Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации

Новым президентом США в 74 году стал Дж. Р. Форд. По отношению к Советскому Союзу Форд традиционно придерживался  весьма жесткой линии – «никаких уступок, никаких сделок». Став президентом США, Форд воздержался от новых назначений на ключевые должности военно-политического аппарата. Несмотря на все это, новый президент проявлял заинтересованность в продвижении вперед на советско-американских переговорах.

Но самую большую роль в продвижении на переговорах об ОСВ играла сохранявшаяся ситуация ракетно-ядерного равновесия между СССР и США, конструктив­ная политика Советского Союза, объективная заинтересо­ванность двух держав в последующей договоренности в этой области. После 1972 г. на втором этапе переговоров об ОСВ американская сторона поставила вопрос об уста­новлении «равных потолков» на стратегические силы двух держав. Совершенно естественно, что СССР поднял вопрос об учете в таких потолках американских средств передового базирования. Он действовал в соответствии со своим официальным заявлением при заключении согла­шения 1972 г., что к этому вопросу необходимо вернуться при подготовке долговременного договора. В течение двух лет в Женеве не удавалось достичь соглашения, хотя предпринимались некоторые частичные и предваритель­ные шаги к его заключению. В частности, еще до прихода к власти президента Форда, в июне 1973 г. на встрече в верхах в Вашингтоне было решено, что постоянное согла­шение будет подписано в 1974 г. и включит как количе­ственные, так и качественные ограничения стратегических наступательных вооружений — на основе принципа оди­наковой безопасности сторон и недопустимости получения ни одной из них односторонних преимуществ . На мос­ковской встрече советского и американского руководст­ва в июле 1974 г. было согласовано, что новый до­говор должен «охватывать период до 1985 г. и касаться как количественных, так и качественных ограничении»[51].

   Желая способствовать прогрессу советско-американских переговоров, руководство СССР сделало важный шаг навстречу позиции американской стороны. Как вспоми­нал позднее член Политбюро ЦК КПСС, министр иност­ранных дел СССР А. А. Громыко, в ходе переговоров осенью 1974 г. «в интересах достижения соглашения мы не предлагали в качестве обязательного условия вклю­чать в соглашение положение о ликвидации американ­ских ядерных средств передового базирования»[52] . Круп­ное политическое решение Советского Союза было нап­равлено на то, чтобы облегчить текущий раунд перего­воров, перенеся вопрос о средствах передового базирова­ния США па будущее. Это позволило достичь повой договоренности между СССР и США об ограничении на­ступательных систем оружия стратегического назначения

23—24 ноября 1974 г. состоялась встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и президента США Дж. Р. Форда в районе Владивостока. В центре советско­го Приморья руководители обеих держав подтвердили ре­шимость и впредь развивать свои отношения в направле­нии, которое было определено в предшествовавшие годы заключенными между ними договорами и соглашениями. В первую очередь это касалось соглашений о предотвра­щении ядерной войны и ограничении стратегических воо­ружений, которые, как отмечалось в советско-американском коммюнике, являлись «хорошим началом процесса создания гарантий против возникновения ядерного кон­фликта и войны вообще»[53] .

В целях дальнейшего продвижения на этом пути на встрече в верхах во Владивостоке была достигнута дого­воренность, что новое соглашение по ограничению страте­гических вооружений должно включать «соответствующие положения временного соглашения от 26 мая 1972 года» и «покрывать период с октября 1977 года до 31 декабря 1985 года». Основываясь на принципе равенства и одина­ковой безопасности, новое соглашение должно было включать ряд существенных ограничений. В частности, обе стороны имели бы право располагать суммарным ко­личеством пусковых установок баллистических ракет на­земного и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков в 2400 единиц. Кроме того, обе сторо­ны могли иметь в боевом составе не более 1320 пусковых установок наземных и морских баллистических ракет, ос­нащенных разделяющимися головными частями с боего­ловками индивидуального наведения. Доработать юриди­ческие детали, формулировки и заключить новое соглаше­ние предполагалось до конца 1975 г. Не позднее 1980— 1981 гг. было намечено продолжить переговоры по даль­нейшему ограничению и сокращению стратегических во­оружений на период после 1985 г. [54]

Владивостокская договоренность явилась важнейшим шагом на пути ограничения гонки вооружений. Она уста­навливала четкие и равные долговременные пределы для количества носителей стратегического оружия СССР и США, впервые включая и дальнюю бомбардировочную авиацию. Также впервые были положены лимиты на раз­вертывание разделяющихся головных частей, что явля­лось начальным шагом на пути ограничения качествен­ной гонки вооружений. Наконец, соглашение об одина­ковых потолках могло служить отправной точкой для их сокращения, равно как и для новых качественных ограничений на последующем этапе переговоров. Отмечая положительную роль Владивостокской договоренности, Л. И. Брежнев сказал в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду КПСС: «Понятно, что соглашение по этому вопро­су имело бы очень большое значение как для дальнейшего развития отношений между СССР и США, для укрепления взаимного доверия, так и для упрочения всеобщего мира»[55] .

Президент Соединенных Штатов Дж. Форд со своей стороны заявил на пресс-конференции: «Я полагаю, что соглашение, заключенное на первом этапе переговоров но ограничению стратегических вооружений, было шагом вперед. Если удастся заключить на взаимной основе вто­рое соглашение, то оно также будет конструктивным в рамках разрядки» . Государственный секретарь Г. Кис­синджер в этой связи отметил: «Переговоры о сдержива­нии гонки стратегических вооружений и разрядка—в наших общих интересах. Мы при этом не делаем никакого одолжения Советскому Союзу. Это с необходимостью вы­текает из обстоятельств нынешнего периода. Добиваясь предотвращения ядерной войны, мы никому не делаем одолжения» .

Владивостокская договоренность с одобрением была встречена значительной частью общественности и правя­щих кругов США. В январе 1975 г. сенат большинством голосов принял резолюцию № 20, выдвинутую сенаторами Кеннеди, Мэтайесом и Мондейлом в поддержку советско-американской договоренности во Владивостоке. В февра­ле того же года палата представителей приняла почти идентичную резолюцию № 160, предложенную 15 кон­грессменами, включая таких, как Бингем, Шредер  и другие. Выступая в поддержку Владивостокской договоренности, Бингем заявил: «Важность соглашения совершенно очевидна... Владивостокское со­глашение является позитивным шагом к замедлению гон­ки стратегических вооружений. Мы поддерживаем усилия администрации превратить достигнутое принципиальное соглашение в конкретный договор, ограничивающий ко­личество стратегических средств доставки и боеголовки индивидуального наведения, которые разрешается иметь Соединенным Штатам и СССР» .

Но и противники ограничения ракетно-ядерного соперничества и Соединенных Штатах не отступили со своих позиций. Напротив, они повели широкое наступление на Владивостокскую договоренность, стремясь помешать заключению долговременного соглашения, открыть путь для продолжения наращивания вооружений. Они утверждали, что договоренность якобы предоставляла Советскому Союзу односторонние преиму­щества в «тяжелых ракетах», забрасываемом весе ракет и количестве мощных боеголовок типа «МИРВ».

Другие избрали более хитроумную тактику. Например, сенатор Джексон, прикрываясь лозунгом сокращения Владивостокских потолков, который выдвигали и некото­рые искренние сторонники соглашения в США, призвал снизить предел на стратегические носители с 2400 до 1760. В этих рамках, по его проекту, обеим сторонам поз­волялось бы иметь не более 800 МБР, 560 БРПЛ и 400 са­молетов.[56] На самом деле, под благовидным предлогом ра­дикального сокращения вооружений, Джексон стремился к обеспечению односторонних преимуществ США. В силу неодинаковой структуры стратегических сил двух госу­дарств указанные меры гораздо больше затронули бы Со­ветский Союз, чем Соединенные Штаты..

Наконец, многие представители и союзники военно-промышленного комплекса, особенно занимавшие ответ­ственные посты в администрации, начали своего рода об­ход Владивостока «с флангов». Поддерживая договорен­ность на словах, они старались затруднить превращение ее в Договор. Министр обороны Шлесинджер на первый взгляд вполне лояльно заявлял: «...мы должны стремиться к установлению контроля над вооружениями, но мы дол­жны  сохранять равновесие в военной мощи с Советским Союзом» . Однако под предлогом «поддержания равнове­сия» якобы в рамках Владивостока он требовал увеличе­ния военных ассигнований и ускорения программ страте­гических вооружений. Шлесинджер объявил, например, что 10 намеченных подводных лодок «Трайдент» решено вводить в строй не вместо соответствующего количества ракетоносцев «Поларис» (как полагалось бы по Времен­ному соглашению 1972 г.), а в дополнение к ним. Сверх этого количества носителей предполагалось развернуть также значительные силы новых бомбардировщиков «Б-1».

Бюджетный запрос Пентагона на программы стратеги­ческих вооружений в 1976 финансовом году и на пере­ходный трехмесячный период  составил 9,8 млрд. долл.— почти на 2,5 млрд. долл. больше стратегического раздела предыдущего военного бюджета. С формально-юридиче­ской точки зрения большинство военных программ США не нарушали согласованных во Владивостоке принципов.[57] Но по существу эти долговременные планы гонки воору­жений шли вразрез с духом и целями Владивостока. Они преследовали задачу приобретения односторонних воен­но-стратегических преимуществ вопреки провозглашенным в ноябре 1974 г. принципам равенства и одинаковой безопасности. Эти программы угрожали смыслу сформулированных ограничений, давали повод дестабилизировать общую стратегическую ситуацию.

2. Путь к ОСВ –2. Венские договорённости Брежнева с Дж. Картером (июнь 1979 г.) и проблема ратификации.

 

Деятельность противников ОСВ развернулась по двум основным направлениям. Во-первых, официальные пред­ставители Пентагона и их союзники в конгрессе, ученом миро, военном бизнесе и печати начали усиленную кампа­нию в пользу новой стратегической системы оружия — крылатых ракет авиационного, морского и наземного ба­зирования.  С 1975 г. крылатые ракеты оказались в цент­ре внимания общественности и правящих кругов США, как чуть ли не «единственная надежда» американской обороноспособности. Они на все лады расхваливали бое­вую эффективность, экономичность, универсальность и прочие стратегические «достоинства» этого вида оружия. Одновременно нарастало давление военно-промышленно­го комплекса против ограничения крылатых ракет в бу­дущем советско-американском соглашении. При этом ука­зывалось, что из-за малого размера и других технических особенностей количество и дальность действия крылатых ракет невозможно контролировать с помощью националь­ных космических средств наблюдения. (О запрещении этого оружия вообще военные и не желал  слышать.)

Между тем характер данного вида оружия не позво­лял согласиться на его неограниченное и неконтролиру­емое развертывание. «Во Владивостоке вопрос так не сто­ял,— указывал позднее министр иностранных дел СССР А. А. Громыко,— никакого зеленого света крылатым ра­кетам там не давалось»[58]. Однако Пентагон и его адвока­ты изощрялись в юридической казуистике и требовали развертывания этих систем безо всяких ограничений, ни­мало не смущаясь их очевидными негативными последст­виями для стратегической стабильности и переговоров об ОСВ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты