Лоббизм

рованию новых организованных, в том числе корпоративных, интересов

к нарастающей практике лоббизма, в первую очередь со стороны предприни-

мательских структур и различных общественных объединений.

    Следует отметить, что это явление было характерно и для советского

общества, правда существовало в специфической форме. При слабых демо-

кратических традициях и нормах этот важный социальный институт был

деформирован, проявлялся в формах, присущих авторитарному обществу.

Жёстскость и однолинейность командно-административных структур прак-

тически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его

чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией,

*См.: Малютин М., Нещадин А. Лоббизм-всего лишь средство обогощения//Известия 1994.16.11.

 

«телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи

(но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые

политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению

цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».

       И сегодня в России многое в этой области по-прежнему вызывает недоумённые вопросы. Так, за первые восемь месяцев 1992 года централь-

ные органы власти России приняли более 60 постановлений и распоряжений,

предусматривающих разного рода привилегии и исключения для некоторых

предприятий или регионов. В результате российская казна недополучила

несколько сотен миллиардов рублей. Какими принципами при этом руковод-

ствовались власти? Насколько их указания на сей счёт были согласованы

друг с другом, а главное- с возможностями государственного бюджета России? Наконец, насколько они целесообразны, кому выгодны и что полу-

чил в замен налогоплательщик(бюджет-то формируется за его счёт в основном)?* На все поставленные вопросы ответить нелегко.

   В целях обсуждения отечественного и зарубежного опыта в сфере лоббиро-

вания в середине мая 1993года в Москве состоялась Международная конфе-

ренция «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». Среди

участников конференции был проведён опрос. Большинство из них (62%)

считают, что на сегодняшний день в России уже сложились условия для

развития лоббизма.**Для того чтобы данный «процесс пошёл» ещё актив-

нее, необходимо знать и умело применять наиболее употребляемые в миро-

вой практике средства и методы, с помощью которых достигаются цели

лоббизма.

             В российском обществе уже оформились различные виды лоббизма.

Особенно можно выделить законодательное и исполнительное лоббирование.

Так, перед выборами в Федеральное Собрание Российской Федерации в

декабре 1995 года предприниматели ставили своей целью формирование

политического лобби, которое, придя к власти, в законодательных структу-

рах защищало бы свободу частной собственности и торговли. В связи с тем,

что здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти

органы являются основной мишенью для лоббистов.

 Что касается лоббизма в исполнительных структурах, то, по мнению боль-

шинства опрошенных участников названной выше конференции (65%),

именно в органах исполнительной власти Российской Федерации сегодня

чаще всего осуществляется лоббирование. Это связано с тем, что кардиналь-

ные вопросы в нашей стране законодательной властью пока ещё решаются

редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановле-

ния Правительства, которые играют доминирующую роль в системе право-

вого регулирования и имеют прямое действие. Особо здесь выделяется лоб-

бирование в Администрации Президента.

   Социальная практика в России наиболее ярко демонстрирует негативную

сторону лоббизма.

*См.: Вяткин К. Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?//Российская газета 1993.14января.

**См.: Гульченко И. Эксперты- о лоббизме в России//Российская газета1993.27мая.



   «Сегодня лоббизм,- пишет А. Луговская,- пронизывает все структуры

власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий,

он стал в России реальной властью»*.

   Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирова-ния своих проектов в органах власти, доводя их до изощрённых преступле-

ний и прямого подкупа. Если раньше в условиях административно-команд-

ной системы управления непререкаемое «первое место» в ограниченном лоббистском соревновании занимали отраслевые лобби, то теперь всё больше и больше торгово-финансовый капитал нередко в тесном союзе с

мафией. «Самые сильные лоббисты, способные влиять на правительство,

президентские структуры и парламент,- отмечается в прессе,-это торгово-

финансовый капитал. Сфера его интересов ясна: максимальная либерализа-

ция внешнеэкономической деятельности, слом протекционистских барьеров

для ввоза в Россию импортных товаров, приватизация валютоёмкой промышленности(нефтяной и вообще сырьевой), введение частной собствен-

ности на землю».**

   Условия разгосударствления, приватизации, передела собственности резко

активизировали «негативную» и преступную лоббистскую деятельность,

придали «второе, а зачастую третье дыхание» всем тем, кто хочет, пользуясь

властью и криминальными возможностями, отрезать от некогда общего

«государственного пирога» кусочек потолше и послаще. Как сказал по этому

поводу один высокопоставленный американский дипломат в Москве:

«Россия, несмотря на все передряги, остаётся супердержавой хотя бы потому,

что здесь прцветает суперлоббизм… Где ещё можно так спокойно, не опаса-

ясь ни морального осуждения общественности, ни сурового решения суда,

делить колоссальные куски госсобственности в своих интересах?»***

   Ущерб от такого лоббизма(верно названного «диким»), у которого нет

очерченных законом рамок, определить невозможно. И когда чиновник

одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской груп-

пировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббиз-

мом и коррупцией весьма сложно.

    В связи с тем что лоббизм создаёт широкий «веер» возможных послед-

ствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении.

   Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании

механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитив-

ные, в использовании эффективных инструментов минимизации вредных

результатов от лоббизма и в наращивании позитивных, в утверждении

цивилизованных его начал.

   Вероятно, лучше создавать легальные формы для лоббирования с тем,

чтобы их можно было хоть как-то контролировать. Вместе с тем надо отда-

вать себе отчёт в том, что абсолютного контроля над данным явлением

установить невозможно. Он многогранен, воплощается зачастую в уникаль-

ных формах.

*См.:Луговская А. Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994 21.06.

**См.:Кучеренко В. Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Российская газета1994.01.07.

***См.:Гололобов Н. Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные руки//

      Независимая газета 1994. 27.09.



   В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства,

существующих институтов и норм, пытаются найти свои пути в разрешении

проблемы упорядочения лоббистской деятельности.

   Однако зарубежная практика наглядно свидетельствует, что существую-

щие способы оформления деятельности лоббистских групп пока ещё не поз-

воляют решить вопрос о том, как эффективно контролировать их, не нала-

гая в то же время излишних ограничений на общество, нуждающееся и

активно стремящееся к свободному развитию своего потенциала. По всей

видимости, России и здесь придётся пойти не всегда изведанными путями,

опираться на свой исторический опыт, культуру и жизненный уклад, на свои

национальные традиции.

   Вместе с тем важно учитывать и имеющийся мировой опыт. В государст-

вено- правовом механизме Российской Федерации должна быть создана

действенная система защиты коренных интересов населения, особенно его

социально уязвимых слоёв. Это требует, с одной стороны, формирования в парламентской практике полноценного института лоббизма, позволяющего

обеспечить в принимаемых законах своеобразное равновесие сил, баланс

противоположных интересов в быстро развивающемся российском обществе

т.е. отображения в нормах закона компромиссного решения. С другой сторо-

ны, целесообразно учредить при парламенте специальную службу(сходную с

Исследовательской службой Конгресса США), которая в противоположность

лоббистскому подходу представляла бы законодателю свободный от каких-

либо оценок материал, необходимый для адекватного отображения в законе

разнообразных социальных интересов. Думается, что в любом случае специ-

альный закон о лоббизме нам тоже не помешает. Именно в нём можно будет

установить разнообразные юридические средства, упорядочивающие лоб-

бистские процессы. Торгово-промышленная палата России в июле 1994 года

провела «круглый стол», на котором обсуждался проект закона «О регулиро-

вании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной

власти». В феврале 1995 года Фонд развития парламентаризма России орга-

низовал и провёл «круглый стол», посвящённый проблеме институционали-

зации лоббизма. В частности, обсуждался законопроект о регулировании

лоббистской деятельности в России. Однако дальше разговоров и дискуссий

дело не пошло. И лоббистская деятельность в России остаётся пока не урегу-

лированной.

      Полагаю, что российская действительность ещё долгое время вряд ли

позволит отечественному лоббизму стать одним из эффективных инструмен-

тов формирования демократической политики. Высокая степень коррумпи-

рованности, бюрократизм существенно влияют на методы лоббистской

деятельности. Кроме того, общественное сознание в России, имея глубокие

корни в общинной и социалистической психологии, с трудом пока восприни-

мает лоббизм, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с

аморально-криминальным оттенком. Сейчас в основном в лоббизме видят

лишь одну сторону- негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой»

смысл. Однако, если мы решили формировать гражданское общество, то от

лоббизма не уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии.

              





















                            

                                          Заключение.

 


                  Рассмотрев лоббизм как неоднозначный политико-правовой

феномен, можно сделать ряд принципиальных выводов.

   Во-первых, сущность лоббизма заключается в оказании давления со сторо-

ны групп интересов на законодателей и других чиновников с целью приня-

тия выгодных для этих групп решений. Круг объектов лоббизма зависит от

сложившихся в стране норм и политической практики. В авторитарных

государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные

функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактичес-

кими законотворцами, т.е. чаще всего с правительством. И наоборот, там, где исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законо-

творчества, лоббирование осуществляется в большинстве своём на парла-

ментском уровне.

   Во-вторых, лоббизм оказывает противоречивое воздействие на общество и

государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за

счёт постоянного взаимодействия государства и гражданского общества и

соответственно согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего

узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.

В какой-то степени, негативные последствия лоббизма можно уменьшить

путём правовой регламентации этой деятельности.

   Наконец, в-третьих, лоббизм в России по ряду объективных и субъектив-

ных причин, к сожалению, показал себя с негативной стороны. Однако оче-

видно, что без учёта этого феномена построить демократическое государство

и гражданское общество в России будет невозможно.  

 

    

  

 


   

 

 


 









                              Список использованной литературы.


1.     Бетец М.В. – Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998.№1.

2.     Вяткин К. – Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?// Российская газета 1993.14.01.

3.      Гульченко И. – Эксперты-о лоббизме в России// Российская газета 1993.27.05.

4.     Гололобов Н. – Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные

руки// Независимая газета 1994.27.09.

5.     Кучеренко В. – Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Росс.газета1994.01.07.

6.     Ларин С. – Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993.06.03.

7.     Луговская А.-Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994.

21.06.

      8.Малютин М., Нещадин А.-Лоббизм всего лишь средство обогощения//Известия1994.

            16.11.

      9.Политология для юристов:Курс лекций/под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько/ М.:

            «Юристъ», 1999.

     10.Смирнов В.В., Зотов С.В.-Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые

              проблемы// Государство и право. 1996.№1.

     11.Современные Соединённые Штаты Аметики:Энциклопедический справочник.

              М.,1988.

     12.Стуруа М.- «Русскому лобби» в США ещё предстоит родиться.//Известия1992.28.11.

     13.Словарь иностранных слов. М.,1988.     












                                                                                                     


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты