Дипломатическая служба Франции
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
Кафедра Мировой политики и международных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
Защищена ___________ 2007г.
Оценка ______________
Зав. кафедрой к.и.н., доц.
_____________ В. Г. Меликян
ТЕМА: Дипломатическая служба Франции
Мартиросян Мария
Политология (МО) II курс
Научный руководитель
Саакян А.Д.
Ереван – 2007
Введение………………………………………………3
Глава I. Дипломатия и дипломаты Франции
с XIII века до I Мировой войны…………………….5
Глава II.Дипломатическая служба Франции в современный период……………………………….21
Заключение…………………………………………..31
Список литературы………………………………….34
Франция на сегодняшний день находиться на высоком уровне развития. Она всегда отличалась и сегодня тоже отличается тонкостью своей дипломатии и особенностями внешнеполитической культуры. И поскольку это так, то каждый дипломат должен в определенной мере быть знаком с ее дипломатической структурой и брать его в пример для дальнейшей деятельности в данной сфере.
Как было сказано выше, Франция является одной из великих держав в мире. Она является одной из стран ‘’Большой 7’’ (G7), а также членом – страной ЕС и многих других передовых организаций в мире. Именно такие страны, как Франция определяют международное положение.
Данная курсовая работа разделена на две главы, соответственно по периодам исторического развития. В I главе дается история становления дипломатических сношений с другими странами и образование дипломатической службы как таковой. Короли, известные политики и дипломаты, которые и являлись творцами внешней политики Франции, рассматриваются отдельно. Дается также история образования торговой дипломатии, как важной составляющей внешней политики государства. Во II главе описывается послевоенная Франция. Могущество Франции было делом прошлым. Это понимали и дипломаты Франции, которые делали все, чтобы вернуть былое могущество на европейском континенте. В этой главе дается также соотношение дипломатии и экономики, их взаимное влияние.
Изучив дипломатию и дипломатов Франции с XIII столетия до наших дней, можно заключить, что до тех пор, пока политика государства не будет совпадать с ее интересами, и глава государства или группа людей, которые являются творцами ее политики, не будут ставить различия между государственной и личной политикой, то не будет развития внутри страны и следовательно она не будет влиятельной во внешних своих сношениях.
Для того, чтобы быть сильной, страна должна иметь развитую экономику. Если до XIX века на экономику МИД не обращали должного внимания, то это потому, что не была проведена связь между экономикой и внешней политикой. В то время как критерием сильного государства на международной арене является именно экономика.
Для написания данной курсовой работы были использованы различные источники. Основными среди них являются ‘’История дипломатии’’, собранная различными авторами, которая представляет собой богатый материал становления и развития международных отношений и увеличения роли дипломатии, как отдельной отрасли человеческой деятельности.
Следующей является книга французского исследователя Ги Каррон де ла Каррьера ‘’Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок’’. Автор последовательно рассматривает важнейшие исторические этапы формирования экономической дипломатии на протяжении XX века и ее трансформации из преимущественно торговой дипломатии в дипломатию глобализованной экономики.
Другим трудом является книга русского современного писателя, который большую часть своей жизни прожил во Франции, ‘’Франко – русские союзы’’’. Эта книга посвящена истории отношений между Францией и Россией с древнейших времен до начала XX века. Вышла в свет в момент, когда между Парижем и Москвой наметилось далеко идущее взаимопонимание по ряду кардинальных вопросов мировой экономики. Хотя автор использовал многочисленные источники, документацию, специальную литературу, его работа не носит сугубо исследовательского характера. Речь идет о публицистическом очерке.
Дипломатия – это не внешняя политика, а лишь средство ее осуществления, но не отделимое от нее. Она являет собой совокупность принципов и кодексов поведения, - умения, основанного на исторической культуре, наблюдательности и способности осмысливать события, на понимании собеседника и безупречно верной формулировке того, что нужно сообщить – всего того , что дает возможность найти точное определение той или иной политики и обеспечивает неуклонное следование ей.1
Первые попытки установления дипломатических отношений Франции связаны с именем Людовика IX (1226 – 1270), при котором Франция стала одним из самых влиятельных государств в Европе. В годы правления внука Людовика IX Филиппа IV Красивого (1285 – 1314 гг.) были заложены основы всей дальнейшей французской дипломатии. Царствование Филиппа отмечено большим количеством переговоров, которые имели целью либо предотвращение войн, либо их прекращение, либо территориальные приобретения. Раньше дипломатические сношения с иностранными государствами сводились к редким и кратковременным миссиям. Переговоры велись большей частью устно. Лишь при Филиппе IV были заведены письменные дипломатические сношения и посольства стали более частым явлением.2
Людовик XI (1461-1483 гг.) - один из родоначальников современного дипломатического искусства. И действительно, этот король был непревзойденным дипломатом не только для своего времени. В борьбе за расширение своих владений Людовик, прежде чем доводить дело до военного столкновения, часто прибегал к переговорам, в ходе которых применял различные хитрости и интриги, не останавливаясь перед подкупом, обманом и вероломством. Для того чтобы знать истинное положение дел в государстве, Людовик много ездил по стране. В простой одежде, без свиты, король ходил по улицам городов и заводил разговоры с людьми разных сословий. Ни один государь до Людовика XI не относился столь презрительно к рыцарской военной славе. Французский король не доверял военному счастью, ибо боялся потерять в случае неудачного сражения плоды долголетних усилий. ‘’Дипломатия – это искусство обуздывать силу’’.1
В борьбе со своими многочисленными врагами Людовик по возможности старался избегать открытой атаки, будучи глубоко убежден в том, что хитрость лучше, чем сила. Как отмечает его историограф Коммин, Людовик "день и ночь оттачивал все новые замыслы". Ссорить своих врагов, создавать им тысячи препятствий, неожиданно выступить в роли арбитра между ними и добиться таким образом в нужный момент перемирия или мира - такова была тактика короля. Правление Людовика XI, имевшее столь важные последствия для объединения Франции, оказало огромное влияние на развитие европейской дипломатии. Людовик еще в первые годы своего правления сумел оценить, какое большое значение для правительства имеют хорошие дипломатические кадры. Он был одним из первых в Европе, кто стремился превратить временные дипломатические миссии в постоянные. Информация как от официальных представителей, так и от тайных агентов, на содержание которых Людовик не жалел денег, использовалась им для выработки своей политической линии в отношении того или иного государства. Французский король и его советник Филипп де Коммин считали посольскую службу важным средством ведения военно-политической разведки.2
Если XVI век для Франции был веком гражданских смут, то XVII век стал веком гегемонии Франции на континенте.. Обобщая горький опыт прошедшего столетия , европейские политики и дипломаты формулировали положения, носившие характер международных принципов. И несмотря на то, что эти принципы часто нарушались тем или иным европейским государством, именно они легли в основу образования норм касательно международных отношений. Подобный ‘’нормативный’’ характер имели идеи ‘’естественных границ’’ и ‘’политического равновесия’’. Именно этих принципов и придерживались король Франции Генрих IV, его главный помощник Сюлли и кардинал (с 1622 г.) и первый министр (1624-1641 гг.) Решелье.3
Редко кто из государственных деятелей может похвастаться осуществлением всех своих замыслов. «Я обещал королю употребить все мои способности и все средства, которые ему будет угодно предоставить в мое распоряжение, на то, чтобы уничтожить гугенотов как политическую партию, ослабить незаконное могущество аристократии, водворить повсеместно во Франции повиновение королевской власти и возвеличить Францию среди иностранных держав» – так определял Ришелье задачи своего правительства в «Политическом завещании»1. И они были выполнены. Вопреки окружавшей его ненависти и обвинениям в стремлении к личной выгоде Ришелье все свои силы отдавал служению Франции. Перед смертью на предложение простить своих врагов он ответил: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства». Приоритетом внутренней политики стала борьба с протестантской оппозицией и укрепление королевской власти, главной внешнеполитической задачей повышение престижа Франции и борьба с гегемонией Габсбургов в Европе. "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства"2. Ришелье обладал такими качествами, как терпение, хитроумие и бескомпромиссная воля к власти. Эти качества Ришелье никогда не переставал применять для собственного продвижения . С самого начала Ришелье пришлось иметь дело со многими врагами и с ненадежными друзьями. К числу последних на первых порах относился сам Людовик XIII . Сколько можно судить, король так никогда и не обрел симпатии к Ришелье, и все же с каждым новым поворотом событий Людовик попадал во все большую зависимость от своего блестящего служителя. Прочее же королевское семейство оставалось враждебным к Ришелье. Молодая супруга короля Анна Австрийская терпеть не могла ироничного министра, который лишил ее какого-либо влияния на государственные дела. Герцог Гастон Орлеанский, единственный брат короля, плел бесчисленные заговоры с целью усиления своего влияния. Даже королева-мать, Мария Медичи, всегда отличавшаяся амбициозностью, почувствовала, что прежний ее помощник стоит у нее на пути, и вскоре стала самым серьезным его противником. Ришелье отвечал на все бросаемые ему вызовы с величайшим политическим мастерством и жестоко их подавлял. Холодный, расчетливый, весьма часто суровый до жестокости, подчинявший чувство рассудку, Ришелье крепко держал в своих руках бразды правления и, с замечательной зоркостью и дальновидностью замечая грозящую опасность, предупреждал ее при самом появлении. В борьбе со своими врагами Ришелье не брезговал ничем: доносы, шпионство, грубые подлоги, неслыханное прежде коварство – все шло в ход. К концу 1620-х годов французское правительство имело возможность принимать более активное участие в международных делах, что побудило Ришелье к действиям. Организованные им торговые компании для ведения дел с заморскими территориями оказались неэффективными, но защита стратегических интересов в колониях Вест-Индии и Канады открыла новую эру в создании Французской империи.