Итак, размывание вестфальского суверенитета в современном мире означает не исчезновение его, как такового, а, скорее, изменение содержания в связи с процессом фактического перехода части функций государства к другим акторам.
Окончание «холодной войны» завершило процесс оформления единого мирового сообщества, поэтому в последнее время, повышенное внимание уделяется тенденциям глобализации, интеграции и регионализации современного мира. Анализ этих тенденций позволит выявить направления изменений международных отношений.
1.2. Глобализация, интеграция и регионализация, роль и место России и США в этих процессах
На рубеже ХХ – XXI вв. в системе международных отношений наблюдаются довольно неоднозначные и часто противоречивые явления и процессы. Тем не менее, среди тенденций развития можно выделить три главных тесно переплетенных и взаимопроникающих потока международной жизни – глобализацию, интеграцию и регионализацию.
Новой существенной чертой, влияющей на мировую политику в конце ХХ - начале XXI веков, является глобализация.
Прежде всего, представляется необходимым остановиться на определении глобализации. Существуют разные подходы в определении того, что понимать под глобализацией. Согласно преобладающей точке зрения, под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящих в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальный последствия.[22]
Глобализация международных отношений — закономерный процесс, заключающийся в усилении взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества.[23]
Некоторые исследователи отделяют политическую глобализацию от экономической.[24] По их мнению, политическая глобализация означает, что политические события (конфликты, политическая борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, согласно господствовавшим до сих пор представлениям являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, могут приобретать глобальное значение и затрагивать интересы других государств. Таким образом, политическая глобализация, потребует какой-то приемлемой формы преодоления принципа невмешательства, и будет сопровождаться внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира - миротворческих операций или международных санкций против «плохих» режимов.
Глобализация повышает уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических направлений. Глобализация ограничивает поле деятельности правительств отдельных стран в плане возможности суверенного формирования своих обществ, изолированного решения проблем, затрагивающих национальную территорию. Так, например наведение конституционного порядка России в Чеченской республике, внутреннее дело России, вызвало резкую критику со стороны США и Европы. Все более и более прозрачными становятся межгосударственные границы, что в свою очередь изменяет прежние представления о соотношении внешней и внутренней политики.
Глобализация не ограничивается лишь собственно глобальным уровнем и не может быть отделена от других тенденций развития международного общества. Она сопровождается интеграцией и регионализацией.
Объединительная тенденция – интеграция, отражает стремление людей сообща решать жизненно важные вопросы. Тенденция к объединению начала прослеживаться уже у первых человеческих общностей, которые стали объединяться в нации и создавать государства, объединивших все народы, проживавшие на определенной территории. Развитие интеграции привело человечество к созданию более масштабных политических организаций, чем государство. Это – союзы и блоки (в 1919 г. была создана Лига наций, в 1945г. создается ООН для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами).
Практика межгосударственного сотрудничества существовала давно. Так, сотрудничество Российской империи и США берет свое начало в XVIII веке. Отказ Екатерины II предоставить английскому королю войска помог Америке завоевать независимость. Следующим этапом сотрудничества СССР и США стало создание ими антигитлеровской коалиции в период 1941–1945 гг. Однако лишь во второй половине ХХ столетия межгосударственное сотрудничество в широком масштабе стало приобретать постоянные формы. Это связано с интенсификацией сотрудничества, расширением его сфер.
На современном этапе интеграционные процессы получили широкое развитие в международных отношениях. Об этом говорит тот факт, что в 1909 г. в мире было всего 37 межгосударственных международных организаций, а в конце ХХ века их стало уже 260.[25] Расширение интеграции поставило перед США задачу активизировать интеграционные процессы на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций в мире. По инициативе США в 1994 году было создано НАФТА. В свою очередь в России после распада СССР возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик, в результате которых было создано СНГ, ядром которого, безусловно, является Россия. В Азиатско-Тихоокеанском регионе Россия и США являются членами интеграционного объединения АТЭС.
Что побуждает государства к интеграции? Интеграция в XXI в. обусловлена объективными обстоятельствами. К ним относятся:
§ наличие глобальных проблем современности, для решения которых требуются согласованные действия всех государств;
§ сложившиеся международные экономические, культурные, научные и другие связи обусловливают развитие более тесного сотрудничества между государствами, а замкнутые, изолированные государства обречены на хаос, разрушение;
§ наличие международной организованной преступности (терроризм, похищение людей, диверсии, наркобизнес), для пресечения которой требуются согласованные действия;
§ возросшие информационные возможности, позволяющие получать, хранить и передавать сведения о наиболее важных событиях в любую точку Земли и согласованно реагировать на них.[26]
Глобализация, являясь центральной тенденцией современного этапа развития, сопровождается процессами регионализации.
Прежде всего, необходимо остановиться на понятиях, которыми оперируют при рассмотрении проблем регионализма в целом.
В первую очередь - это базовое понятие регион. В науке существует множество его определений. Согласно Большой Советской энциклопедии, регион крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая политическая и др.). Такое определение этого понятия позволяет наполнять его различным смыслом и дает возможность разностороннего подхода к сущности региона в зависимости от интереса исследователя.[27]
Первоначально понятие региона (Западная Европа, Восточная Европа, Восточная Азия, Ближний Восток и т.д.) наполнялось главным образом географическим, территориальным содержанием. Однако с течением времени это все больше начинает включать иные факторы: сходство культур, политическую ориентацию, оборонное взаимодействие, морально-ценностные и религиозные моменты, не говоря уже об экономическом взаимодействии и общих экономических интересах.[28]
В более узком смысле, одни исследователи предпочитают определять регион как хозяйственно-экономическую общность (например, российский Волго-вятский регион, американский Средний Запад и т.д.), другие - как географически - административную единицу (область - в России, штат - в США, и пр.), третьи как культурно-историческую область (Поволжье в РФ, Новая Англия - в США и т.п.) [29]
В глобальном контексте регион может быть определен как группа близлежащих стран, представляющих собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира.[30]
Между тем существует и узко специализированная трактовка термина регион. Так, регионы в аспекте внешнеэкономических связей - это структурная часть или подсистема международных экономических отношений, где процесс интернационализации имеет региональную основу, реализуемую порой вне существующих политических и административно-территориальных границ.[31]
Если объединить все вышеприведенные и попытаться вывести наиболее общее определение, то под регионом следует подразумевать область, район, часть страны, отличающуюся от других совокупностью естественных или исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей.[32]
Одним из наиболее рациональных является подход профессора Дортмундского университета Л.Рэмхельда. С его точки зрения, регион является «супертермином», включающим в себя ряд основополагающих признаков - определенную территорию, население, общность истории, природных условий, решаемых проблем.[33]
Крушение двухполюсной структуры международных отношений ускорило и углубило процесс регионализации мировой политики и международных экономических отношений, начавшийся практически сразу после второй мировой войны.
На сегодняшний день помимо межгосударственного уровня сотрудничества, который непрерывно расширяется, государства-участники делегируют на наднациональный уровень все более существенные полномочия. В то же время, все большие властные полномочия передаются на региональный, местный уровень.
Идеи регионализма возникли как своего рода эффективный противовес сверхцентрализации. Развитие регионализации неизбежно видоизменяет функции и роль национальных государств. Различные варианты теории регионального развития объединяет мнение о том, что в нынешнем своем виде государство-нация устарело и, по сути, не имеет смысла. Они слишком малы, так как не в состоянии гарантировать безопасность своим гражданам и эффективно участвовать в мировых делах; слишком велики, ибо не могут обеспечить адекватное развитие всех составляющих их регионов и дать возможность гражданам активно участвовать в общественной жизни. Советник Госдепартамента США Джон Ньюхауз считает, что: «Масштабы национального государства слишком велики, для того, чтобы оно могло управлять повседневными проблемами, но слишком малы, чтобы управлять делами международными».[34]
К концу ХХ века международная структура, образно говоря, становится все более «ячеистой» и «слоистой», число регионов разного уровня растет. С одной стороны, практически все страны мира в той или иной мере являются членами одного международного региона, но чаще участвуют в деятельности нескольких региональных и субрегиональных систем. С другой стороны сами же государства подвержены процессам регионализации, и через свои приграничные районы вступают во взаимодействие приграничными регионами соседей и с международными регионами. Так, например в 1994 году с целью активизации связей между российским Дальним Востоком, Сибирью и западными штатами США была сформирована Инициативная рабочая группа «Дальний Восток России – Западное побережье США». Создание такой специализированной группы имело большое значение для двух стран, т.к. этот этап взаимодействия предполагал активизацию регионального принципа российско-американских связей. Таким образом, очевидно наличие как бы двух уровней регионализации[35]: объединение государств в международные регионы и выделение регионов в составе тех же государств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15