Дипломатическая служба Франции

Ко времени прихода Ришелье к власти грандиозная Тридцатилетняя война (1618 – 1648) в Германии между католическими государями во главе с императором Священной Римской империи и союзом протестантских князей и городов была уже в полном разгаре. Дом Габсбургов, включая правящие фамилии в Испании и Австрии, больше столетия являлся главным врагом французской монархии, однако поначалу Ришелье удерживался от вмешательства в конфликт. Тем не менее Франция все же была вовлечена в войну. К концу 1620-х годов католики добились столь внушительных побед в пределах Империи, что, казалось, австрийские Габсбурги станут полными хозяевами Германии. В 1635 году Испания оккупировала епископство Триер, что послужило причиной объединения французских католиков и протестантов, которые рука об руку выступили против внешнего врага - Испании. 1

Это было началом Тридцатилетней войны для Франции. Весной 1635 года Франция формально вступила в войну - сначала против Испании, а затем, год спустя, против Священной Римской империи. Сначала французы потерпели ряд досадных поражений, однако к 1640 году, когда стало проявляться превосходство Франции, она начала одолевать своего главного врага - Испанию. Более того, французская дипломатия достигла успеха, вызвав антииспанское восстание в Каталонии и ее отпадение (с 1640 по 1659 годы Каталония находилась под властью Франции) и полномасштабную революцию в Португалии, которая покончила с правлением Габсбургов в 1640 году. Наконец, 19 мая 1643 года при Рокруа в Арденнах французская армия добилась такой сокрушительной победы над знаменитой испанской пехотой, что это сражение принято считать концом испанского доминирования в Европе.

Даже будучи больным, кардинал до последнего дня по несколько часов диктовал приказы армиям, дипломатические инструкции, распоряжения губернаторам различных провинций. На смертном одре Ришелье называет Людовику своим единственным преемником кардинала Мазарини. "У Вашего Величества есть кардинал Мазарини, я верю в его способности на службе королю".2

После смерти Ришелье внешняя политика Франции оказалась в руках кардинала (с 1641 г.) и первого министра (с 1643 г.) Джулио Мазарини. К скорейшему заключению мира Мазарини побуждали и внутриполитические обстоятельства. Поэтому, после ряда побед и дипломатических уловок с выгодой для Франции, 24 октября 1648 года был заключен Вестфальский мир, завершивший общеевропейский конфликт - Тридцатилетнюю войну Вестфальский мир положил начало истории европейских конгрессов. Окончательные условия мира были подписаны в Мюнстере 24 октября 1648 года, куда незадолго до этого приехали уполномоченные из Оснабрюка. Результатом Вестфальского мира в Европе стали территориальные изменения. Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и закрепила за собой три ранее приобретенных ею епископства - Мец, Туль и Верден. Французское требование "естественных границ" стало, таким образом, воплощаться в жизнь. Политическая раздробленность Германии была закреплена. Обе ветви Габсбургов - испанская и австрийская - оказались ослабленными.  Вестфальский мир был торжеством политики Ришелье, хотя самого кардинала уже не было в живых. Именно Мазарини и стал продолжателем его политики. Он стоял у власти в период оформления мирных условий в Оснабрюке и Мюнстере и позже заключил Пиренейский мир с Испанией (1659 г.). Этот мир, по которому Франция приобрела часть Люксембурга, Руссильон, Артуа и Геннегау, подготовил гегемонию Франции в Европе. Принципы ‘’политического равновесия’’, выдвинутые во время переговоров в Мюнстере и Оснабрюке, обеспечили политическое преобладание Франции. Империя практически прекратила свое существование, т.о. самый из опасных противников Франции был ликвидирован.1

Дипломатия была любимым занятием Мазарини. Он в совершенстве владел искусством переговоров. Ум его был по-итальянски живым и по-французски гибким; манеры - мягкими, деликатными, речь - немногословной, но всегда аргументированной; стремление к компромиссам - постоянное, но осторожное. Все эти личные качества кардинала позволяли ему последовательно проводить в жизнь программу Ришелье. При этом Мазарини не пользовался популярностью у французов, которые легко прощали "своему" Ришелье то, что не прощали "чужаку", "коварному итальянцу".2

Людовик XIV (1643 – 1715 гг.) восхищался умением Мазарини управлять государственными делами и его дипломатическими победами, и только после его смерти король взял всю полноту власти в свои руки.  До самой кончины кардинала ,9 марта 1661, Людовик XIV всегда прислушивался к его советам. Людовику XIV он оставил спокойную и могущественную Францию, вступившую в эпоху расцвета абсолютизма.  Поскольку у Франции в это время не было соперников в Европе, французского короля боялись все европейские государи, французский язык сделался официальным языком дипломатии и международных трактатов, Людовик все свои старания направил на завоевание территорий, которые принадлежали франкам и галлам, а следовательно принадлежат и ему.1

Но одной дипломатией не обошлось. ‘’Дипломатия без оружия – это как музыка без инструментов’’.2  Франция в период правления Людовика XIV (1643-1715 гг.) была втянута в четыре войны . В целом Франции сопутствовали успехи, однако любой прогресс подразумевает регресс. Так дело обстояло и с Францией. Если первые  войны привели к расширению территорий Франции3, то последующие стали причиной того, что Франция оказалась окруженной врагами. Четвертая война Людовика, знаменитая война за испанское наследство, совпала со временем длительной войны с Англией, которая длилась весь XVIII век. Но если те потери, которые понесла Франция, не привели к ее полному ослаблению и потери гегемонии в Европе, то правление Людовика XV (1715-1774 гг.) это обеспечило.

Войны, которые вел Людовик, не были столь необходимы, чтобы из-за них ставить под угрозу могущество Франции. У Франции этого времени не было недостатка в способных министрах и дипломатах (Вержен, Шуазель, д’Аржансон и др.), но и самый талантливый дипломат не мог сделать хорошей дурную политику своего правительства. Король настолько не доверял  своим министрам и презирал их, что создал особый тайный кабинет. Король кроме официальных послов имел в других государствах своих тайных агентов, в числе которых были Бройли, Бретейль и Вержен.4

Часто по приказу короля они вели политику прямо противоположную той, которую проводил официальный представитель французского правительства. Таким образом, Людовик и не думал посвящать своих министров в ‘’секрет короля’’ и не ставил особой разницы между личной политикой и государственной, а то, что от такой политики страдала Франция, то это короля мало волновало.  Все это привело к началу полного разложения французского абсолютизма и к неудачам в ее внешней политике.1

Торговля составляла в этот период основное содержание международных экономических отношений. Так обстояло дело прежде всего в государствах, зависевших от торговли и мореплавания, так как для них цели внешней политики были, прежде всего, коммерческими. Франция в XV-XVII столетиях активно участвовала в международных торговых отношениях. Однако для таких стран как Франция иностранные дела были наиболее полным выражением высокой политики. Тем не менее, история Франции изобилует договорами об охране лиц, торговыми соглашениями, с целью использовать экономические рычаги для достижения политических целей. Итак, в многочисленных сложных отношениях дипломатического и политического свойства большой политики внушительную роль стала играть торговля. Следовательно, именно защита торговой деятельности составляла одну из важнейших обязанностей дипломата. В этот период дипломатические соглашения экономического характера Франции с другими государствами часто сопровождались демонстрацией силы. Однако начиная с XVI столетия появляются соглашения, основывающиеся на политике международного обмена и отражающие экономическое могущество подписавших их государств. Именно в XVI столетии появляются постоянные посольства и таможенные ведомства. Уже в новое время дипломаты, помогающие предпринимателям, для активной их поддержки, занимались, таким образом, делом, являющимся естественным продолжением возложенных на них обязанностей. Недостаточно было лишь защищать оказавшихся в опасности соотечественников, оговаривать гарантии, чтобы они могли спокойно заниматься делами, что надо еще научить дипломатов поддерживать, поощрять, выдвигать их на видное место и соответственно перестраивать работу дипломатических служб. С XVII столетия консулы становились официальными чиновниками европейских государств, на которых  возлагалась обязанность помогать отечественным купцам за границей.2

В XVIII веке,  с целью расширения рынков сбыта, в сочетании с надеждами на улучшение политических отношений Франции и Англии, был составлен проект торгового договора между двумя странами. Договор в результате усиленной деятельности дипломатических служб был подписан в 1786 году. Однако последовавшие позже жалобы на договор, из-за которого пришла в упадок французская текстильная промышленность, привели к расторжению договора в 1792 году. Этот и другие торговые договоры, подписанные в этот период, оставили глубокий след, так как ознаменовали начало самостоятельного существования экономики параллельно политике.1

  История дипломатии Франции полна также нестандартных случаев. Одним из таковых является прибытие в США французского посла Эдмонда Жене в 1793 г. Обычно посол предъявляет  грамоты тому правительству, при котором аккредитован. Но сразу по прибытии Жене развернул активную деятельность: за короткое время снарядил 300 каперов для борьбы с английским флотом. К нему были расположены как народные массы, так и сам статс-секретарь Джефферсон. Однако правительство США, озадаченное действиями посла, нарушавшего международные нормы, должно было принять окончательное решение относительно своего отношения к войне между Англией и Францией. И, несмотря на союзный договор с Францией,2 правительство США объявило состояние нейтралитета. Между тем жене, несмотря на предупреждение Джефферсона продолжал военные действия против англичан в море. Впоследствии правительство США потребовало отозвать Жене. Последний, пользуясь расположением американцев, опубликовал в газете оскорбительное письмо, написанное президенту США, которое явилось своего рода обращением к народу. Когда же якобинцы отозвали его обратно, он предпочел остаться в США. В ответ на это французское правительство потребовало отозвать американского посла в Париже Морриса. Союзный договор с Францией, таким образом, потерял силу.3

Дворянско-династической дипломатии, которой придерживались Людовик XIV и  Людовик XV, был нанесен сокрушительный удар в период Великой Французской революции 1789 – 1794 гг., вспыхнувшей в результате обострения борьбы буржуазии с феодализмом и абсолютизмом. Уже окрепшая буржуазия не желала более выносить опеки абсолютизма и преобладания дворянских и династических интересов во внешней и внутренней политике.4 Писатели, критиковавшие дипломатию французской монархии с точки зрения интересов буржуазии, негодовали на то, что общее бессилие французской монархии, стесненной финансовым и политическим кризисом, делало ее неспособной к решительной внешней политике и поддержанию престижа Франции на международной арене.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты