Н.С. Хрущев как политический деятель

Н.С. Хрущев как политический деятель

Университет точной механики и оптики

Р Е Ф Е Р А Т

на тему: "Н.С.Хрущев как политический деятель."

Студент группы 546

А.Э.Лейбов

Санкт-Петербург 1996г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ........................................ 2

Разоблачение культа личности .................... 5

Экономика ....................................... 12

Против бюрократизма и сверхцентрализма .......... 20

Социальные вопросы и культура ................... 25

Как был смещен Н.С.Хрущев ....................... 28

Заключение. Сравнение "оттепели" Н.С.Хрущева и "перестройки" М.С.Горбачева ................... 35

Литература ...................................... 42

В В Е Д Е Н И Е

Период с 1953 по 1964 г. в истории СССР связывается прежде всего с личностью Н.С.Хрущева, более 11 лет возглавлявшего Ком- мунистическую партию и более 6 лет - Советское правительство.
Этот период является одним из бесспорно важных и, может быть, самых непростых периодов нашей истории. Важных - потому, что непосредственно перекликается с идущей сейчас в нашей стране перестройкой, с нынешним процессом демократизации. Непростых - потому, что касается десятилетия, которое поначалу называлось
"славным", а потом осуждено как период волюнтаризма и субъек- тивизма. В то время состоялись ХХ и ХХll съезды партии, ставшие отражением острых политических борений, определивших новый курс страны.

Долго об этих бурных годах не принято было говорить. Как будто чья-то рука начисто вырвала целую главу из нашей летописи.
Почти двадцать лет лежало табу на имени Н.С.Хрущева. И только в докладе о 70-летии Октября, с которым выступил М.С.Горбачев, бы- ло услышано давно ожидаемое слово о том времени - что было тогда сделано, недоделано или сделано не так. О том, что дожило до 80-х годов и что было размыто, утрачено в период застоя.

Так в чем же сложность и противоречивость личности, с которой мы связываем один из переломных моментов современной истории?

Никита Сергеевич Хрущев родился в селе Калиновка Курской гу- бернии в 1894г. Умер в Москве в 1971г. С 1908г. работал на заводах и шахтах Донбасса; вступил в партию большевиков в 1918г. Принимал активное участие в гражданской войне. В 1929г. учился в Промышлен- ной академии в Москве. С 1931г. находился на партийной работе, а в 1935г. был избран первым секретарем МК и МГК ВКП(б). С 1938г. по март 1947г. являлся первым секретарем ЦК КП(б) Украины. В годы
Великой Отечественной войны был членом военных советов Юго-Западно- го, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов.
В 1943г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.
В конце войны Н.С.Хрущев был выдвинут на пост Председателя Совет- ского правительства Украины, а в декабре 1947г. стал первым секрета- рем ЦК КП(б) Украины. С декабря 1949г. он секретарь ЦК и первый сек- ретарь Московского комитета партии. В марте 1953г. после смерти И.В.
Сталина Хрущев стал секретарем, а в сентябре того же года - Первым секретарем ЦК КПСС.

Как могло случиться, что после Сталина к руководству страной при- шел именно Хрущев?
Вроде бы Сталин сделал все, чтобы "очистить" партию от любых своих противников - подлинных и мнимых, "Правых" и "Левых". В 50-х годах передавалось из уст в уста якобы одна из его фраз: "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы". В результате в живых остались, казалось бы, самые верные, самые надежные. Как же Сталин не разглядел в Хрущеве могильщика своего культа?

В последние годы, незадолго до кончины, Сталин подверг опале Мо- лотова и Микояна, готовя им, вероятно,такую же участь, какая постигла других руководителей, уничтоженных при их помощи и поддержке. Созда- ние на ХIХ съезде Президиума ЦК КПСС, заменившего более узкое по сво- ему составу Политбюро, было шагом к "отстрелу" следующей части заси- девшихся соратников. Но Сталин "не грешил" на Хрущева. Возможно, Хру- щеву каким-то образом удалось притвориться человеком вполне ручным, без особых амбиций, далеким от каких-либо претензий на власть, на- дежным исполнителем чужой воли. Но, видимо, уже тогда Хрущев глубоко затаил в себе протест. И это выплеснулось после кончины Сталина.

Хрущев пришел к власти не случайно и одновременно случайно. Не случайно потоьу, что он был выразителем того направления в партии, которое в других условиях и, вероятно, по-другому оказалось представ- лено такими во многом несхожими деятелями, как Дзержинский, Бухарин,
Рыков, Рудзутак, Киров. Это были сторонники развития НЭПА, демократи- зации, противники насильственных мер в промышленности или в сельском хозяйстве, а тем более в культуре. Несмотря на жестокие сталинские репрессии, это направление никогда не умирало. В этом смысле приход
Хрущева был закономерным.
Но, конечно, здесь был и большой элемент случайности. Если бы Мален- ков столковался с Берией, если бы "сталинская гвардия" сплотилась в
1953 году, а не в июне 1957 года, не быть бы Хрущеву лидером. Сама на- ша история могла пойти по несколько иному руслу. Трудно сделать такое допущение, но на самом деле все висело на волоске.

И все же история сделала правильный выбор. То был ответ на реаль- ные прблемы нашей жизни. Все более нищавшая и, по сути, полуразрушен- ная деревня, технически отсталая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключенных в тюрь- мах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира - все это требо- вало новой политики, радикальных перемен. И Хрущев пришел как вестник нового времени.

Н.С.Хрущеву, человеку большой природной смекалки, кипучей энергии, суждено было взяться за решение естественных исторических задач. Под его непосредственным руководством был нанесен первый удар по бюрокра- тическим методам руководства партией и государством, сложившимся при
Сталине, вскрыть злоупотребления властью, беззакония и произвол в пери- од культа личности, реабилитированы тысячи и тысячи хозяйственников, крупных военачальников, различных деятелей.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ

Пожалуй,наиболее значительна роль Хрущева в области идеологии.
Начиная с 1954 года Н.С.Хрущев постоянно ставил вопросы о необходимос- ти дальнейшей демократизации советского государственного аппарата.
На ХХ съезде КПСС в 1956 г. Хрущев выступил с закрытым докладом
"О культе личности и его последствиях."

Как хорошо известно, решающая роль в осуществлении мероприятий
1953 - 1955г.г., создавших предпосылки для решений ХХ съезда КПСС о культе личности, принадлежала Хрущеву. Однако можно предположить, что его активность в этом вопросе во многом была предопределена позицией
Г.М.Маленкова, за которым, как председательствующим на заседаниях Пре- зидиума ЦК КПСС в первые месяцы после смерти Сталина, оставалось пос- леднее слово по всем важнейшим проблемам, обсуждавшимся в высшем пар- тийно-правительственном штабе. А свое принципиальное отношение к куль- ту Сталина его преемник высказал незамедлительно.

На следующий день после похорон Сталина, 10 марта 1953г.,на треть- ей странице "Правды" была помещена фотография. На ней были изображены
Сталин, Мао Дзэдун и Маленков во время подписания советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи 14 февраля 1950г. Это была явная фальшивка - вместе они так, как были на снимке, никогда не фо- тографировались. Фотомонтаж имел однозначную направленность: возвели- чивание нового лидера (Маленков пребывал в величественной позе, тогда как и Сталин, и Мао Дзэдун изображались на фотографии в позе внем- лющих).

В тот же день на заседании Президиума ЦК КПСС, проходившее под председательством Маленкова, были вызваны ведавшие вопросами идеологии секретари ЦК КПСС П.Н.Поспелов и М.А.Суслов, а также главный редактор
"Правды" Д.Т.Шепилов.

Как вспоминает Поспелов, на заседании Маленков подверг резкой кри- тике редакцию, подчеркнув, что природа многих ненормальностей, имевщих место в истории советского общества, крылась в культе личности. В свя- зи с задачами углубления процесса социалистического строительства в
СССР Маленков отметил: "Считаем обязательным прекратить политику куль- та личности."*

Этот факт не преследует мысль считать Маленкова главным действую- щим лицом в развенчании культа личности в середине 50-х гг. Приоритет здесь, бесспорно принадлежал Хрущеву. Однако требование принципа исто- ризма обязывает указать, что на начальной стадии этого процесса отно- шение Хрущева к проблеме культа личности Сталина было далеко не иден- тично характеру его действий в 1955 -1956г.г., а тем более в конце
50-х - начале 60-х г.г.

Именно Хрущев внес предложение поместить саркофаг с телом Сталина в Мавзолей Ленина в целях создания большей возможности для прощания с ним. Он же высказал идею соорудить пантеон на Ленинских горах,куда предполагалось перенести сталинский прах и останки видных деятелей, похороненных у Кремлевской стены.

13 марта 1953г. Хрущев дает поручение Поспелову взять под личное наблюдение подготовку кинокартины, посвященной памяти Сталина. Состо- яние преклонения перед Сталиным не исчезло у него ни в первые дни, ни в первые месяцы после похорон. "Даже когда мы многое узнали после су- да над Берия, - вспоминал Хрущев, - мы давали партии и народу непра- вильные объяснения и все свернули на Берия. Нам он казался удобной фигурой. Мы делали все, чтобы выгородить Сталина, не сознавая того, что выгораживаем преступника."*

Маленков высек первую искру критики культа личности, совершенно, видимо, не предполагая, каких масштабов разгорится из нее пламя уже в ближайшие годы и чем для него лично обернется его жар.

Как решился Хрущев выступить с докладом о Сталине, зная, что по давляющее большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такое мужество и такую уверенность в конечном успехе?
То был один из редчайших случаев в истории, когда политический руко- водитель поставил на карту свою личную власть и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным до- кладом о культе личности. Надо было обладать натурой Хрущева - отча- янностью до авантюризма, надо было пройти через испытания страданием, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг. Хрущев был глубоко ранен сталинизмом. Здесь перемещалось все: и мистический страх перед Сталиным, способным за один неверный шаг, жест, взгляд уничтожить любого человека, и ужас из-за невинно проливаемой крови.
Здесь было и чувство личной вины, и накопленный десятилетиями протест.

Главное значение Хрущев придавал идеологической стороне дела, не- обходимости до конца разоблачить культ личности, высказать правду о преступлениях 30-х годов и других периодов. Но сама эта правда была половинчатой, неполной. С самого начала Хрущев споткнулся на проблеме личной ответственности, поскольку многие в партии знали о той роли, которую сыграл он сам в преследовании кадров и на Украине, и в Москов- ской партийной организации. Не сказав правды о себе, он не смог ска- зать всей правды о других. Поэтому информация об ответственности раз- личных деятелей, не говоря уж об ответственности самого Сталина, за допущенные преступления носила однобокий, а нередко двусмысленный ха- рактер. Она находилась в зависимости от политической конъюнктуры.
Например, разоблачая на ХХI съезде КПСС В.Молотова и Л.Кагановича за избиение кадров в 30-х годах, Хрущев умалчивал об участии А.Микояна, который впоследствии стал его надежным союзником. Говоря о 30-х го- дах, Хрущев тщательно обходил период коллективизации, поскольку был лично замешан в перегибах того времени.

Хрущев стремился сформировать у всех членов Президиума ЦК общее отношение к культу Сталина. По его указанию каждый из выступающих на
ХХII съезде представителей руководства должен был определить свое отношение к этому принципиальному вопросу. После съезда, однако,ока- залось, что многие из тех, кто метал громы и молнии против культа личности, легко пересмотрели свои позиции и вернулись, по сути дела, к прежним взглядам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты