Философ Рене Декарт

Философ Рене Декарт

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ- нейший принцип методологии исследования историко-философского про- цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило- софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла- новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове- ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность фило- софского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую сту- пень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеа- лизма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Свои произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской - прежде всего западноевропейской - истории в период
Возрождения, начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - на- чалу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов раннебуржуазной культуры, представленной бо- гатейшим творчеством гуманистов. Как известно, раннебуржуазная по своему социальному происхождению культура гуманизма, концентриро- вавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии куль- туре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархичес- кого общества. Идеологической основой этого общества была хрис- тианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе ос- мысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцент- рическо-схоластического мировоззрения, трудно найти более подходя- щее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневе- кового человека, выражавшая его преимущественно приспособительную позицию в отношении природы и социального мира. Философы-гуманис- ты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы ре- лигиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план че- ловека с его многообразными телесными и духовными потребностями.
Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, ко- торая в противоположность теологии и схоластической философии, ус- матривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней жизни царства самого человека. Такое обоснование было как индивидуаль- но-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успе- хов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства чело- века на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весь- ма убежденным и красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626), названный К. Марксом родоначаль- ником английского материализма и всей современной экспериментирую- щей науки. Горячим сторонником научно-технического прогресса - од- ной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры - не раз объявлял себя и Декарт.

Конечно, социальная ситуация, сложившаяся в первой половине
ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для
Англии, где приближалась буржуазная революция, самая зрелая из тех, что в нашей литературе обычно именуются ранними. Хотя Франции было тогда далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия, во многом определившие вызревание фило- софской доктрины Декарта. Среди таких условий первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против старой фео- дальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации, все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое дворянство (в особенности служилое, так называемое дворянство ман- тии), но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укрепле- нии национального государства, стимулировавшего промышленно-ману- фактурную и торговую деятельность, вступавшего в военное противос- тояние с другими европейскими государствами, расширявшего колони- альную экспансию в заморских странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период развития капитализма в странах
Западной Европы при всей их скромности в сравнении с эпохой про- мышленного переворота все же содействовали развитию научных иссле- дований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании, во- енном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в одну из предшествующих эпох истории культуры, наука станови- лась производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в
Италии уже в ХV в., в последующие два столетия и там, и в особен- ности в Англии и во Франции превращались в кружки математиков и естествоиспытателей. Возможность практического применения научных открытий обращала к науке взоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные сообщества ученых - прообразы ны- нешних академий наук.

Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отп- равлен отцом в коллегию Ла Флеш - одно из лучших учебных заведений тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения - ха- рактерное явление эпохи.

Напомним, что орден иезуитов, возникший в середине ХVI в., стал одним из основных организационно-идеологических орудий конт- рреформации. В борьбе против реформационных движений, отделивших от католической церкви ряд стран и областей Европы, этому ордену принадлежала главная роль. Основное социальное содержание Реформа- ции (особенно ее кальвинистского направления) было буржуазным. Ка- толическая контрреформация, напротив, выражала прежде всего инте- ресы стабилизации феодальных порядков и ценностей. Но в Западной
Европе они становились все более шаткими - определяющим руслом со- циального и культурного прогресса был путь буржуазного развития, невозможного без тесной связи с развитием знания (в особенности естественнонаучного). Это нашло свое отражение в некоторых особен- ностях организации и деятельности ордена иезуитов. Стремясь к фор- мированию образованных и убежденных носителей католической веры, иезуиты в основанных ими учебных заведениях были вынуждены отда- вать определенную дань веяниям времени.

Конечно, основное содержание программ обучения оставалось традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком ев- ропейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным язы- ком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало бо- лее пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими".
В древности и в средневековье философия включала в себя совокуп- ность как собственно философских, так и конкретнонаучных знаний - метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской тра- диции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобра- зован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фо- мой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теоло- гии). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим умозрительным рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введен- ной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до- вольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это прежде всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании, которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо из- вестных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях пре- подавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некото- рые ее выпускники шли затем на военную службу. Весь этот цикл привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими мате- матическими способностями.

Многим обязанный своему образованию в коллегии, Декарт тем не менее был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря на новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим.
Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продол- жил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг., Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во
Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский универ- ситет как "студент-математик". Но университетское образование не играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в уни- верситетском преподавании преобладали схоластические идеи, концеп- ции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении
"Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

В эпоху средневековья основным источником мировоззренческого знания считалась Библия - Священное писание, которое рассматрива- лось как откровение таинственного и внеприродного бога. Толкование этого документа составляло главное содержание религиозно-философс- кой мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифме- тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природ- ные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было не- возможно, в средневековой теологизированной философии возникла концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая - метафорическая "книга природы ".

Эта концепция приобрела наибольшее влияние у тех передовых философов эпохи Возрождения, которые были заинтересованы главным образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это- го исследования, уже с самых молодых лет стремился к такой науке, которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира".
Вместе с тем он писал, что будет черпать истину и в самом себе. И это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче- ности, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходи- ло во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании вы- ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво- ей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, пола- гавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ- ного писания, истина в деле познания природы, как и самого челове- ка, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя- тельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание
"книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую книгу мира" молодой Декарт изучал, наблюдая жизнь других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.
Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи- мость от феодальноабсолютистской и католической Испании (хотя во- енные действия еще продолжались), на несколько десятилетий - пока
Англия не совершила свою буржуазную революцию - стала экономически самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой буржуазной республике процветала внутренняя и международная тор- говля, развивалось мануфактурное производство, городское население превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни
Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней
Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях религиозная веротерпимость (все же при господстве протестант- ско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности, издавались произведения, внесенные в католических странах в папс- кий "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея сразу после их запрещения) . Совершенно закономерно, что в Нидер- ландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен- ным (как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерлан- дах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление в военное училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по изучению "великой книги мира".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты