Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Государственное право"
по теме: "Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР"
Содержание
1. Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета
2. Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР
Введение
Переживаемый постсоветским пространством кризис носит системный характер и имеет, очевидно, истоки в особенностях формирования качественно новых социальных идентичностей.
Наиболее интересной и сложной в свете данных процессов представляется проблема зон ограниченного суверенитета - "непризнанных государств". "Непризнанные государства" постсоветского пространства - Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах зарекомендовали себя как относительно самостоятельные социальные субъекты, о чем говорит опыт независимой государственности, исчисляющийся периодом 12-14 лет.
В данной работе поставлена цель проанализировать зоны ограниченного суверенитета на примере непризнанных территорий бывшего СССР.
На основании цели поставлены следующие задачи:
дать определение суверенитета, перечислить его основные признаки;
ввести понятие зон ограниченного суверенитета и провести их классификацию;
изучить непризнанные территории бывшего СССР - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Нагорный Карабах их геополитическое положение и пути их международного признания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1. Признаки суверенности государства и типы зон ограниченного суверенитета
Согласно М.В. Ильину существуют четыре основных признака суверенности государства[1]:
внутренний суверенитет факта господства (суверенитет властителя);
внутренний суверенитет признания (суверенитет народа);
внешний суверенитет факта господства (суверенитет государства);
внешний суверенитет признания (суверенитет нации).
Важнейшим показателем государственности является наличие территориального суверенитета[2]. Территориальный суверенитет это компетенция государства в отношении его территории. Территория не находится и не может находиться в правовых отношениях с государством. Правоотношения возможны только по поводу территорий. Как юридическое понятие территория государства может рассматриваться лишь опосредовано, через правовой режим, установленный в отношении территории на основании принципа территориального верховенства. Юридическая природа государственной территории раскрывается в соответствующих властных установлениях государства и в отношениях одного государства с другими государствами по поводу территории.
В то время как суверенитет есть юридическое обозначение статуса государства, юрисдикция государства характеризует конкретные аспекты этого статуса, прежде всего определенные права, привилегии и компетенцию.
Существенным признаком территориального суверенитета государства является принцип неотчуждаемости государственной территории. Он предполагает, что никакая часть государственной территории не может быть отчуждена в какой-либо форме другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства. Но существуют ситуации, когда и без передачи территории одного государства другому принцип неотчуждаемости территории нарушается в такой мере, что может возникнуть вопрос о территориальном верховенстве соответствующего государства. Например, если иностранные военные базы размещены на основе договора, но при политическом или ином давлении боле сильного государства, такую ситуацию нельзя квалифицировать иначе как ущемление суверенитета соответствующего государства.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ обеспечивает целостность и государственной, и национальной территории, в пределах которой данная нация исторически сложилась и развивалась как социальная общность.
Относясь к самонастраивающимся системам, территориальная система государства включает два уровня территориальной организации, где первый уровень, - это система экономической организации территории, а второй уровень - национальная система территориальных единиц, существующая в виде либо административной, либо национально-государственной, либо федеративной системы территориальной организации.
Территория как подсистема государства является материальным отражением уровня развития цивилизации и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве государства. Территориальное устройство государства определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием экономической системы, политических, социальных и правовых институтов. Оно выступает в социально-экономическом развитии общества одновременно и как фактор развития, и как результат этого развития.
Конституционно-правовая стабильность и неизменность территориальных пределов государства основываются на принципиальном положении о том, что государственность в принципе неделима. К правовым гарантиям стабильности режима территории относятся[3]:
а) принципы международного публичного права, среди которых выделяются: принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ; принцип мирного решения международных споров; принцип неприменения силы;
б) институт остаточного (номинального) суверенитета;
в) институт приобретательской давности;
г) договорный режим границ;
д) система внутреннего права.
Обеспечение стабильности правового режима территории осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера. К структурным механизмам международного характера относятся Совет Безопасности ООН, Международный суд, Специальные органы ООН (Совет по Опеке, Комитет по несамоопределившимся территориям) и др. Структурные механизмы такого обеспечения в национальных государствах включают, прежде всего, конституции государств и Верховный или Конституционный суд.
Среди материально-правовых механизмов обеспечения стабильности правового режима территории Российской Федерации можно выделить:
конституционное закрепление государственной целостности как принципа федеративного устройства Российской Федерации[4];
единое правовое пространство, предполагающее верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие федеральной Конституции и федерального законодательства[5];
единство государственной власти;
закрепление в Конституции РФ субъектного состава, составляющего государство.
В отдельную группу по отношению к суверенности можно выделить территории совместного суверенитета - кондоминиумы.
Существуют следующие основные признаки кондоминиума:
1) вхождение территории в состав обоих государств;
2) двойное гражданство;
3) несколько государственных (официальных) языков;
4) нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств.
Неотъемлемым элементом территориальной системы в современном мире стали внутренние, существующие де-факто политические рубежи между неконтролируемыми суверенными государствами территориями и остальной частью суверенных государств.
Существование непризнанных государств или зон ограниченного суверенитета стало неотъемлемым элементом мирового геополитического порядка. В 1945-1990 гг. в 41 стране мира были развязаны гражданские войны. При этом в 15 странах часть территории была оккупирована иностранными вооруженными формированиями. Хотя в 1989-1996 гг. число текущих вооруженных конфликтов несколько сократилось, в 1996 г. в 24 странах велось 27 войн[6]. В результате через всю Евразию - от бывшей Югославии до Гималаев протянулся целый архипелаг территорий, официально находящихся под юрисдикцией какой-либо страны, но на самом деле полностью управляемых собственными властями или же лидерами партизанских армий, полевыми командирами, наркобаронами и местными вождями. Многие никем не признанные республики существуют десятилетиями.
Конкретными причинами возникновения зон ограниченного суверенитета чаще всего бывает острый национальный конфликт (например, на Кипре) и гражданская война, в которую нередко вовлекаются иностранные державы. Со временем все большую роль в их существовании начинают играть экономические интересы местных лидеров.
Для ряда неконтролируемых территорий характерна деградирующая трофейная экономика, основанная на проедании ресурсов, доставшихся от предшествующих эпох и добываемых в результате нападения на соседей. Для социальной организации этих территорий часто свойствен возврат к архаическим, клановым формам, иррациональное, агрессивное поведение целых социальных групп.
Неудивительно, что неконтролируемые территории втянуты в длительные международные конфликты, один из источников которых - их неурегулированный политический статус. Яркий пример непризнанного государства - Турецкая Республика Северного Кипра, созданная в ходе турецкой агрессии в 1974 г. и существующая в основном благодаря массированному турецкому военному присутствию. Турция - единственная страна, признавшая Северный Кипр.
Неконтролируемые территории можно разделить на несколько типов. Прежде всего, можно выделить квазигосударства, обладающих всеми необходимыми атрибутами нормального государства, власти которых полностью контролируют свою территорию. К таковым, в частности, можно отнести Приднестровскую Молдавскую Республику, Республику Абхазия, Нагорный Карабах. Лукичев П.Н. и Скорик А.П. [7] считают, что на стадии квазигосударственности общество приобретает элементы политической централизации. Они позволяют объединить ряд территорий вокруг одного центра, который порой первоначально не имеет политического значения. Однако притяжение к нему может обуславливаться языковой, религиозной, этнической, даже кровной общностью, сходством образа жизни и обычаев, географической близостью. Общность территории не всегда носит стабильный характер. В рамках квазигосударства этнически разнородное население (часто при внешней, показной сплоченности) консолидируется за счет экспансии при наличии внешнего врага (реального или воображаемого).
Власть в таком политическом образовании нередко носит харизматический, а в последующем - традиционный, легитимный характер. Вождь стремится создать и утвердить необходимые государственные атрибуты -армию (дружину), систему судебных институтов (часто традиционалистского типа) и т.д. Однако на стадии квазигосударственности еще достаточно сложно обеспечить функционирование собственно государственных механизмов власти в силу ее кланового происхождения и изменчивости принципа наследования. Вождь (лидер) использует для осуществления властных функций сложившийся родоплеменной аппарат управления, который при этом может носить вполне цивилизованные названия. Любая попытка прервать такую практику (или "перепрыгнуть" через нее) в конечном счете, все равно приводит общество к возвращению в лоно клановых отношений, если это общество не прошло в своем историческом движении стадию квазигосударственности.
Только в последующем, на стадии современного, "зрелого" государства, формируется отделенность аппарата управления от общества как имманентное свойство политической власти на стадии формирования бюрократического государства. (Все вышесказанное характерно и для квазигосударств, существующих на территории бывшего СССР. В подтверждение этого, во второй главе будет подробно проанализировано политическое устройство Абхазии)