Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР

Далее можно отметить неконтролируемые территории, представляющие собой мозаику районов с неустойчивыми границами, находящихся под контролем местных князьков - крупных земельных собственников, полевых командиров, криминальных лидеров и т.п. Если у них в течение какого-то времени есть общие интересы, эти лидеры могут сотрудничать между собой, но могут и вести войну всех против всех. Примеры таких геополитических "черных дыр" - Гарм, Северный Афганистан, Шан, северные районы Камбоджи, юг Судана, юг Анголы, Сьерра-Леоне, значительная часть Колумбии и др.

Зоны ограниченного суверенитета могут быть классифицированы и по другим основаниям, например происхождению и функциям. Так, выделяются неконтролируемые территории, возникшие в результате:

самоопределения региона с особой этнической или этнокультурной структурой населения (Северный Кипр, Палестина);

распада многонационального государства (Абхазия, Приднестровье и др.);

гражданской войны и/или иностранного вооруженного вмешательства (Северный Афганистан, Босния);

деятельности криминальных и террористических группировок ("Золотой треугольник", часть Колумбии).

Можно также классифицировать неконтролируемые территории по времени существования, числу и характеру субъектов политической деятельности, экономической основе, геополитической роли и т.п.

Число непризнанных государств растет, несмотря на сопротивление существующих стран. Ведь многие законные государства многонациональные, а, следовательно, и сами подвержены риску сепаратизма.

В этом - свидетельство явного разрыва между масштабами нивелирующих культурные особенности стран и регионов мирохозяйственных процессов, давно переросших рамки отдельных государств, и социокультурного разнообразия мира.

Беспристрастный анализ исторических фактов свидетельствует о том, что фундаментальные причины этнополитических конфликтов, способствовавших появлению на политической карте непризнанных государственных образований, оформились в единую систему в течение нескольких десятилетий, предшествовавших формальному распаду СССР.

Распад Советского Союза, дал мощный импульс дезинтеграционным процессам, которые не остановились на стадии развала Союза на 15 республик и пошли дальше, в направлении большего дробления. В итоге на постсоветском пространстве в ходе длительных вооруженных и весьма кровопролитных этнических конфликтов образовались четыре непризнанных государственных образования, не контролируемых столицами государств, территорией которых они формально (в глазах мирового сообщества) являются, но и не признаваемые мировым сообществом в качестве суверенных государств. Это - Нагорный Карабах, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье. Подробному анализу этих зон ограниченного суверенитета и будет посвящена вторая глава.


2. Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР


Из всех непризнанных государств на постсоветском пространстве Абхазия единственная имела опыт государственности. С 1810 по 1864 гг. Абхазское княжество сохраняло автономное управление в составе России и просуществовало дольше других на Кавказе. Однако важнейший компонент "полноценной" государственности - внешняя политика - перестает существовать. С 1864 по 1917 гг. Абхазия была подчинена императорской администрации на Кавказе. В результате Кавказской войны и восстаний 1866, 1877 гг. абхазы пережили этническую катастрофу. Более половины населения вынуждены были покинуть родину и стать беженцами - махаджирами.

Абхазия вследствие проводимой Российской империей политики из моноэтничной превратилась в полиэтничную страну. Картвельские народы оказались тогда в привилегированном положении благодаря своему участию на стороне России в Кавказской войне. Без всякого сомнения, можно сказать, что плодами русской военной победы в Абхазии в XIX столетии в полной мере воспользовалась Грузия.

Время с 1917 по 1921 годы является одним из наиболее "проблемных" периодов в истории российско-грузино-абхазских отношений. Этому временному отрезку посвящено большое количество исследований, статей как абхазских, так и грузинских авторов. После распада Российской империи Абхазия вошла в Союз объединенных горцев Кавказа и Юго-Восточный Союз.8 ноября 1917 г. на съезде в Сухуме был избран первый парламент - Абхазский Народный Совет, который принял Конституцию и декларацию абхазского народа.11 мая 1918 года на Батумской мирной конференции была провозглашена Горская республика (Северо-Кавказская республика). Вместе с Дагестаном, Чечней, Осетией, Кабардой в ее состав вошла и Абхазия. Была восстановлена упраздненная в 1864 году абхазская государственность.

С 31 марта 1921 г. до 17 февраля 1922 г. существовала независимая ССР Абхазия. В декабре 1921 г. Абхазия под сильным нажимом Сталина и Орджоникидзе была вынуждена заключить с Грузией "особый союзный договор", ратифицированный в феврале 1922 г., который зафиксировал, по сути, равноправие двух республик.

В то время ССР Абхазия по своему статусу являлась союзной республикой, имеющей статус суверенного государства. В 1924-1925 гг. были утверждены Герб и Флаг ССР Абхазии, приняты законодательные акты конституционного характера, вступили в действие кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный, земельный, лесной.

В "абхазском вопросе" грузинское руководство нашло сильную поддержку со стороны тогдашнего наркома по делам национальностей Иосифа Сталина, активно "лоббировавшего" интересы грузинской элиты в Кремле. А после того, как Сталин стал генсеком, в феврале 1931 года в Тбилиси на VI-м Всегрузинском съезде Советов было принято постановление о преобразовании ССР Абхазии в автономную республику в составе Грузии.

В последовавший период "абхазский вопрос" был загнан внутрь, но не разрешен. Поэтому неудивительно, что даже в относительно благополучные годы советской власти во времена СССР недовольство абхазского населения своим ущемленным положением периодически вырывалось наружу. Массовые митинги и демонстрации с требованием выхода Абхазии из состава Грузинской ССР происходили в 1931, 1957, 1964, 1967, 1978, 1989 годах. Распад же СССР и приход к власти националистических сил в Грузии, спровоцировал грузино-абхазскую войну 1992-1993 гг. и де-факто выход Абхазии из состава Грузии.

Данный конфликт имеет также этносоциальные корни. Активное переселение грузин в Абхазию привело к тому, что грузинское население было превращено в национальное большинство. Большинство, которое жило в максимально благоприятных условиях, что отвечало требованиям проводимой в Грузии националистической политики. Социальный же статус коренного населения был значительно хуже, что ущемляло их национальное достоинство, угрожало "растворением" национальной идентичности. К слову сказать, грузинский этнос противопоставлялся не только титульному этносу, но и остальным этническим группам, проживающим на этой территории.

Победоносная война закончилась оттоком из Абхазии огромного числа беженцев многих национальностей - грузин, армян, греков. В настоящее время на территории Грузии проживают порядка 400 тыс. грузинских беженцев из Абхазии. На территории современной Абхазии к концу 1980-х гг. абхазов проживало порядка 18%. После изгнания большей части грузинской диаспоры, в которой абхазы видели главную угрозу выживанию своей идентичности, процент "титульного" населения республики несколько вырос.

К сожалению течение абхазо-грузинского конфликта оставляет мало надежд на его урегулирование путем переговоров.

В настоящее время Абхазия является президентской республикой, что определяется Конституцией, принятой Верховным Советом 26 ноября 1994 г. и одобренной всенародным голосованием 3 октября 1999 г.

Абхазский Основной закон в значительной степени представляет собой уменьшенную копию аналогичного российского правового акта, что наглядно иллюстрируется как объективным характером внутреннего перераспределения властных полномочий, так и реальным уровнем повседневной реализации его основных норм. Президент Абхазии имеет значительные полномочия, связанные с формированием кабинета министров, назначением и освобождением от занимаемых должностей руководителей городских и районных администраций, определением приоритетных направлений внешней политики. Законодательная и судебная власти практически не контролируют действия исполнительной власти, а важнейшие решения принимаются в разветвленном аппарате президентской администрации. В контексте указанного обстоятельства особое значение для комплексной реализации российских интересов в рассматриваемом регионе приобретает реальная политическая ориентация президента Абхазии, определяемая не только господствующими в общественном сознании мировоззренческими стереотипами, но и объективным влиянием различных социальных сил.

Результатом межэтнического и политического противостояния явилось масштабное разрушение местной экономики, которая до настоящего времени не смогла преодолеть негативные последствия военных действий. Большая часть индустриальных объектов была полностью уничтожена, а сохранившиеся предприятия не имели инвестиционных ресурсов, необходимых для возобновления производственной деятельности. Формирование реального баланса цен привело к катастрофическому падению уровня жизни местного населения, который, по некоторым оценкам, в первые годы после военного конфликта соответствовал аналогичным показателям начала XIX столетия.

Фактическое отсутствие пенсионного обеспечения и финансовых возможностей для осуществления социальных программ вызвало колоссальную миграцию трудоспособной молодежи и людей среднего возраста, что в свою очередь создало основу для развития масштабного демографического кризиса, сопоставимого по уровню негативных последствий с печально известным феноменом махаджирства. Основная сфера занятости местного населения - индустрия сервиса и туризма - фактически перестала функционировать из-за нестабильной политической ситуации в рассматриваемом регионе. В сложившихся условиях введение всеобъемлющего режима экономических санкций, осуществленное по решению руководства государств СНГ, способствовало усилению кризисных процессов, дальнейшее развитие которых поставило под вопрос само существование автохтонного абхазского этноса.

Почти полное прекращение внешнего товарообмена привело к окончательному разрушению промышленного производства, которое являлось частью единой хозяйственной системы бывшего СССР и практически не было ориентировано на внутренний потребительский рынок.

Большинство населения обратилось к сельскому хозяйству, которое стало ключевым элементом функционирования региональной экономической системы. В настоящее время основу минимальной потребительской корзины для местных жителей составляют молоко, фасоль, кукуруза, овощи и фрукты, а также разнообразные продукты их первичной переработки. Производительность труда в этой отрасли в настоящее время уступает довоенным показателям, что определяется низким уровнем технической оснащенности производственных процессов и приоритетом внутреннего потребления. Приобретение промышленных товаров осуществляется посредством бартера, в отдельных случаях дополненного фрагментарным использованием денежного обращения. В рассматриваемых условиях наиболее тяжелым является положение русскоязычных жителей Абхазии, так как они практически не связаны с сельским хозяйством и существуют на мизерные доходы от розничной торговли. Другие этнические общины - абхазская, армянская, греческая - уже завоевали определенные позиции на региональном рынке, осуществляя контроль над различными сферами производственной и посреднической деятельности местного населения и управляя имеющимися финансовыми потоками.

Основной валютой на территории Абхазии является российский рубль, хотя при осуществлении некоторых расчетов используются американские доллары.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты