Исправление богослужебных книг продолжалось и в Синодальный период, хотя с
меньшей энергией, чем в XVII в., при отделении раскола от церкви. ? числе
важнейших обязанностей Св. Синода Регламентом было поставлено: а)
рассмотреть акафисты, молебны и службы, составленные за последнее время,
особенно в Малороссии, противные Писанию, и непристойные запретить,
употребить меры, чтобы и пристойные из них, но ненужные не вводились в
общий закон и напрасно совести человеческой не отягощали; б) рассмотреть
истории святых, нет ли между ними ложных, вроде жития Ефросинова; в)
искоренять обряды и обычаи суеверные, вроде празднования пятницы в
Стародубском полку, где под именем пятницы водят в крестном ходу
простоволосую бабу, и проч. Подобного рода исправления при Петре
производились очень энергично, иногда даже не совсем разборчиво, и
возбудили много не удовольствий в среде благочестивых людей, а приверженцам
старины давали повод к лишним толкам ? гонении на православие. Но потом,
особенно со второй половины XVIII столетия, в этом важном деле стали
поступать с большей осторожностью. Из богослужебных чинов и последований
были пересмотрены и исправлены: Чин присоединения раскольников (в 1720 г.),
Чин избрания и рукоположения архиерейского (в 1725 г.), Чин принятия
иноверцев и еретиков (1743-1744 гг.), Последование в неделю православия
(Гавриилом, изд. в 1761 и 1767 гг.).[24]
Круг богослужебных дней в Синодальный период значительно увеличился
установлением новых праздников или в память прославления угодников Божиих,
или в воспоминании особых случаев небесного благоволения к русскому народу.
Установленные праздники одни имеют общерусское значение другие – местное.
Праздники местные установлены преимущественно в пять прославления угодников
Божиих: таковы в память св. Димитрия Ростовского (в 1757 г.).[25]
При имп. Елисавете издан указ ? заведении возможно приличных икон, а также священных сосудов и облачений по всем церквам; неискусно написанные иконы велено отбирать; правительство обратило внимание на приличное содержание икон и в частных домах, даже в крестьянских избах, и поручило наблюдать за этим духовенству и епархиальной власти. Над иконописцами велено было поставить из лучших мастеров смотрителей. Религиозные эстампы дозволено продавать только с разрешения архиереев. Св. Синод не раз выдавал распоряжения: отбирать из церквей неискусно написанные иконы, не употреблять в церквах икон резных и литых, кроме распятий и некоторых лепных изображений на высоких местах, не изображать на иконах, вместо священных лиц, символы, не допускать в иконописные цехи раскольников, не изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины. Печатные изображения подчинены надзору духовной цензуры.[26]
? 1740 г. дело дошло до того, что Св. Синод решился доложить императрице, что монашеству грозит впереди совершенное оскудение, что в монастырях остались только старики прежнего пострижения, уже не способные ни к каким послушаниям и службам, а между тем "чрез разные случаи" монашество все еще продолжает умаляться. Императрица разрешила пострижение новых монахов даже с сокращением срока для искуса до полугода (вместо 3 лет). Монастыри снова стали оживать уже при имп. Елисавете, оказывавшей им большие милости. Она возвратила им вотчины и еще более расширила свободу пострижения в монашество, сначала, впрочем, только для ученых малороссов - кандидатов на учительские места в духовных школах - в 1749 г. вышло разрешение постригать их даже с 17 лет и с дозволения только местного архиерея; под конец царствования в 1761 г. позволено было постригать всех желающих, но с соблюдением принятых условий относительно лет постригающихся, свободы состояния и трехлетнего искуса. После Елисаветы в правительственных сферах опять обнаружилось противомонашеское направление.[27]
Замечательным подвижник благочестия времён правления императрицы
Елисаветы Петровны является святитель Иоасаф Белгородский.
Святитель Иоасаф родился в Прилуках Полтавской губернии, 8 сентября 1705
года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван
Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода
Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную
академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В
течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся
родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать
монашеский постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем
Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был
пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие
совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф
был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его
оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти
преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил
Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности
молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему
было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при
Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил
иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского
монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен
членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он
приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского
духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для
его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды
священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно
определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с
большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного
совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение "Брань
седми честных добродетелей с седми грехами смертными".
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-
Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем
монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом
бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи
святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца
(память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу,
свидетельствуя о своем покровительстве.
В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В
конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего
Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители
Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в
те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского.
[pic]
Святитель ИОАСАФ (Белгородский; 1705 – 1754 г.г)
Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за
благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения
и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял
образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных
традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому
служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне
преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил,
что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому
келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана
священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии
исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление
святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.
В означенный период в лике святых чествуемых к общему празднованию был
прославлен Димитрий, митрополит Ростовский, скончавшийся 28-го октября
1709-го года и погребенный в Ростовском Яковлевском монастыре в соборной
церкви.
21-го сентября 1752-го года, по случаю починки повредившегося пола церкви над могилой святителя, были обретены нетленными его мощи. От мощей тотчас начали совершаться чудотворения. В конце 1756-го года по именному повелению императрицы Елисаветы Петровны истребованы были Св. Синодом от митрополита Ростовского Арсения Мацеевича записи о чудесах, совершившихся при гробе святителя; вслед за тем наряжена была Синодом комиссия.
Для осмотра мощей святителя и для дознания о происходящих при них
(мощах) исцелениях. После исполнения комиссиею в январе 1751-го года
возложенного на нее поручения, Синод входил с докладом к государыне о
причислении Димитрия к лику святых, на что и последовало изволение
государыни 1-го апреля 1757-го года.
Изъявив свое согласие на причисление святителя Димитрия к лику святых,
императрица Елисавета Петровна, как говорится в указе Сунода Арсению
Мацеевичу от 15-го апреля 1757-го года, «точию перенесением святых мощей в
другое место до указу обождать высачайше повелела». Это значит, что
государыня, решившая устроить серебренную раку для мощей святителя, сама
желала присутствовать при положении мощей в устроенную ею раку. Не знаем,
почему, но дело замедлилось, и государыня скончалась 25-го декабря 1761-го
года, не исполнив своего желания лично переложить мощи святителя в свою
новую раку. Это последнее сделала Екатерина ІІ 25-го мая 1763-го года.[28]
Список использованной литературы:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской
Патриархии, 1988. – 1371 с.
2. Тальберг Н. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 924 с.
3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви – М.:
Крутицкое Патриаршее Подворье, 1988. – 597 с.
4. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с.
5. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с.
6. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с.
7. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.: Издательство
Сретенского монастыря, 2001. – 840 с.
8. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2001. – 935 с.
9. По мат. http://schools.keldysh.ru/schin16/exam/korshunova/Elizaveta.html;
Елисавета Петровна.
10. По мат. http://www.collegium.org.ua/rpc3-4.htm; ПЕРИОД ВТОРОЙ
(МОСКОВСКИЙ). Вторая половина: ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ.
[pic]
-----------------------
[1]. Голштиния (Holstein), бывшее герцогство в сев. Германии, между
Немецким и Балтийским морями, отделяется от Шлезвига р. Эйдером.
[2]. По мат.
http://schools.keldysh.ru/schin16/exam/korshunova/Elizaveta.html; Елисавета
Петровна.
[3].ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.:
Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. С. 679 –680.
[4]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с. С.315 – 317.
[5]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С.434.
[6]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С.435-436.
[7]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с. С.330.
[8]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.331.
[9]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.384.
[10]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.335.
[11]. Карташёв А.В. Очерки по Истории Русской Церкви. Том второй – СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2004. – 590 с. С. 438, 439, 440-443,444,445,446.
[12]. Тальберг Н. История Русской Церкви – М.: Издательство Сретенского
монастыря, 2004. – 924 с.С. 616-617.
[13]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с. С.338 – 338, 341
[14]. Знаменский П.В. Указ. соч.С.343.
[15]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.390-391.
[16]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.345 -346.
[17]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с С.350 – 351.
[18]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.397-398.
[19]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.359.
[20]. ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви – М.:
Издательство Сретенского монастыря, 2001. – 840 с. С. 707-709.
[21]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.431.
[22]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с. С.394 -395.
[23].Знаменский П.В. Указ. соч. С.408 -409.
[24]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с. С.428 -429.
[25]. Малицкий П.И. Руководство по Истории Русской Церкви – М.: Крутицкое
Патриаршее Подворье, 2000. – 463 с. С.443.
[26]. Знаменский П.В. Указ. соч. С.430.
[27]. Знаменский П.В. История Русской Церкви - М.: Крутицкое Патриаршее
Подворье, 2000. –- 461 с. С.440.
[28]. По мат. http://www.collegium.org.ua/rpc3-4.htm; ПЕРИОД ВТОРОЙ
(МОСКОВСКИЙ). Вторая половина: ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ.