Лоббизм
Титульный лист
Содержание.
Введение. с.3
1. Понятие и виды лоббизма. с.4
2. Общественное значение лоббизма. с.8
3. Особенности лоббизма в российском обществе. с.11
Заключение. с.15
Список использованной литературы с. 16
Введение.
В современном демократическом обществе существует множество
различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящих-
ся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют
экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организован-
ных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых
странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицирован-
ных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить
органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой
они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного
рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том
числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая су-
щественное влияние на формирование политического курса страны. Таким
образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из
этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для
понимания механизма функционирования современного демократического
государства. Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как
политико-правового явления. Полагаю, что достижение данной цели возмож-
но при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-треть-
их, необходимо показать специфику российского лоббизма. Цель и задачи
настоящей работы нашли своё отражение в её структуре.
1. Понятие и виды лоббизма.
Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества
выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин про-
исходит от английского слова «lobbi», что означает вестибюль, прихожая,
кулуары. Политический оттенок это слово приобрело в 19 веке в США.
В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали,
часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово- зачастую не бескорыстно, а за деньги- выполнить обещание*. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги.
В Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной, поэтому слово вошло в лексический фонд лишь в 20 веке,
впоследствии его заимствовали и другие страны.
«Лоббизм»- термин, обозначающий разветвлённую систему контор
и агенств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и
чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, по-
лучения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых
ими организаций**.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным созна-
нием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о
втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает
сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат»,
«протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или
узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общест-
венным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать
незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция,
с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах
определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму форми-
руется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленчес-
кие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не
только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые,
слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нор-
мальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве институ-
та демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного
оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых
интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём
этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво
стремится привлечь к себе внимание властей.
______________________________________________________________________
*См.:Ларин С. Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993г. 6марта.
**См.:Словарь иностранных слов.М.1988.С.282.
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления»
на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворе-
ния интересов определённых социальных структур(организаций,ассоциаций,
территориальных образований, слоёв общества и т.п.).
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже
вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной
власти*. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта,
«отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует
или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже сущест-
вуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интере-
сов в обществе вследствии его социальной дифференциации, расслоения,
«специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического
плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновре-
менно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, при-
оритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стрем-
ление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение госу-
дарства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.
В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы
лоббистской деятельности: - выступление на слушаниях в комитетах Конгре-
сса с изложением позиций заинтересованных сторон;- составление проектов
законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента;-органи-
зация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося реше-
ния и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных
звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных изби-
рателей к своим депутатам) и т.п.
Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США сущест-
вуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все круп-
ные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциа-
ции, общественные и различные специализированные организации имеют
в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью
подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен чело-
век (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников,
юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих
способностей и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно
монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли кото-
рых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и
консультативные(профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие
сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринима-
тельских, профессиональных или общественных по членству и другим приз-
накам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению**.
*См.: Политология для юристов:Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.М.Юристъ
1999г.С.449.
**См.:Современные Соединённые Штаты Америки:Энциклопедич.справочник М.1988.С.83-84.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь
различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти