Однако никто из нас не может быть полностью удовлетворен состоянием наших нынешних отношений. Как заметил недавно российский министр обороны С. Иванов, «мы больше не враги, но пока еще и не союзники».[74] Российско-американское партнерство охватывает широкий круг вопросов, но мы еще не достигли такого момента, когда мы могли бы рассматривать себя как одну семью, – в отличие от отношений США с их традиционными союзниками в Европе и Азии. Наличие проблем в отношениях на межгосударственном уровне сказывается и на региональном партнерстве России и США на Дальнем Востоке.
Глава 4. Российско-американские отношения на Дальнем Востоке
4.1. Основные субъекты, формирующие систему регионального партнерства между Российским Дальним Востоком и Западным
побережьем США
В комплексе российско-американских связей важное место принадлежит
сотрудничеству на региональном уровне, в частности территорий Востока России и Западного побережья США.
Восток России и Западное побережье США являются стратегически важными регионами для каждой из стран. Для США – Западные штаты – это выход в Тихий океан, для России аналогичную роль выполняют Дальневосточные края и области.
На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти треть мировых запасов нефти и газа, не говоря уже о лесных и других природных ресурсах. Однако если в Западной Сибири сложился мощный промышленный и научный потенциал, то в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке он несравненно слабее.
В силу географического положения, из-за природно-климатических условий этот регион не может быть конкурентоспособным по сравнению с более благодатными в природно-климатическом отношении районами, расположенными в давно обжитых частях страны. Поэтому решение проблем Дальнего Востока нельзя доверять только рынку.
Наибольшую заинтересованность в сотрудничестве с Дальним Востоком американская сторона проявила в конце 80-х - первой трети 90-х гг. Развитию российско-американских связей на Российском Дальнем Востоке в это время благоприятствовал ряд факторов:
§ Складывание партнерских отношений между СССР/Россией и США;
§ Новая тихоокеанская политика СССР/России;
§ Готовность политических элит дальнего Востока к разнообразным контактам со странами АТР.[75]
Поскольку Российский Дальний Восток является составной частью РФ, а внешняя политика и международные связи остаются прерогативой федеральных властей, то дальневосточные субрегионы в 90-е гг. не могли пойти дальше относительной (более или менее дозированной правительством и российским законодательством) самостоятельности политических, внешнеэкономических и культурно-гуманитарных контактов с другими странами. Однако, по сравнению с советским периодом истории, это был значительный шаг на пути сотрудничества Российского Дальнего Востока с США. Региональное политическое присутствие США на Дальнем Востоке, несмотря на его ограниченность, приобрело многогранный характер. Своеобразие российско-американских политических отношений на Российском Дальнем Востоке в 90-е гг. состояло в том, что впервые за многие десятилетия администрации дальневосточных субрегионов получили реальную возможность напрямую сотрудничать с властями американских штатов и представителями правительства США.
В территориально-географическом смысле американское присутствие на Дальнем Востоке в конце ХХ века проявилось достаточно разнообразно: сотрудничали местные власти Российского Дальнего Востока и США; визиты представителей правительства США также получили широкое распространение с акцентом на Приморском и Хабаровском краях и Сахалинской области (особенно с 1998 г.), что объясняется приоритетностью этих регионов в дальневосточной политике США, наличием во Владивостоке Американского Генерального Консульства и освоением Сахалинского шельфа.
Внимание американского Правительства к Российскому Дальнему Востоку отражало не только общее потепление российско-американских отношений, но и специфические региональные (на уровне Западного побережья США и всего Тихоокеанского ареала) интересы США. Дальневосточный регион представлял определенный интерес для США по целому ряду причин:
§ Дальний Восток России – это регион России, являющийся «соседом» США, в результате чего события в этом регионе способны оказать на США непосредственное влияние.
§ Ряд предприятия и отдельных граждан США – особенно на северо-западе Тихоокеанского побережья – имеют давние связи с предприятиями и гражданами Дальнего Востока России.
§ Географическая близость США к Дальнему Востоку России создает возможности для развития коммерческих отношений, включая торговлю и сотрудничество в рамках крупномасштабных инвестиционных программ.
§ Восток России мог бы стать транспортными воротами США в Азию, что выгодно для американских экспортеров, импортеров и перевозчиков грузов.[76]
В свою очередь заинтересованность России (и ее ДВ) в улучшении своих позиций в перспективном регионе мира – АТР – предопределила стремление российской стороны наладить сотрудничество с самым влиятельным государством Тихоокеанского бассейна – США.
Сотрудничество России и США на Дальнем Востоке в конце ХХ века осуществлялись преимущественно как взаимоотношения представителей государственных структур разного уровня – от местных до федеральных властей.
Основными уровнями политического взаимодействия сторон являлись:
§ Непосредственные связи местных властей Российского Дальнего Востока (губернаторов, мэров и др.) с американскими коллегами – губернаторами и госсекретарями штатов, мэрами, представителями муниципалитетов и т.д. В географическом смысле этот уровень сотрудничества имел место как на территории Российского Дальнего Востока, так и на территории США преимущественно в штатах Западного побережья;
§ Контакты российских региональных властей с представителями американского правительства (министрами, сотрудниками министерств и ведомств, работниками правоохранительных органов и т.д.) или с представителями высшей законодательной власти США (сенаторами и конгрессменами);
§ Дальний Восток являлся не только прямым, но и косвенным участником российско-американских отношений, становясь местом встреч представителей федеральных властей обеих стран;[77]
Особое место в системе политических связей Российского Дальнего Востока и США занимали общественно-политические отношения между американскими неправительственными структурами и местными российским общественными организациями и движениями, целью которых являлась поддержка демократии в России. Такие контакты, безусловно, имели политический характер (но не государственный) и не предполагали формального вмешательства правительства США во внутриполитическую жизнь российского общества.
Как правило, целями тех или иных российско-американских контактов на Дальнем Востоке являлось содействие властей обеих стран реализации программы американской технической (экономической и гуманитарной) помощи, осуществляющейся на основе закона 1992 г. «The Freedom Support Act», поддержка местного предпринимательства, решение проблем инвестирования и торговли, расширение гуманитарного сотрудничества и т.д.[78] С начала 90-х годов Правительство США предоставляет около 20 млн. долл. В год для оказания помощи региону.
Некоторые программы технической помощи начали действовать в России еще в 70-х годах, однако в Дальневосточном регионе эта деятельность получила развитие только десять лет назад. С января 1998 по январь 2001 годов около 53 проектов реализовано на Российском Дальнем Востоке по следующим направлениям: развитие частного бизнеса и продвижение инвестиций – 19; развитие экологически устойчивого бизнеса и технологий – 6; программы демократических инициатив – 7; развитие социального сектора и гуманитарные программы – 3; расширение общественного доступа к сети Интернет – 3; программы обучения бизнесу, профессиональные и академические программы обмена 15. В настоящее время на территории Дальнего Востока России действуют 36 программ. В их реализации принимают участие 9 правительственных организаций и фондов США (Государственные Департамент, Агентство Международного развития США, Отдел по культуре и Образовательным Обменам, Департамент Коммерции, Фонд Евразия, Корпус Мира и т.д.).[79]
Агентство США по Международному Развитию (USAID) является Агентством при Правительстве США. Целью работы Агентства является проведение программ Правительства США по социально-экономическому развитию и по оказанию гуманитарной помощи более чем в 100 странах мира. USAID является частью посольства США в Российской Федерации и сотрудничает с российскими организациями и представителями общественности с целью развития партнерских отношений.
Стратегические задачи USAID в России:
§ Создание механизмов свободного рынка;
§ Формирование институтов и разработка правовых норм демократического общества;
§ Развитие системы здравоохранения и социальной помощи детям;
Поставленные задачи реализуются Агентством США по международному развитию в следующих программах:[80]
§ Создание механизмов свободного рынка. Экономическая деятельность USAID способствует развитию и укреплению зарождающейся рыночной экономики и ориентирована на то, чтобы дать каждому гражданину России возможность повысить свой уровень жизни и способствовать экономическому развитию страны путем рационального и разумного с точки зрения экологии использования природных ресурсов.
§ Развитие институтов гражданского общества, разработка и внедрение правовых норм. Деятельность USAID, направленная на развитие демократических форм правления, способствует расширению возможностей для участия самих россиян в строительстве гражданского общества, повышению уважения к закону, соблюдению правовых норм и прав человека, совершенствованию системы местного самоуправления.
§ Охрана здоровья и социальная помощь детям. Работа Агентства в области здравоохранения ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, заботы о детях - сиротах, повышение качества медицинского обслуживания.
Большинство программ и проектов осуществляются неправительственными организациями и органами местного самоуправления.
USAID нередко проводит демонстрационные проекты в перспективных регионах на комплексной основе. Среди таких комплексных пилотных программ можно отметить Региональную Инициативу. В 1997 году на заседании Комиссии Гор-Черномырдин Вице-президент и Премьер-министр подписали совместное заявление, в котором они объявили о специальной инициативе, «направленной на создание благополучных условий для частных инвестиций в российских регионах, а также на привлечение иностранного и российского капитала».[81] Региональная инициатива задумана как программа сотрудничества между США и Россией, региональными представителями и частным сектором обеих стран.
Дальний Восток России был выбран в качестве одного из мест для осуществления «Региональной инициативы» (РИ). При осуществлении РИ внимание на начальном этапе концентрировалось на Хабаровском и Приморском краях и Сахалинской области, которые стали «экспериментальными» регионами для проверки того, какие результаты могут быть достигнуты, если большой объем мероприятий по оказанию помощи будет сосредоточен в одном из них. В своем первоначальном виде РИ преследовала следующие цели:[82]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15