Лоббизм

«решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и

судебное лоббирование.

    Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации,

которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в

сфере политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же

лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, неко-

торые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком

управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может под-

разделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через

нормативные акты)*, правоприменительное(лоббизм через акты примене-

ния права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования

прва). В зависимости от характера интереса, который «продавливается»,

можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое,

правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает

«одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на

федеральное(осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное(осуществляется в республиканских, крае-

вых, областных органах).

    В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.

    Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв(профсоюзы, антивоенные и

экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например в

США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их пра-

ва, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие

компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интере-

сы.

        Ведомственное лоббирование- это лоббизм минестерств, ведомств, госу-

дарственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интере-

сов.

    Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны предста-

вителей респупблик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих»

определённые льготы и преимущества длярегионов.

     Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления»

либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью

добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структу-

рах американского общества занимают лобби- еврейское, польское, арабское

и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы на-

циональных общин и стран, выходцами из которых являются.  

                                                                                                                                                                                   *См.: Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998г. №1с.46.

       


  Наиболее действенные рычаги при этом-деньги, пресса, голоса избирателей,

переплавляемые во влияние. Выходцы из России- эмигранты и их потомки-

составляют по численности одно из наиболее заметных национальных мень-

шинств в США. Однако русского лобби как такового в США не было и нет*.

Что же касается самой России, то в ней, лоббирование иностранных интере-

сов на сегодняшний день ведётся более активно, чем своих собственных.


































                            2. Общественное значение лоббизма.

     

    Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества.

При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные,

так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и

«минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится следующее. Во-первых,

влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме»

органы государственной власти и управления, в определённом смысле кон-

курирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость.

В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать

то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели

официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определённых заинтере-

сованных групп, что, бесспорно, только усиливает позиции законодательной

власти.

Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданско-

го общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому- либо законопроекту, оказывается влияние на поли-

тику. Лоббизм в этой ситуации-своего рода соперник бюрократии. Учитывая

также, что государство в условиях становления рыночных отношений всё

больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интере-

сов различных социальных групп и слоёв, этот вакуум должен быть запол-

нен соответствующими структурами гражданского общества.

   В-третьих, лоббизм создаёт возможности для обеспечения интересов мень-

шиства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления поли-

тического плюрализма.

   В-четвёртых, лоббизм воплощает свой принцип свободы социальных него-

сударственных структур-ассоциаций, общественных организаций, слоёв и т.

п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы,

обладая определённым выбором путей и средств подобного решения.

   В-пятых, это средство применяется как своеобразное социально-политичес-

кое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех

или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям. При

таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо про-

цессов и явлений в сфере политики.

   В-шестых, он позволяет расширять информационную и организационную

базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на

*См.: Стуруа М. «Русскому лобби в США ещё предстоит родиться\\Известия 1992г.28 ноября


 определённые «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы

государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу,

который выносится на парламентское слушание, информируют законодате-

лей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне( и на

других уровнях). Поэтому они больше походят на торговцев информацией.

Через лоббирование придаётся интересам различных групп и слоёв острая

Злободневность, актуальность, социальная значимость,убеждаются власт-

ные структуры в приоритетном, оперативном и более полном их удовлет-

ворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма

подготовки и принятия соответствующих актов.

    В-седбмых, лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодейст-

вия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не

противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер.

Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов

-на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в

рамки нормальной политической жизни.

   В-восьмых, лоббизм можно оценивать и как более широкое средство дости-

жения  компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения

между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские гру-

ппы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих

«хозяев»(государственных, классовых, частных и т.п.), как это ни странно на

первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных

сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при при-

нятии управленческих решений, ведь в конце концов стержень лоббизма –

взаимовыгодное сотрудничество.

             Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы. Во-первых, он может

стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, т.е. реализовываться подаче как «непат-риотическое» средство.

   Во-вторых, лоббизм выступает иногда проводником неправового  воздейст-

вия(давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о его

видах(взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент

власти.

   В-третьих, лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомст-

венности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы

удовлетворения «специальных интересов».

   В-четвёртых, лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» наро-

довластных устоев общества, превращения демократических институтов

в мощьный инструмент отдельных властных групп.

   В-пятых, лоббистские мероприятия выступают в определённых условиях и

в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает соци-

альная практика некоторых западных государств, результативность лоббиз-

ма большого бизнеса несравненно выше(главным образом в виду финансово-

материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту напряжён-

ности.

   В-шестых, лоббизм зачастую блокирует действительно нужные упрален-

ческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных

интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих.

   В-седьмых, это средство иногда существенно мешает стабильной и

оперативной государственной политике, ибо может быть направлено, напри-

мер, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном

ослаблении другой и т.п.

   В-восьмых, лоббизм может использоваться и в наиболее «прозаичных»

целях – как инструмент обогощения отдельных слоёв, элит.

   « Лоббизм как таковой – это существование мощных групп людей у власти,

предпринимающих все возможные меры для перераспределения материаль-

ных ресурсов и благ в свою пользу»*.

        Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употребле-

но либо на благо всего общества(в конечном счёте, разумеется), либо в узко-

партийных, узкогрупповых и других «узких» интересах. Всё зависит от

социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоя-

тельств, которые могут наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.

     Для того, чтобы он приносил пользу в большей степени всему обществу,

необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических

институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода

средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.

Только при наличии данного набора факторов увеличиваются шансы на

использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать»

в общесоциальных(общечеловеческих) режимах.

   В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, пере-

ходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа

стремяться «урвать» именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных

границ и приобретает больше минусов, чем плюсов.























                 3. Особенности лоббизма в российском обществе.


      Глубокие изменения в российском обществе привели к бурному форми-

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты