Анархизм и его отношение к политической власти
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
Служба «РОСМОРФЛОТ»
НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННПЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра Философии
Реферат
«Анархизм и его отношение к политической власти»
Рецензент: преподаватель
Розенфельд Э.В.
Выполнил: студент 531 гр.
Аврамченко Р.Г.
НОВОРОССИЙСК
1999 Г.
Оглавление
Введение. 3
Как марксизм боролся с анархизмом 7
Анархо-коммунизм П.А. Кропоткина 12
Заключение 18
Список используемой литературы: 20
Введение.
Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его
исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами
они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать
что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской
энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное
политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой
государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс)
и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает
политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и
формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина:
Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от
ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его
истоках.
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого и французского мыслителя конца XVIII в. С. Марешаля. Роднящее упомянутых мыслителей умонастроение уместно обозначить термином протоанархизм.
Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение.
Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности[1].
Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и
полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый
подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая
необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства),
то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его
осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же
анархизма, противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова
Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и
несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».
Рождение российского анархизма
Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь
в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть
определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников.
Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунинских идей.
М.А. Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами
с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой
власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил
своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное
всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен
предлагалось организация вольного братского союза “производительных
ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому
свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А,
Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев” (членов кружка Н.В.
Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест -
"Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?" В этом
документе идеалом будущего строя объявлялась “анархия “ - т.е. “союз
вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами
для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только
крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против революционеров (процессы “50-ти”и“193-х”), наиболее видные обвиняемые почитали за честь называть себя анархистами.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно- политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни
страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация
российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,
издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной
революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.
Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов
“Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам”
при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том
же году организовать первого российского анархического печатного органа за
границей - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в
г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и
присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине
Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс
образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий
линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а
в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и
Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.
“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
Социальную основу анархического движения составляли преимущественно
кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,
часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные
существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с
ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархиста периода первой
российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек
(или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и
представлявший, как правило демократические слои общества. Среди анархистов
практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были -
его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И.
Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э.
Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И.
Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX
в., т.е. к моменту революции им было около 25 - 32 лет. В основном
руководители и теоретики анарходвижения имели высшее или среднее
специальное образование, большие навыки агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил
революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на
передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание
не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся
использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф.
Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во
Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра.
Кропоткин отказался ответив: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более
честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его
участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма
проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,
действующих в революции. Возможно, это был хитрый ход политика считавшего,
что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и
демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.
Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени
разрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли
его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября
большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы
против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и
пр. Анархисты, окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвовали
в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других
городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опасались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию
собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были
анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за
социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:”
Если вы станете на нашем пути к анархии, к коммуне, мы растопчем и вас”.
Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов.
Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с
“контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских
белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность анархистов на задачи мирового революционного развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе.