Дальневосточный аспект российско-американских отношений

§   Содействие развитию связей между предприятиями, неправительственными организациями и всеми уровнями власти на Дальнем Востоке и соответствующими структурами США;

§   Укрепление на региональном и местном уровне способности содействовать инвестициям и установлению здорового делового климата;

§   Мобилизация финансовых средств для малых и средних предприятий.

§   Содействие экологически устойчивому развитию.

Со временем в рамках РИ возросла значимость других элементов программы помощи, в частности, усилий по укреплению гражданского общества путем поддержки неправительственных организаций и независимых средств массовой информации. Постепенно стали предприниматься усилия к тому, чтобы связанная с программами деятельность распространялась и на другие регионы Дальнего Востока России.

В рамках РИ на Дальнем Востоке России реализуются следующие программы:[83]

§  Консультирование и обучение в сфере инвестиционной и финансовой политики. Через Рабочую группу «Аляска – Сахалин» американские консультанты разрабатывают долговременный план развития инфраструктуры Сахалинской области.  В рамках данного проекта был сделан комплексный анализ рабочей силы местного нефтегазового сектора. Информация о рабочих специальностях, навыках и имеющихся кадрах была собрана в одну базу данных. Программой управления охраной окружающей среды на Сахалине было проведено два недельных семинара по теме “Управление охраной окружающей среды во время нефтегазовых работ на шельфе“, который способствовал дискуссиям о том, как правительство и промышленность могли бы работать вместе для достижения общих целей.
 В рамках программы обменов группа из 11 человек, включающая представителей правительства и бизнес лидеров, посетили Аляску в сентябре 2003.

§  Консультанты USAID предлагают консультирование и обучение на тему «роль бизнес-ассоциаций Дальневосточного региона в достижении согласия в ходе принятия решений, касающихся экономического развития. Гранты на сумму от 5000 до 50000 долларов США присуждаются частным бизнес-объединениям   за деятельность по таким направлениям как: создание информационных центров или торговых журналов; предоставление бизнес-планов по совместным заемным, лизинговым и маркетинговым проектам.

§  USIA-Информационное агентство США  выступил спонсором  программы в Хабаровске, направленной на расширение   возможностей общественного доступа и пользования данными сети «Интернет» для получения рыночно-закупочной информации по малому бизнесу, создания  web-страниц, организации школьных занятий и контактов населения Западного побережья США и Российского Дальнего Востока.

Деятельность агентства США по международному развитию на территории России вносит положительные коррективы в развитие Дальнего Востока и Забайкалья.  Одним из главных приоритетов Российской Федерации в сфере экономических отношений является формирование в стране экономики рыночного типа, в которой малое предпринимательство играет большую роль. Поэтому программы USAID, ориентированные на поддержку предпринимательства, отвечают потребностям сложившейся ситуации в стране. USAID формирует основу для изменения существующего законодательства и снижения административных барьеров, мешающих свободной предпринимательской деятельности. Агентство также участвует в мероприятиях, посвященных вопросам налогообложения, дерегулирования, государственного инспектирования и лицензирования предпринимательской деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В рамках программ, направленных на развитие малого предпринимательства, проводится обучение предпринимателей методикам и принципам эффективного управления бизнесом. Обучение проходит как в виде стажировок, организованных для российских специалистов и предпринимателей в США, так и в виде курсов на территории России. Кроме того, на Восток России на добровольной основе приезжают бизнес-консультанты из США для оказания непосредственной помощи широкому кругу малых предприятий по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности. За период с 1995 г. свыше 1000 американских волонтеров – специалистов в области развития малого и среднего предпринимательства оказали содействие предприятиям малого и среднего бизнеса по улучшению управленческих и технических навыков.

Учитывая проблему финансирования, USAID внедрило уже испытанные в других странах мира эффективные методики предоставления кредита малому предпринимательству. Среди таких программ можно выделить программу финансирования Инвестиционного Фонда США-Россия и Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), в рамках которой, начиная с 1997 г. USAID предоставил кредитов на сумму свыше 8 млн. долл. через банки-партнеры, действующие на территории Дальнего Востока России.[84] В рамках Программы  Малых Целевых Грантов Института Устойчивых Сообществ/ USAID было предоставлено грантов на сумму свыше 700 тыс. долл. предприятиям малого бизнеса в г. Хабаровске и на Сахалине для поддержки развития экологически сбалансированного бизнеса.[85] USAID  предоставило в общей сложности свыше 32000 займов (средний размер займа составил 1250 долларов США) при возвратности 97%. Очевидно, что реализация этих программ будет способствовать переходу предприятий малого и среднего бизнеса в легальный сектор экономики. Не менее важным является то, что успешная модель небанковского финансирования в настоящее время уже внедряется другими российскими организациями.

С октября 1999 г. около 56 проектов на сумму более 350 тыс. долл. США профинансированы в рамках проекта Малых Грантов Фонда Защиты Дикой Природы/ USAID. Проекты направлены на оказание помощи заповедникам, разработку экологических учебных программ, оказание помощи коренному населению.[86]

В середине 90-х гг. в контексте сотрудничества обозначились негативные тенденции, выразившееся в снижении интенсивности  российско-американских контактов, побратимских связей и т.д. «Подключение» к  внешнеэкономической и внешнеполитической жизни региона межправительственных структур Инициативной Рабочей Группы «Западное побережье США – Российский Дальний Восток» временно нейтрализовало наметившееся трудности. Инициативная рабочая группа (ИРГ) была сформирована в конце 1994 г. при Межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству «Гор – Черномырдин». Создание такой специализированной группы имело большое значение для обеих стран. Новый этап  межправительственного взаимодействия предполагал активизацию российско-американских связей на основе не только отраслевого, но и регионального принципа. Результаты деятельности ИРГ проявились не только в экономических показателях, но и в реальном сближении народов двух стран.

Первое заседание ИРГ состоялось в г. Сиэтл (штат Вашингтон, США) в 1995 году. На нем обсуждались вопросы совершенствования таможенной и административной политики, расширения возможностей для финансирования совместных проектов, меры по снижению барьеров на пути торгового и инвестиционного сотрудничества.

Второе заседание ИРГ прошло в сентябре 1996 года в г. Хабаровске. На заседании было принято решение о создании постоянно действующего секретариата на базе Фонда Российско-Американского сотрудничества  (FRAEC)  (г. Сиэтл, США) и дирекции Межрегиональной ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» (г. Хабаровск, Россия).  Последующие встречи  в рамках ИРГ прошли в г. Портленде (октябрь 1997 г.), г. Владивостоке (июнь 1999г.), г. Монтерее (июль 2000 г.), г. Улан-Уде (сентябрь 2001 г.), г. Анкоридже (сентябрь 2002 г.), г. Южно-Сахалинске (июль 2003 г.).

В заседаниях ИРГ принимали участие представители министерств и ведомств,  официальные лица и бизнесмены из 11 российских республик, краев, областей и 5 американских штатов. Деятельность ИРГ осуществлялась в основном на добровольной основе. В составе ИРГ создано 10 отраслевых секций (энергетика, экология, транспорт, телекоммуникации, финансы и торговля, туризм, рыболовство, сельское хозяйство, лесная и горнодобывающая промышленность), на которых обсуждается широкий круг проблем, сдерживающих развитие межрегиональных связей. ИРГ функционировала в рамках Межправительственной российско-американской комиссии. Однако после кризиса 1998 г. в России и ухода со своих постов российского премьера Виктора Черномырдина с одной стороны, и вице-президента США Альберта Гора с другой, темпы сотрудничества замедлились. Рабочая группа попыталась активизировать связи за счет привлечения новых штатов и регионов. На состоявшейся 7-ой встрече ИРГ (2002 г.) ее участники пришли к общему согласию, что с целью привлечения к участию в работе ИРГ штатов и регионов, не примыкающих к побережьям – Рабочая группа переименовывается в «Российско-Американское Тихоокеанское Партнерство».

Таким образом, на 7-ой российско-американской встрече завершилась история специальной рабочей группы – Инициативная Рабочая группа «Дальний Восток России – Западное  побережье США», и начался новый этап.

За девять лет существования ИРГ был сформирован механизм взаимодействия, как между деловыми кругами, так и представителями исполнительных ветвей власти обеих стран. ИРГ явилась институтом, позволившим комплексно представить Дальневосточный регион России на Западном побережье США.

На счету ИРГ такие реализованные инициативы как: транспортный коридор «Восток – Запад», превращающийся постепенно в трехсторонний проект США – КНР - РФ, проект, упрощающий таможенные процедуры «Клир-Пак», который трансформировался в проект федерального уровня; создание сайта «Регионы партнеры»; развитие прибрежного рыболовства и туризма. В сфере взаимных интересов находилось более ста инвестиционных проектов на территории Российского Дальнего Востока и Забайкалья.

«Российско-американское Тихоокеанское партнерство» хорошо вписывается в новую структуру двухсторонних отношений и в тоже время занимает в ней уникальное место. Его по праву можно назвать одним из новых механизмов сотрудничества, генерирующим новые идеи и позволяющим реализовать конкретные проекты.

Рабочая группа за годы своего существования позволила объединить как административно-государственный ресурс, так и возможности частного бизнеса обеих стран, направив их усилия на развитие взаимовыгодного партнерства в целом ряде областей. Причем такой механизм продвигает сотрудничество на межрегиональном уровне, в значительной степени приближенном к конкретным интересам и нуждам проживающих в этих регионах граждан.

В сотрудничестве Востока России и США особое место занимают гуманитарные отношения, которые позволяют народам двух стран лучше понять и оценить друг друга, равно как и избавиться от негативных стереотипов времен холодной войны. Реализацией гуманитарного сотрудничества занимаются правительственные и неправительственные организации и фонды, коммерческие и некоммерческие структуры, а также частные лица.

Финансирование гуманитарных (образовательных, обменных, научных, экологических  и т.д.) программ на Дальнем Востоке России осуществляется из разных источников, главными из которых являются правительственные структуры: USAID – Агентство США по международному развитию и  USIA -  Информационное агентство США, а также USDA – министерство сельского хозяйства. Эти структуры осуществляют свою деятельность через «контакторов» - многочисленных и разнообразных американских организаций, работающих на Востоке России:

§  Организации преимущественно образовательного и научно-обменного направлений деятельности на Российском Дальнем Востоке: IREX и ACTR.

§  Экологические организации, ориентированные на поддержку природоохранных и эколого-просветительных проектов, как, например, PERC – Тихоокеанский центр экологии и ресурсов, WWF – Всемирный фонд дикой природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты