Мне кажется, что Сахаров нередко говорил вещи, витавшие в воздухе, высказывал мысли, общие для многих; что в первом еще своем "Меморандуме", что - в "Памятной записке" Брежневу, что - протестуя против войны в
Афганистане. Да и с СОИ, и с "Декретом о власти" на Первом Съезде - то же самое.
Ну, положим, не боялся. Но не боялся - это то, что позволяло говорить. А что - заставляло? Чувство ответственности?
Что есть ответственность? Человек обнаруживает нечто, осознает его важность для всех и начинает это важное утверждать в жизни всеми доступными ему средствами. Нужна, во-первых, добросовестность - чтобы на каждом шагу быть уверенным в правильности своих суждений. А во-вторых - необходима особая слитность между словом и делом, готовность "валютой поступков", тратой своих сил и времени, подкрепить высказанные утверждения.
Такой валюты у Сахарова было сколько угодно. А слова о традициях
"добросовестного отношения к труду", в которых он был воспитан, встречаются уже в первых абзацах любой его автобиографии [1,2].
Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии
А.Д. Сахаров
|Автор этого незавершенного проекта - академик А. |
|Д. Сахаров, член Конституционной комиссии, |
|образованной первым Съездом народных депутатов |
|СССР. |
|Сахаров - один из физиков, ответственных за |
|создание водородных бомб, - известен также своей |
|активной политической деятельностью. |
1. Союз Советских Республик Европы и Азии (сокращенно - Европейско-
Азиатский Союз. Советский Союз) - добровольное объединение суверенных
республик Европы и Азии.
2. Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти
- счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная,
благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на
Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального
положения.
3. Европейско-Азиатский Союз опирается в своем развитии на нравственные и
культурные традиции Европы и Азии и всего человечества, всех рас и народов.
4. Союз в лице его органов власти и граждан стремится к сохранению мира во всем мире, к сохранению среды обитания, к сохранению внешних и внут- ренних условий существования человечества и жизни на Земле в целом, к гармонизации экономического, социального и .политического развития во всем мире.
Глобальные цели выживания человечества имеют приоритет перед любыми региональными, государственными, национальными, классовыми, партийными, групповыми и личными целями.
В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к
встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и
капиталистической систем как к единственному кардинальному решению
глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением конвергенции в
перспективе должно быть создание Мирового правительства.
5. Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязан- ностью
граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и
гражданских прав личности. Осуществление .прав личности не должно
противоречить правам других людей, интересам общества в целом. Граждане и
учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик
и принципами Всеобщей декларации прав человека ООН.
Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе
Пакты о правах человека ООН и Конституции Союза, имеют на территории Союза
прямое действие и приоритет перед законами Союза и республик.
6. Конституция Союза гарантирует гражданские права человека -
свободу убеждений,
свободу слова и информационного обмена,
свободу религии,
свободу ассоциаций, митингов и демонстраций,
свободу эмиграции и возвращения в свою страну,
свободу поездок за рубеж,
свободу передвижения, выбора места проживания, работы и учебы в пределах
страны,
неприкосновенность жилища,
свободу от произвольного ареста и не обоснованной медицинской
необходимостью психиатрической госпитализации.
Никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за действия, связанные
с убеждениями, если в них нет призывов к насилию, иного ущемления прав
других людей или государственной измены.
7. В основе политической, культурной и идеологической жизни общества лежат
принципы плюрализма и терпимости.
8. Никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. На
территории Союза в мирное время полностью запрещена смертная казнь.
9. Принцип презумпции невиновности является основополагающим при судебном
рассмотрении любых обвинений каждого гражданина. Никто не может быть лишен
какого-либо звания и членства в какой-либо организации или публично обвинен
в совершении преступления до вступления в законную силу приговора суда.
10. На территории Союза запрещена какая-либо дискриминация в вопросах
работы, оплаты труда и трудоустройства, поступления в учебные заведения и
получения образования по признакам национальности, религиозных и
политических убеждений, наличия в прошлом судимости, при условии ее снятия,
а также (при отсутствии прямых противопоказаний) по признакам пола, воз-
раста и состояния здоровья.
11. На территории Союза запрещена дискриминация в вопросах предостав- ления
жилья, медицинской помощи и в других социальных вопросах по при- знакам
пола, национальности, религиозных и политических убеждений, воз- раста и
состояния здоровья, наличия в прошлом судимости.
12. Никто не должен жить в нищете. Пенсии по старости для лиц, достигших
пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства не могут
быть ниже прожиточного уровня. Пособия и другие виды социальной помощи
должны гарантировать уровень жизни всех членов общества не ниже
прожиточного минимума.
Медицинское обслуживание граждан и система образования строятся на основе принципов социальной справедливости, доступности минимально-достаточиого медицинского обслуживания (бесплатного и платного), отдыха и образования для каждого вне зависимости от имущественного положения, места проживания и работы.
Вместе с тем должны существовать платные системы медицинского обслуживания
и конкурсные системы образования, обеспечивающие более высокий общий
уровень на основе конкуренции.
13. Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства.
Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципом оборонительной
достаточности.
14. Союз подтверждает принципиальный отказ от применения первым ядерного
оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь с
санкции Главнокомандующего Вооруженными Силами страны при наличии
достоверных данных об умышленном применении ядерного оружия противником и
при исчерпании новых способов разрешения конфликта.
Главнокомандующий имеет право отменить ядерную атаку, предпринятую по ошибке, в частности уничтожить находящиеся в полете запущенные по ошибке межконтинентальные ракеты.
Ядерное оружие является лишь средством предотвращения ядерного нападения
противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная ликвидация и
запрещение ядерного оружия и других ввдов оружия массового уничтожения при
условии равновесия в обычных вооружениях.
15. В Союзе не допускаются действия каких-либо тайных служб охраны
общественного и государственного порядка. Тайная деятельность за пределами
страны ограничивается задачами разведки и контрразведки. Тайная
политическая, подрывная, дезинформационная деятельность, поддержка
террористической деятельности и участие в ней, участие в контрабанде, в
торговле наркотиками и в других незаконных действиях запрещаются.
16. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики
является право на самоопределение.
17. Вступление республики в Союз Советских Республик Европы и Азии
осуществляется на основе Союзного договора в соответствии с волей населения
республики по решению высшего законодательного органа республики.
Дополнительные условия вхождения в Союз данной республики оформляются
Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики. Никаких
других национально-территориальных единиц, кроме республик, Конституция
Союза не предусматривает, но республика может быть разделена на отдельные
административно-экономические районы.
Решение о вхождении республики в Союз принимается на Учредительном Съезде
Союза или на Съезде народных депутатов Союза.
18. Республика имеет право выхода из Союза. Решение о выходе респуб- лики
из Союза должно быть принято высшим законодательным органом республики в
соответствии с референдумом на территории республики не ранее чем через год
после вступления республики в Союз.
Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза
осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не
менее 2/3 голосов в соответствии с волей населения Союза, не ранее чем
через три года после вступления республики в Союз.
19. Входящие в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве
Основного закона, действующего на территории республики, наряду с
Конституциями республик. Республики передают Центральному правительству
осуществление основных задач внешней политики и обороны страны. На всей
территории Союза действует единая денежная система. Республики передают в
ведение Центрального правительства транспорт и связь союзного значения.
Кроме перечисленных, общих для всех республик условий вхождения в Союз,
отдельные республики могут передавать Центральному правительству другие
функции, а также полностью или частично объединять органы управления с
другими республиками. Эти дополнительные условия членства в Союзе данной
республики должны быть зафиксированы в протоколе к Союзному договору и
основываться на референдуме иа территории республики.
20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается на Вооруженные Силы,
которые формируются на основе Союзного закона. В соответствии со
Специальным протоколом республика может иметь республиканские Вооруженные
Силы или отдельные рода войск, которые формируются из населения .
республики и дислоцируются на территории республик. Республиканские
Вооруженные Силы и подразделения входят в Союзные Вооруженные Силы и
подчиняются единому командованию. Все снабжение Вооруженных Сил
вооружением. обмундированием и продовольствием осуществляется
централизованно на средства союзного бюджета.
21. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с
союзной денежной системой.
В этом случае республиканские денежные знаки обязательны к приему повсеместно на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во всех учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных учреждениях.
Только Центральный банк Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных и
республиканских денежных знаков.
22. Республика, если противное не оговорено в Специальном протоколе,
обладает полной экономической самостоятельностью. Все решения, относя-
щиеся к хозяйственной деятельности и строительству, за исключением
деятельности и строительства, имеющих отношение к функциям, переданным
Центральному правительству, принимаются соответствующими органами
республики.
Никакое строительство союзного значения не 'может быть предпринято без решения .республиканских органов управления.
Все налоги и другие денежные поступления от предприятий и населения на территории республики поступают в бюджет республики. Из этого бюджета для поддержания функций, переданных Центральному правительству, в союзный бюджет вносится сумма, определяемая бюджетным Комитетом Союза на условиях, указанных в Специальном протоколе. Остальная часть поступлений в бюджет находится в полном распоряжении правительства республики.