машинного оборудования; для экспорта и импорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства, а также для зерновых, цитрусовых продуктов, для картофеля, пиломатериалов, топлива, металлопродуктов, для сделок подряда. Всего их существует более трех десятков.

В системе вспомогательных источников регулирования международной торговли выделяют типовые проформы, признанные облегчить осуществление коммерческих операций, которые разрабатываются самими участниками делового оборота, различными организациями. И, как указывает Копылова А.Н., "в этом смысле они созвучны ИНКОТЕРМС". [27]

Применение моделей, созданных для использования в реальной экономической жизни, оказывает действенное унифицирующее влияние на развитие права международной торговли и связанных с ней областей. Таково назначение типовых проектов, на основе которых впоследствии разрабатываются акты национального законодательства. К подобного рода документам относятся Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров, строительных работ и услуг 1994 года, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитных переводах 1992 года, Типовой закон ЮНСИТРАЛ по электронной торговле 1996 года. В настоящее время активно действует в этой области такая международная экономическая организация, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), образованная на основе созданного в 1995 году Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000г.). ЕврАзЭС были приняты Модельный закон "Об основах внешнеэкономической деятельности" от 04.04.1999г., Типовой проект законодательного акта "Основные принципы электронной торговли" от 28.05.2004г., Модельный закон "Общие принципы экспортного контроля" от 10.12.2000г.

К руководствам по составлению гражданско-правовых договоров относятся подготовленные ЕЭК ООН документы: Руководство по выработке договоров о международной передаче производственного опыта и знаний в машиностроении, Руководство по составлению международных договоров о промышленном сотрудничестве, Руководство по составлению договоров на сооружение промышленных объектов, Руководство по международным договорам о встречной торговле, Руководство по международным компенсационным договорам.

Другим примером неправовых факультативных источников в рамках межправительственных учреждений могут служить разработанные в ЮНКТАД Правила ООН по международному компьютерному обмену для администрирования, коммерции и транспорта (UN EDIFACT). В Международном морском комитете были в 1990 году приняты Унифицированные правила для морских накладных и Правила для электронных коносаментов; в ЮНСИТРАЛ - Правовое руководство во встречной торговле и Правовое руководство по электронном переводу средств 1987года.

Ко второй группе относятся типовые контракты, общие условия, разрабатываемые в рамках международных неправительственных учреждений, профессиональных и предпринимательских ассоциаций.

Особенно богата практика принятия подобного вида документов такой неправительственной организацией как Международная торговая палата (МТП). Так МТП были разработаны:

1. Типовой коммерческий агентский контракт и Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов;

2. Типовой дистрибьюторский контракт и Руководство по составлению международных дистрибьюторских контрактов;

3. Типовой контракт купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи;

4. Типовой контракт международного франчайзинга;

5. Типовой контракт случайного посредничества;

6. Образцовые оговорки для коммерческих контрактов по разрешению споров;

7. краткие наставления и рекомендации по форс-мажору, по предотвращению мошенничества в международной торговле и другие документы.

Так, при непосредственной выработке текста Общих условий контракта может приниматься во внимание Типовой контракт купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи,[28] разработанный Международной торговой палатой. Указанный документ исходит из применения к отношениям сторон Венской конвенции 1980 г. и использования базисных условий поставок, основанных на ИНКОТЕРМСЬ - 2000. Содержит он и некоторые положения, выходящие за рамки регулирования Венской конвенции, в частности: по вопросу сохранения права собственности на товар у продавца до полной уплаты покупателем цены; о неустойке при просрочке поставки Типовые контракты и общие условия могут также создаваться в рамках международных ассоциаций. К примеру, Международная ассоциация дилеров по сделкам "своп" и операциям с производными ценными бумагами (ISDA) рекомендовала заключение контрактов на условиях Генерального соглашения о мультивалютных трансграничных операциях 1992 года.

В международной торговой практике широкое распространение получило применение типовых контрактов.

Типовой контракт - это примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформулированных заранее с учетом торговой практики или обычаев, принятых договаривающимися сторонами, после того как они были согласованы с требованиями конкретной сделки. Он применим только к определенным товарам или определенным видам торговли. Типовые контракты используются чаще всего в торговле между партнерами, ведущими регулярные внешнеторговые операции (как и применение общих условий поставки) в часто встречающихся видах сделок на промышленное сырье на долгосрочной основе. Кроме общих положений типовой контракт обычно предусматривает соответствующие графы, подлежащие заполнению в каждом конкретном случае (предмет контракта, количество, требования к качеству, цена и базис поставки, срок поставки, условия платежа).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты