ДВЕ СКАЗКИ
Самые благожелательные к Петру историки и писатели не скупятся на черные краски, изображая его пьянство и разгул, его беспощадность и его жестокости. И делают это так, как если бы они понятия не имели, что и пьянство, и беспощадность были явлениями эпохи, и при этом, по преимуществу, не русской эпохи. Наши историки, рисуя петровские поездки заграницу — рисуют тогдашнюю Европу в виде этаких мирных благоустроенных земель, состоящих под опекой благопопечительных и благопросвещенных правителей, воспитывающих народы свои не батожьем и пытками, а мерами разумного и нравственного воздействия, — этакий сплошной саардамский парадиз.
Исходная точка всех официальных суждений о Петре сводится к
следующему: Москва чудовищно отстала от Европы. Петр, — хотя и варварскими
методами, — пытался поставить Россию на один уровень с европейской
техникой, моралью, общественным бытом и прочее. Официальная точка зрения
довоенной России почти ничем не отличается от официальных советских
формулировок: родство, по меньшей мере, странное. Приводятся и личные
переживания Петра, толкнувшие его на путь реформы: его впечатления в
Кокуйской слободе и его наблюдения в Европе. В общей сумме все это можно
было бы сформулировать так: варварство, грязь, отсталость Москвы, — и
чистота, гуманность и благоустройство Европы. Ключевский так и пишет: «как
ни мало внимателен был Петр к политическим порядкам и общественным нравам
Европы, он, при своей чуткости, не мог не заметить, что тамошние народы
воспитываются и крепнут не кнутом и застенком» — как, дескать,
«воспитывалась» Московская Русь. Литературная обработка этой темы достигла
своего кульминационного пункта в легенде о саардамском плотнике,
восхищенном чистотой, уютом и свободой цивилизованных европейских стран.
Описывая европейскую благовоспитанность, историки становятся в тупик перед петровскими антирелигиозными и прочими безобразиями: откуда бы это взялось? Поехал человек в Европу с целью закупки и импорта в Россию всяческой цивилизации и благовоспитанности, а привез такие вещи, за какие двести лет спустя даже и большевики своих воинствующих безбожников по головке не гладили? Я не буду повторять этих вещей: они всем известны — ряд неслыханных кощунств, организованное издевательство над Церковью, беспробудное пьянство, насильственное спаивание людей, ушаты сивухи, которую гвардейцы вливали в горло всяким встречным и поперечным — словом, действительно, черт знает что такое. Откуда бы это? Ответ подыскивается все в том же направлении: этакая широкая, истинно великорусская натура, с ее насмешливостью, необузданностью, широчайшим размахом во всем — в худе, и в добре, и в подвиге, и в безобразии. И тут же делается ссылка на варварское состояние Москвы: «что вы хотите, — варварская страна, варварские развлечения...»
Я не историк и в смысле исторической эрудиции никак не могу
конкурировать даже с Покровским. Но для того, чтобы увидеть совершеннейшую
лживость всей этой концепции — вовсе не нужно быть историком: вполне
достаточно знать европейскую историю в объеме курса средних учебных
заведений. Даже и этого, самого элементарнейшего знания европейских дел
вполне достаточно для того, чтобы сделать такой вывод: благоустроенной
Европы, с ее благопопечительным начальством, Петр видеть не мог — и по той
чрезвычайно простой причине, что такой Европы вообще и в природе не
существовало.
Вспомним европейскую обстановку петровских времен. Германия
только что закончила Вестфальским миром 1648 г. Тридцатилетнюю войну, в
которой от военных действий, болезней и голода погибло три четверти (три
четверти!) населения страны. Во время Петра Европа вела тридцатилетнюю
войну за испанское наследство, которая была прекращена из-за истощения всех
участвующих стран — ибо и Германия, и Франция снова стали вымирать от
голода. Маршал Вобан писал что одна десятая часть населения Франции
нищенствует и половина находится на пороге нищенства. Дороги Европы были
переполнены разбойными бандами — солдатами, бежавшими из армий воюющих
сторон, голодающими мужиками, разоренными горожанами — людьми, которые
могли снискать себе пропитание только путем разбоя и которых жандармерия
вешала сотнями и тысячами тут же на дорогах — для устрашения. Во всей
Европе полыхали костры инквизиции — и католической, и протестантской, на
которых ученые богословы обеих религий жгли ведьм. За сто лет до Петра
приговоров от 16 февраля 1568 года Святейшая Инквизиция осудила на смерть
ВСЕХ жителей Нидерландов, и герцог Альба вырезывал целые нидерландские
города.
В первой половине XVII века нидерландцы принимали участие в
Тридцатилетней войне. Сейчас же после ее окончания, они были разгромлены
Кромвелем (1652-54), который своим «навигационным актом» начисто
ликвидировал голландскую морскую торговлю. Затем последовали две войны с
Францией. И, наконец, Нидерланды были втянуты в новую, но по старому
бессмысленную войну за испанское наследство.
Нидерланды были разорены. Голодные массы на улицах рвали в клочки
представителей власти — власть отвечала казнями. Тот саксонский судья
Карпцоф, который казнил 20.000 человек, — это только в одной Саксонии! —
двадцать тысяч человек, а Саксония была не больше двух-трех наших губерний,
помер — совсем перед приездом Петра в ту Европу, которая, по Ключевскому,
воспитывалась без кнута и застенка — в 1666 году. Я не знаю имен его
наследников и продолжателей — на самого Карпцофа я натолкнулся совершенно
случайно — но эти наследники были наверняка. Сколько людей повесили, сожгли
или четвертовали они?
В Англии, куда Петр направил свои стопы из Саардама, — при одной
Елизавете было повешено и казнено другими способами около девяноста тысяч
человек. Вся Европа билась в конвульсиях войн, голода, инквизиции и
эпидемий — в том числе и психических: обезумевшие женщины Европы сами
являлись на инквизиционные судилища и сами признавались в плотском
сожительстве с дьяволом. Некоторые местности Германии остались, в
результате этого совсем без женского населения.
«Европейские народы воспитывались не кнутом и застенками» —
говорит Ключевский. Ключевский не мог не знать, что по «Уложению Царя
Алексея Михайловича» смертная казнь полагалась за 60 видов преступлений, по
современному ему французскому законодательству — за 115, а Петр ввел
смертную казнь за двести — это называется «воспитывать без кнута и
застенка». Наши историки не могли, конечно, не знать, что наши «застенки»
были детской игрушкой по сравнению с западноевропейскими нравами и
обычаями. Они не могли не знать, как расправилось шведское правительство с
современником Петра — Паткулем, как уже совсем нечеловеческим способом был
во Франции в 1757 году казнен отец Дамьен, какая судьба постигла друзей
Фридриха — будущего «Фридриха Великого» — казненных четвертованием на
глазах юного наследника престола. Да и сам наследник был спасен от судьбы
Алексея Петровича только заступничеством иностранных дворов. Так — вот все
это называется «воспитанием без кнута и застенка».
Застенки были и в Москве. Но вот что пишет об отце Петра —
Алексее Михайловиче, посторонний и иностранный наблюдатель — австрийский
посол Мейерберг:
«Царь, при беспредельной своей власти над народом, привыкшим к полному рабству, ни разу не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».
Оставим пока «полное рабство» на совести барона Мейерберга: для баронских фантазий в Москве, действительно, особого простора не было, а собственные крестьяне барона Мейерберга едва ли пользовались большей свободой, чем московские. Но, вот, царь «не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь» — может быть, изучать политическую педагогику «без кнута и застенка» было бы удобнее в Москве а не в Саардаме?
Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте.
Процент того и другого — и в Москве, и в Европе сейчас установить довольно
трудно. Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он
купался во вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором
можно было давить вшей. Были они, конечно, и в Москве — больше их было или
меньше — такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы
сообразить и, так сказать, косвенными методами: в Москве были бани и Москва
вся — городская и деревенская, мылась в банях, по крайней мере,
еженедельно. В Европе бань не было. И сейчас, больше двухсот лет после
Петра, бань в Европе тоже нет. Города моются в ваннах — там, где ванны
есть, деревня не моется совсем, не моется и сейчас. В том же городке
Темпельбурге, о котором я уже повествовал, на пять тысяч населения имеется
одна ванна в гостинице. А когда мой сын однажды заказал ванну для нас обоих
— он пришел раньше и вымылся, я пришел позже и администрация гостиницы была
искренне изумлена моим требованием налить в ванну чистой воды: истинно
русская расточительность — не могут два человека вымыться в одной и той же
воде!
Петр — в числе прочих своих войн — объявил войну и русским баням.
Они были обложены почти запретительным налогом: высшее сословие за право
иметь баню платило три рубля в год, среднее — по рублю, низшее — по 15
копеек — одна из гениальных финансовых мер, подсказанная Петру его
пресловутыми прибыльщиками. Ключевский пишет: «в среднем составе было много
людей, которые не могли оплатить своих бань «даже с правежа под батогами».
Даже с правежом и под батогами московская Русь защищала свое азиатское
право на чистоплотность. На чистоплотность, вовсе неизвестную даже и
сегодняшней Европе, не говоря уже об Европе петровских времен.
Сказка о сусальной Европе и варварской Москве есть сознательная
ложь. Бессознательной она не может быть: факты слишком элементарны, слишком
общеизвестны и слишком уж бьют в глаза. И ежели Петр привез из Европы в три
раза расширенное применение смертной казни, борьбу с банями, и еще
некоторые другие вещи, — то мы имеем право утверждать, что это не было ни
случайностью, ни капризом Петра: это было европеизацией: живет же
просвещенная Европа без бань? — нужно ликвидировать московские бани. Рубят
в Европе головы за каждый пустяк? — нужно рубить их и в Москве.
Европеизация — так европеизация!
Европеизацией объясняются и петровские кощунственные выходки.
Описывая их, историки никак не могут найти для них подходящей полочки. В
Москве этого не бывало никогда. Откуда же Петр мог бы заимствовать и
всепьяннейший синод, и непристойные имитации Евангелия и креста и все то,
что с такою странной изобретательностью практиковал он с его выдвиженцами?
Историки снова плотно зажмуривают глаза. Выходит так, как будто
вся эта хулиганская эпопея с неба свалилась, была, так сказать, личным
капризом и личным изобретением Петра, который на выдумку был вообще не
горазд. И только Покровский в третьем томе своей достаточно похабной
Истории России (довоенное издание), — скупо и мельком, сообщая о
«протестантских симпатиях Петра», намекает и на источники его вдохновения.
Европа эпохи Петра вела лютеранскую борьбу против католицизма. И арсенал
снарядов и экспонатов петровского антирелигиозного хулиганства был,
попросту, заимствован из лютеранской практики. Приличиями и чувствами меры
тогда особенно не стеснялись, и подхватив лютеранские методы издевки над
католицизмом, Петр только переменил адрес — вместо издевательств над
католицизмом, стал издеваться над православием. Этого источника петровских
забав наши историки не заметили вовсе.
Первоначальной общественной школой Петра был Кокуй, с его разноплеменными отбросами Европы, попавшими в Москву, на ловлю счастья и чинов. Если Европа в ее высших слоях особенной чинностью не блистала, то что уж говорить об этих отбросах. Особенно в присутствии царя обеспечивавшего эти отбросы от всякого полицейского вмешательства. Делали — что хотели. Пили целыми сутками — так, что многие помирали. И не только пили сами — заставляли пить и других, так что варварские москвичи бежали от царской компании, как от чумы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13