Философ Рене Декарт
p> Подтверждением сказанного служит уже тот факт, что некоторые свои произведения он писал по-французски, адресуя их широкой ауди- тории, стоявшей за пределами цеховой учености, носители которой общались между собой почти исключительно на латинском языке. В
"Рассуждении о методе " Декарт писал, что язык сам по себе не сви- детельствует о силе мыслей и человек, выражающийся на нижнебре- тонском наречии, может формулировать их более точно и тонко по сравнению с тем, кто прекрасно знает французский язык и владеет всеми правилами риторики. Как в этом, так и в других своих произ- ведениях философ превозносит здравый смысл ("естественный свет" человеческого ума), представленный в народе даже чаще, чем среди цеховых ученых, как гарант эффективности открываемых истин. Эта социальная позиция Декарта, нашедшая осмысление в его гносеологии, в собственной его научной деятельности выражалась и в высокой оценке технического мастерства тех специалистов, без золотых рук которых он не видел возможности осуществлять свои эксперименты
(например, без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) .
Декарт демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отноше- нию к "простым людям". Например, обнаружив у одного из своих слуг,
Жилльо, незаурядный математический талант, он нашел время для за- нятий с ним, и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейде- не. Нидерландский моряк Дирк Рембранч (в будущем видный астроном и навигатор), узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже пора- зил философа своими математическими способностями. Тот начал зани- маться с ним и сделал его участником своих экспериментов.

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик кол- легии Ла Флеш дошел до ее последних, "философских" классов. Прог- рамма обучения в Ла Флеш предполагала еженедельные дискуссии - обычно на темы философии и теологии, изучавшиеся в течение данной недели (в конце месяца устраивались еще более сложные диспуты, в которых могли принимать участие и преподаватели). Формулирование тезисов и подбор аргументов для их обоснования (защитником) или опровержения ( его оппонентом) развивали логические способности учащихся, прививали им искусство аргументации. Как сообщает первый биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдаю- щееся искусство в точности определений и в умении обобщать свою аргументацию.

Как говорилось выше, положительные моменты в организации обу- чения в коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного содержания преподаваемых дисциплин, и в особенности дисциплин старших, ("философских" классов. Конечно, схоластика, будучи в принципе теологизированной философией, включала в себя элементы конкретных научных знаний ("свободные искусства") . В эпоху сред- невековья она была исторически необходимой формой усвоения и трансляции античной мысли. Но уже в эпоху Возрождения в Италии, а затем и в других европейских странах становилась все более ощути- мой неприемлемость схоластической учености. Гуманисты, не удовлет- воренные формализмом и застойностью схоластики, стали вкладывать в нее одиозный смысл (сохранившийся и в наши дни), понимая ее как формально правильное (нередко и весьма красноречивое) рассуждение, содержательность которого обратно пропорциональна его внешнему блеску. Гуманистическая ученость, противопоставляемая схоластичес- кой, была значительно богаче и многостороннее. Гуманистическая фи- лософия, поставив эпохальную проблему учреждения царства человека в реальной, земной жизни, связывала ее решение с более глубоким пониманием самого человека. Многие гуманисты сформулировали и но- вое понимание природы. Природоведческие интересы гуманистов свое наиболее обобщенное выражение нашли в ряде натурфилософских пост- роений, ставших наиболее влиятельными в XVI в . Напомним здесь та- кие имена , как Парацельс, Б. Телезио, Ф. Патрици, Дж. Бруно, Т.
Кампанелла. В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических и природоведческих категориях и представлениях
Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентиро- ваны на идеи других античных философов, частично или полностыю за- бытых в эпоху средневековья,- платонические, пифагорейские, стои- ческие, атомистические, некоторые идеи досократовских философов
("рассуждавших о природе") . В идейный контекст античной физики некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достиже- ния современного им естествознания (примером могут служить меди- цинские прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Копер- ника в космологическом учении Бруно). Важнейшая особенность ренес- сансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании при- роды, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешатель- ства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфи- лософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древней- шее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Су- щественной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого
(и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также

восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, ос- мысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое ис- толкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из ос- нов ренессансной натурфилософии.

Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и самосущей, которое господствова- ло в античности и теперь противостояло креационистским догматам схоластической философии.

Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опыт- ных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также поло- жения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячеле- тия. Таковы представления алхимии и соответствующая им практика по
"производству" золота, добыче "философского камня" и т. п. Весьма значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и астрологические представления, которые опять-таки со времен глубо- кой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями.
В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную на- турфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверх- ностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широ- кая распространенность магических суеверий в их натурфилософских представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию с познанием реальных причин в природе. В позднеренессансной натур- философии появилось понятие естественной магии. В этом отношении особенно показательна книга итальянца Джамбаттисты делла Порта
"Естественная магия, или о чудесах природных вещей" (1589), с ко- торой Декарт, как полагают исследователи, ознакомился еще в стар- ших классах коллегии. Дж. делла Порта ставил смелую задачу исполь- зовать силы природы, опираясь на биоантропоморфные силы симпатии и антипатии, существующие между природными вещами. При всей фантас- тичности таких представлений идея овладения силами природы на ос- нове познания присущих ей свойств (несколько позже эта идея была весьма красноречиво сформулирована Ф.Бэконом) произвела на Декарта очень сильное впечатление.

К разочарованию Декарта в схоластической учености прибавля- лось и понимание малообоснованности натурфилософских концепций.
Его строгий ум не мог примириться с теми псевдоистинами, какими довольствовались схоластики и даже отвергавшие их идеи мыслители, учения которых приближались к концепциям натурфилософов. Этим во многом объясняется сильное воздействие на него идей античного скептицизма, обновленных одним из самых ярких философов позднего
Возрождения, соотечественником Декарта Мишелем Монтенеч (1533 -
1592) . Скептицизм выявил ряд противоречий познания (важнейшее из них - противоречие между чувственным и умственным компонентами знания) .

Один из главных аспектов скептицизма - неприятие догматичес- кой самовлюбленности мыслителей, уверенных в неколебимости всего того, что они считают единственно истинным. Возобновление этих идей в эпоху Возрождения наносило сильнейший удар по схоластичес- кому догматизму и авторитаризму и даже по религиозным учениям как абсолютно незыблемым - в глазах множества современников - цитаде- лям вероисповедного догматизма. Другая особенность скептицизма состояла в том, что он подрывал (если не отвергал) всякую уверен- ность в возможности достичь достоверного знания и утверждал дости- жимость лишь относительных истин, необходимых для действий в конк- ретных ситуациях. По окончании коллегии, подводя итоги своего ду- ховного развития в "Рассуиждении о методе", Декарт писал, что он
"запутался в сомнениях и заблуждениях", и притом настолько, что
"все более и более убеждался в своем незнании" . Из этого состоя- ния молодого Декарта выводило наблюдение людей в круговращениях жизни. В том же произведении он высказал мысль, что можно встре- тить "более истины в рассуждениях каждого, касающихся непосредс- твенно интересующих его дел, исход которых немедленно накажет его, если он неправильно рассудил, чем в кабинетных умозрениях образо- ванного человека, не завершающихся действием..."

Сильнейшим стимулом к научным изысканиям Декарта послужили встреча с Бекманом и общение с ним. Главным предметом исследований французского ученого первоначально была математика. Как явствует из "Правил для руководства ума", математические размышления пере- росли в методологические, в сущности неотделимые от философских.
Однако начало философской рефлексии Декарта приходится на значи- тельно более ранние годы. Оно зафиксировано в его записях, полу- чивших название "Частные мысли". В первой из этих записей (относя- щейся к январю 1619 г.) Декарт пишет, что если до тех пор он был лишь зрителем, то теперь, надев маску, собирается в качестве дейс- твующего лица выйти на подмостки "театра мира сего" .

Такой выход, в частности, означал активность в исследовании различных областей природы. Конкретно-научные исследования молодо- го Декарта нашли отражение в неопубликованном трактате "Мир". Ког- да же работу над этим произведением пришлось оставить, Декарт пуб- ликует "Рассуждение о методе" с тремя приложениями. Здесь перед нами вполне зрелый философ и ученый, который в дальнейшем отраба- тывает в основном уже сложившиеся мысли.

Коснемся теперь некоторых научных достижений Декарта. В исто- рии математики он занимает весьма видное место. Одно из важнейших достижений ренессансной науки состояло в возрождении идей великих древнегреческих математиков, К концу ХVI в. были изданы в оригина- лах и переведены на латинский язык все сохранившиеся (и найденные к тому времени) произведения Евклида, Архимеда, Аполлония, Паппа,
Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрож- дения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математи- зация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы не- возможна без определенного прогресса в самой математике. Такой прогресс, в частности, невозможен без успехов формализации. И именно Декарт сыграл решающую роль в становлении современной ал- гебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буква- ми латинского алфавита (х, у, z) переменные величины, ввел нынеш- нее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой "геометрии" состоит также в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты