Уловив решимость миллионов людей добиваться перемен, Рузвельт делает шаг на встречу их чаяниям, провозглашая знаменем национальной политики курс на реформы, но реформы постепенные, верхушечные, устраняющие только самые вопиющие проявления социального неравенства и сохраняющие в неприкосновенности устои.
Новый импульс для поворота от созерцательности и проволочек к
поддержке самого радикального в истории американского государства
социального законодательства, включая законы о социальном страховании, о
трудовых отношениях, о налогообложении крупных состояний, о беспрецедентном
расширении прав профсоюзов дала новая предвыборная кампания 1935 года.
"Новый курс" претерпел новую эволюцию, стал еще более радикальным.
Публичные выступления президента полны обличений беспредельной алчности
имущих классов и хищничества монополистов в духе самого низкопробного
популизма. Тем самым Рузвельт решал главную задачу буржуазного прогрессизма
- подчинить себе массы и удерживать их под контролем подновленной
двухпартийной системы.
Испытывая давление со стороны монополий и их прессы, Рузвельт тормозил осуществление провозглашенных реформ, предусмотрительно не связывал себя никакими жесткими обязательствами.
К концу третьего срока пребывания Рузвельта на посту президента реакция и движение к контр реформе набрали силу. Одной из причиной этого был верхушечный, элитарный характер либерализма, подчиненного всецело классовым интересам буржуазии. Спонтанность, непоследовательность были его отличительной чертой, а боязнь почина демократических масс - родовым его признаком.
Новая международная ситуация - новые решения
В начале президентской карьеры Рузвельта его внешнеполитическая
позиция была изоляционистской. В Европе и на Дальнем Востоке уже
существовали очаги новой мировой войны. Такая позиция президента была на
руку гитлеровской Германии и милитаристской Японии, строивших свою
глобальную стратегию в расчете на нейтралитет США, на их отказ поддержать
усилия миролюбивых держав в создании системы коллективной безопасности. В
1935 году в США принят закон о нейтралитете к очевидной выгоде агрессоров.
США вместе с Англией и Францией раздели ответственность за содействие
фашистской агрессии. В 1937 году принят закон об эмбарго на поставки оружия
в Испанию, где шла схватка республики с фашистскими мятежниками и германо-
итальянскими интервентами. Внешняя политика проводимая президентом
подчинена главной задаче - укреплению экономических и военно-стратегических
позиций США на мировой арене.
Борьба за внешние рынки определяла заинтересованность монополистических кругов США в политике "экономического национализма", предполагавшей "свободу рук", не связанность международными обязательствами, уклонение от коллективных усилий по урегулированию международных конфликтов.
Держась в стране, как полагали в этих кругах, можно было с чувством
морального превосходства наблюдать за кровавыми драмами на Европейском и
Азиатском континентах и извлекать немалые барыши. Но Рузвельт понимал, что
изоляционизм в современных условиях невозможен и поэтому для создания
привлекательного имиджа и учитывая ширящееся в стране антивоенное
настроение, принимал ограниченное участие в коллективных усилиях по
укреплению мира.
Рузвельт не отказывал себе в удовольствии продемонстрировать, что его отрицательное отношение к попыткам взорвать мир остается неизменным и что его правительство готово содействовать усилиям Лиги Наций в деле сохранения мира, но... не выходя за пределы чисто морального выражения своих симпатий и антипатий.
Президент обещал не чинить препятствий коллективным мерам, направленным против страны, которую США и другие государства рассматривают как агрессора, однако его страна не будет участвовать в каких-либо коллективных санкциях против страны-агрессора.
Платонические призывы к миру и указания на заинтересованность США
видеть Францию достаточно сильной перед лицом опасности со стороны
Германии не могли обмануть Гитлера. Они не заставили его отказаться от
ревизии Версальского мирного договора. 14 октября 1933 года германское
правительство заявило о выходе из Лиги наций обретя свободу рук в отношении
военных статей Версальского договора, что привело к расшатыванию
стабильности в Европе.
На кануне второй мировой войны США широко использовали практику предоставления "советов", публичного одобрения внешнеполитических актов других государств или, наоборот, позицию умалчивания и т. п. для оказания постоянного давления на политику других правительств в желаемом для Америки направлении. В тоже время подобный способ воздействия на другие государства абсолютно не связывал и ни к чему не обязывал самих США, которые оставляли за собой полную свободу действий в любой обстановке. Могущественные силы - крупные монополистические объединения, связанные тесными узами с германской военной промышленностью, усиливали давление, добиваясь от Рузвельта пойти по пути упрочения дипломатических связей с гитлеровской Германией. Однако, сближение с нацистским режимом, уже показавшем свои палаческие наклонности, было невозможно в условиях общего демократического подъема в стране и нарастания антифашистских настроений в стране.
Американские фирмы продавали большие партии вооружения нацистской
Германии, в том числе и военные самолеты. Первого марта 1935 года
правительство Германии заявило, что оно считает себя свободным от
обязательств Версальского договора, запрещавших ему создание военной
авиации. 16 марта в Германии опубликован декрет о всеобщей воинской
повинности. А это было нарушением сепаратного мирного договора США с
Германией, предусматривающего разоружение Германии. Трезвые политики в
окружении Рузвельта указывали, что невозможно в современном неделимом и
взаимозависимом мире отсидеться за океаном и даже обогатиться за счет
военных катастроф в Европе.
7 марта 1936 года германские войска вступили в Рейнскую область, демилитаризованную по Версальскому договору.
Мятеж генерала Франко против законного правительства республиканской
Испании обнажил суть изоляционизма. Народу Испании было отказано в помощи,
интервенты получили полную свободу рук.
Видный политик, близкий Рузвельту человек - Додд высказался так:
"Любой кто находился в Европе более или менее продолжительное время,
признает факт огромного экономического и политического влияния США. Если мы
положим наше могущество на чашу весов, то некоторые здесь в Европе,
рассматривающиеся войну в качестве средства завоевания новых территорий,
будут более осторожными и, может быть, даже станут сторонниками мира. Даже
сейчас присоединение США к демократическим государствам Европы могло бы
положить конец кровопролитию в Испании. Совместная мощ США, Англии и
Франции, особенно если принять во внимание их огромные военно-воздушные
силы, могла бы предотвратить интервенцию и установление диктаторского
режима". Рузвельт выдвинул бесплодную идею созыва "международной
конференции мира". Но Италия и Германия, твердо следующие захватническим
курсом и использующие метод запугивания соседей, не хотели такой
конференции и не стали бы считаться с ее решениями. Внешнеполитический курс
Рузвельта в это время имел главным своим содержанием вероломную и
самоубийственную политику "умиротворения" агрессоров. Курс своекорыстный,
высокомерно пренебрегающий интересами других стран.
Дипломатическое признание СССР.
Рузвельт признал не только абсурдность сложившейся к 1933 году не по вине Советского Союза ситуации непризнания, но и бесплодность расчетов его предшественников в Белом Доме достичь с помощью непризнания и блокады СССР далеко идущих целей, а именно добиться изменения строя и подчинения внешней политики СССР диктату международного капитала.
Уже 10 октября 1933 года Рузвельт направил Михаилу Ивановичу Калинину предложение послать в США представителей для обсуждения вопросов, связанных с восстановлением нормальных отношений.
Движение американской общественности за прекращение интервенции на советском севере и Дальнем Востоке, а в дальнейшем и за нормализацию отношений с СССР носило весьма широкий и представительный характер. На примере России многие американцы убеждались, что попытки американской дипломатии, операясь на военную и экономическую мощь навязать миру свою концепцию демократии и свой международный порядок, носят реакционный характер и противоречат декларациям о самоопределении народов, уважении их суверенных прав, невмешательстве и сочувствии борцам против деспотических режимов. Важность признания СССР связывалась также с налаживанием американо- советского сотрудничества в интересах урегулирования проблем в международных отношениях. Особенно на Дальнем Востоке, где усиливалась напряженность, вызванная растущей воинственностью Японии и обострением американо-японского соперничества.
Однако сдвинуть с места вопрос о признании СССР, пока у власти были республиканцы, было невозможно. Рузвельт сумел правильно понять тенденции на мировой арене и внутри страны и верно оценить коренные интересы США.
Хотя движение за признание с каждым днем набирало силы во всех слоях общества, администрация президента Гувера стояла на его пути неприступным валом, ссылаясь на проблему долгов и на избитый тезис о "советской пропаганде".
Рузвельт лучше других понял, что идеи лидирующей, мессианской роли США в мире не противоречит новый подход к СССР. Жизнеспособность Советского государства есть факт объективный. Прежний, до предела идиологизированный курс в советско-американских отношениях не пригоден.
Вопрос об использовании СССР в качестве потенциального союзника в случае обострения американо-германских и американо-японских противоречий приобретал для Рузвельта важное практическое значение.
Однако и после установления дипломатических отношений взаимодействие
стран на базе совместного отпора агрессии не получило развития. США
уклонились от заключения Тихоокеанского пакта, который должен был
сдерживать агрессию Японии, именно в расчете на то, что Япония нападет на
СССР.
И снова был поднят вопрос о "русских долгах". Развитие всесторонних
отношений, торговых и в сфере обеспечения взаимной безопасности
наталкивалось на обструкцию США, стремление обеспечить себе одностороннюю
выгоду и особое положение. Первый посол США в СССР Буллит, потерпев
неудачу в попытках заставить СССР следовать во всем в фарватере
американской политики, скатился на позиции примитивного антисоветизма.
Рузвельт заменил его на Дэвиса. Дэвис сумел реально оценить позицию СССР.
Советский Союз в считанные годы продвинулся далеко по пути прогресса,
динамичность его развития превосходит все известное ранее, именно поэтому
он как ни одна другая страна нуждается в прочном мире. В пассивности же и
уступчивости Запада была своя система свой замысел, подчиненный стремлению
подтолкнуть агрессию Гитлера на Восток.
Предательский курс Англии и Франции по отношению к малым странам
Европы, и в особенности Чехословакии, привел к Мюнхенскому сговору.
Фашистские державы намереваются изолировать СССР и подвергнуть его
карантину, используя жупел коммунистической угрозы. Демократические страны
Европы и всего мира оказывают поддержку фашистским странам в их попытке
изолировать Советский Союз, несмотря на то, что он обладает огромным мирным
потенциалом и экономически находится на пути превращения в гигантский
фактор международной жизни.