рованию новых организованных, в том числе корпоративных, интересов
к нарастающей практике лоббизма, в первую очередь со стороны предприни-
мательских структур и различных общественных объединений.
Следует отметить, что это явление было характерно и для советского
общества, правда существовало в специфической форме. При слабых демо-
кратических традициях и нормах этот важный социальный институт был
деформирован, проявлялся в формах, присущих авторитарному обществу.
Жёстскость и однолинейность командно-административных структур прак-
тически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его
чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией,
*См.: Малютин М., Нещадин А. Лоббизм-всего лишь средство обогощения//Известия 1994.16.11.
«телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи
(но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые
политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению
цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».
И сегодня в России многое в этой области по-прежнему вызывает недоумённые вопросы. Так, за первые восемь месяцев 1992 года централь-
ные органы власти России приняли более 60 постановлений и распоряжений,
предусматривающих разного рода привилегии и исключения для некоторых
предприятий или регионов. В результате российская казна недополучила
несколько сотен миллиардов рублей. Какими принципами при этом руковод-
ствовались власти? Насколько их указания на сей счёт были согласованы
друг с другом, а главное- с возможностями государственного бюджета России? Наконец, насколько они целесообразны, кому выгодны и что полу-
чил в замен налогоплательщик(бюджет-то формируется за его счёт в основном)?* На все поставленные вопросы ответить нелегко.
В целях обсуждения отечественного и зарубежного опыта в сфере лоббиро-
вания в середине мая 1993года в Москве состоялась Международная конфе-
ренция «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». Среди
участников конференции был проведён опрос. Большинство из них (62%)
считают, что на сегодняшний день в России уже сложились условия для
развития лоббизма.**Для того чтобы данный «процесс пошёл» ещё актив-
нее, необходимо знать и умело применять наиболее употребляемые в миро-
вой практике средства и методы, с помощью которых достигаются цели
лоббизма.
В российском обществе уже оформились различные виды лоббизма.
Особенно можно выделить законодательное и исполнительное лоббирование.
Так, перед выборами в Федеральное Собрание Российской Федерации в
декабре 1995 года предприниматели ставили своей целью формирование
политического лобби, которое, придя к власти, в законодательных структу-
рах защищало бы свободу частной собственности и торговли. В связи с тем,
что здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти
органы являются основной мишенью для лоббистов.
Что касается лоббизма в исполнительных структурах, то, по мнению боль-
шинства опрошенных участников названной выше конференции (65%),
именно в органах исполнительной власти Российской Федерации сегодня
чаще всего осуществляется лоббирование. Это связано с тем, что кардиналь-
ные вопросы в нашей стране законодательной властью пока ещё решаются
редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановле-
ния Правительства, которые играют доминирующую роль в системе право-
вого регулирования и имеют прямое действие. Особо здесь выделяется лоб-
бирование в Администрации Президента.
Социальная практика в России наиболее ярко демонстрирует негативную
сторону лоббизма.
*См.: Вяткин К. Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?//Российская газета 1993.14января.
**См.: Гульченко И. Эксперты- о лоббизме в России//Российская газета1993.27мая.
«Сегодня лоббизм,- пишет А. Луговская,- пронизывает все структуры
власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий,
он стал в России реальной властью»*.
Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирова-ния своих проектов в органах власти, доводя их до изощрённых преступле-
ний и прямого подкупа. Если раньше в условиях административно-команд-
ной системы управления непререкаемое «первое место» в ограниченном лоббистском соревновании занимали отраслевые лобби, то теперь всё больше и больше торгово-финансовый капитал нередко в тесном союзе с
мафией. «Самые сильные лоббисты, способные влиять на правительство,
президентские структуры и парламент,- отмечается в прессе,-это торгово-
финансовый капитал. Сфера его интересов ясна: максимальная либерализа-
ция внешнеэкономической деятельности, слом протекционистских барьеров
для ввоза в Россию импортных товаров, приватизация валютоёмкой промышленности(нефтяной и вообще сырьевой), введение частной собствен-
ности на землю».**
Условия разгосударствления, приватизации, передела собственности резко
активизировали «негативную» и преступную лоббистскую деятельность,
придали «второе, а зачастую третье дыхание» всем тем, кто хочет, пользуясь
властью и криминальными возможностями, отрезать от некогда общего
«государственного пирога» кусочек потолше и послаще. Как сказал по этому
поводу один высокопоставленный американский дипломат в Москве:
«Россия, несмотря на все передряги, остаётся супердержавой хотя бы потому,
что здесь прцветает суперлоббизм… Где ещё можно так спокойно, не опаса-
ясь ни морального осуждения общественности, ни сурового решения суда,
делить колоссальные куски госсобственности в своих интересах?»***
Ущерб от такого лоббизма(верно названного «диким»), у которого нет
очерченных законом рамок, определить невозможно. И когда чиновник
одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской груп-
пировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббиз-
мом и коррупцией весьма сложно.
В связи с тем что лоббизм создаёт широкий «веер» возможных послед-
ствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении.
Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании
механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитив-
ные, в использовании эффективных инструментов минимизации вредных
результатов от лоббизма и в наращивании позитивных, в утверждении
цивилизованных его начал.
Вероятно, лучше создавать легальные формы для лоббирования с тем,
чтобы их можно было хоть как-то контролировать. Вместе с тем надо отда-
вать себе отчёт в том, что абсолютного контроля над данным явлением
установить невозможно. Он многогранен, воплощается зачастую в уникаль-
ных формах.
*См.:Луговская А. Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994 21.06.
**См.:Кучеренко В. Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Российская газета1994.01.07.
***См.:Гололобов Н. Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные руки//
Независимая газета 1994. 27.09.
В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства,
существующих институтов и норм, пытаются найти свои пути в разрешении
проблемы упорядочения лоббистской деятельности.
Однако зарубежная практика наглядно свидетельствует, что существую-
щие способы оформления деятельности лоббистских групп пока ещё не поз-
воляют решить вопрос о том, как эффективно контролировать их, не нала-
гая в то же время излишних ограничений на общество, нуждающееся и
активно стремящееся к свободному развитию своего потенциала. По всей
видимости, России и здесь придётся пойти не всегда изведанными путями,
опираться на свой исторический опыт, культуру и жизненный уклад, на свои
национальные традиции.
Вместе с тем важно учитывать и имеющийся мировой опыт. В государст-
вено- правовом механизме Российской Федерации должна быть создана
действенная система защиты коренных интересов населения, особенно его
социально уязвимых слоёв. Это требует, с одной стороны, формирования в парламентской практике полноценного института лоббизма, позволяющего
обеспечить в принимаемых законах своеобразное равновесие сил, баланс
противоположных интересов в быстро развивающемся российском обществе
т.е. отображения в нормах закона компромиссного решения. С другой сторо-
ны, целесообразно учредить при парламенте специальную службу(сходную с
Исследовательской службой Конгресса США), которая в противоположность
лоббистскому подходу представляла бы законодателю свободный от каких-
либо оценок материал, необходимый для адекватного отображения в законе
разнообразных социальных интересов. Думается, что в любом случае специ-
альный закон о лоббизме нам тоже не помешает. Именно в нём можно будет
установить разнообразные юридические средства, упорядочивающие лоб-
бистские процессы. Торгово-промышленная палата России в июле 1994 года
провела «круглый стол», на котором обсуждался проект закона «О регулиро-
вании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной
власти». В феврале 1995 года Фонд развития парламентаризма России орга-
низовал и провёл «круглый стол», посвящённый проблеме институционали-
зации лоббизма. В частности, обсуждался законопроект о регулировании
лоббистской деятельности в России. Однако дальше разговоров и дискуссий
дело не пошло. И лоббистская деятельность в России остаётся пока не урегу-
лированной.
Полагаю, что российская действительность ещё долгое время вряд ли
позволит отечественному лоббизму стать одним из эффективных инструмен-
тов формирования демократической политики. Высокая степень коррумпи-
рованности, бюрократизм существенно влияют на методы лоббистской
деятельности. Кроме того, общественное сознание в России, имея глубокие
корни в общинной и социалистической психологии, с трудом пока восприни-
мает лоббизм, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с
аморально-криминальным оттенком. Сейчас в основном в лоббизме видят
лишь одну сторону- негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой»
смысл. Однако, если мы решили формировать гражданское общество, то от
лоббизма не уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии.
Заключение.
Рассмотрев лоббизм как неоднозначный политико-правовой
феномен, можно сделать ряд принципиальных выводов.
Во-первых, сущность лоббизма заключается в оказании давления со сторо-
ны групп интересов на законодателей и других чиновников с целью приня-
тия выгодных для этих групп решений. Круг объектов лоббизма зависит от
сложившихся в стране норм и политической практики. В авторитарных
государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные
функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактичес-
кими законотворцами, т.е. чаще всего с правительством. И наоборот, там, где исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законо-
творчества, лоббирование осуществляется в большинстве своём на парла-
ментском уровне.
Во-вторых, лоббизм оказывает противоречивое воздействие на общество и
государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за
счёт постоянного взаимодействия государства и гражданского общества и
соответственно согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего
узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.
В какой-то степени, негативные последствия лоббизма можно уменьшить
путём правовой регламентации этой деятельности.
Наконец, в-третьих, лоббизм в России по ряду объективных и субъектив-
ных причин, к сожалению, показал себя с негативной стороны. Однако оче-
видно, что без учёта этого феномена построить демократическое государство
и гражданское общество в России будет невозможно.
Список использованной литературы.
1. Бетец М.В. – Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998.№1.
2. Вяткин К. – Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?// Российская газета 1993.14.01.
3. Гульченко И. – Эксперты-о лоббизме в России// Российская газета 1993.27.05.
4. Гололобов Н. – Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные
руки// Независимая газета 1994.27.09.
5. Кучеренко В. – Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Росс.газета1994.01.07.
6. Ларин С. – Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993.06.03.
7. Луговская А.-Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994.
21.06.
8.Малютин М., Нещадин А.-Лоббизм всего лишь средство обогощения//Известия1994.
16.11.
9.Политология для юристов:Курс лекций/под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько/ М.:
«Юристъ», 1999.
10.Смирнов В.В., Зотов С.В.-Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые
проблемы// Государство и право. 1996.№1.
11.Современные Соединённые Штаты Аметики:Энциклопедический справочник.
М.,1988.
12.Стуруа М.- «Русскому лобби» в США ещё предстоит родиться.//Известия1992.28.11.
13.Словарь иностранных слов. М.,1988.