Лоббизм

Лоббизм

 

 

 

 

 

 

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Содержание.

             

                 Введение.                                                                      с.3                                

             1. Понятие и виды лоббизма.                                          с.4                        

             2. Общественное значение лоббизма.                            с.8                       

             3. Особенности лоббизма в российском обществе.      с.11        

                 Заключение.                                                                  с.15                                                                             

                 Список использованной литературы                         с. 16

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.



            В современном демократическом обществе существует множество

различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящих-

ся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют

экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организован-

ных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых

странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицирован-

ных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить

органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой

они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного

рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том

числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая су-

щественное влияние на формирование политического курса страны. Таким

образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из

этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для

понимания механизма функционирования современного демократического

государства. Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как

политико-правового явления. Полагаю, что достижение данной цели возмож-

но при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-треть-

их, необходимо показать специфику российского лоббизма. Цель и задачи

настоящей работы нашли своё отражение в её структуре.























                               1. Понятие и виды лоббизма.


   Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества

выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин про-

исходит от английского слова «lobbi», что означает вестибюль, прихожая,

кулуары. Политический оттенок это слово приобрело в 19 веке в США.

  В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали,

часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово- зачастую не бескорыстно, а за деньги- выполнить обещание*. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги.

        В Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной, поэтому слово вошло в лексический фонд лишь в 20 веке,

впоследствии его заимствовали и другие страны.

                «Лоббизм»- термин, обозначающий разветвлённую систему контор

и агенств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и

чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, по-

лучения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых

ими организаций**.

        Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным созна-

нием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о

втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает

сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат»,

«протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или

узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общест-

венным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать

незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция,

с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах

определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму форми-

руется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленчес-

кие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не

только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые,

слабые «места» власти.

                 В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нор-

мальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве институ-

та демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного

оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых

интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём

этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво

стремится привлечь к себе внимание властей.         

______________________________________________________________________

*См.:Ларин С. Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993г. 6марта.

**См.:Словарь иностранных слов.М.1988.С.282.



                                                                                                                                    Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления»

на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворе-

ния интересов определённых социальных структур(организаций,ассоциаций,

территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

      Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже

вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной

власти*. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта,

«отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует

или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже сущест-

вуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интере-

сов в обществе вследствии его социальной дифференциации, расслоения,

«специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического

плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновре-

менно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, при-

оритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стрем-

ление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение госу-

дарства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

        В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы

лоббистской деятельности: - выступление на слушаниях в комитетах Конгре-

сса с изложением позиций заинтересованных сторон;- составление проектов

законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента;-органи-

зация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося реше-

ния и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных

звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных изби-

рателей к своим депутатам) и т.п.

      Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США сущест-

вуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все круп-

ные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциа-

ции, общественные и различные специализированные организации имеют

в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью

подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен чело-

век (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников,

юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих

способностей и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно

монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли кото-

рых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и

консультативные(профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие

сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринима-

тельских, профессиональных или общественных по членству и другим приз-

накам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению**.

  *См.: Политология для юристов:Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.М.Юристъ

     1999г.С.449.

**См.:Современные Соединённые Штаты Америки:Энциклопедич.справочник М.1988.С.83-84.

   

 Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь

различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты