«решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и
судебное лоббирование.
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации,
которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в
сфере политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же
лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, неко-
торые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком
управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может под-
разделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через
нормативные акты)*, правоприменительное(лоббизм через акты примене-
ния права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования
прва). В зависимости от характера интереса, который «продавливается»,
можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое,
правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает
«одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на
федеральное(осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное(осуществляется в республиканских, крае-
вых, областных органах).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.
Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв(профсоюзы, антивоенные и
экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например в
США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их пра-
ва, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие
компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интере-
сы.
Ведомственное лоббирование- это лоббизм минестерств, ведомств, госу-
дарственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интере-
сов.
Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны предста-
вителей респупблик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих»
определённые льготы и преимущества длярегионов.
Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления»
либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью
добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структу-
рах американского общества занимают лобби- еврейское, польское, арабское
и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы на-
циональных общин и стран, выходцами из которых являются.
*См.: Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998г. №1с.46.
Наиболее действенные рычаги при этом-деньги, пресса, голоса избирателей,
переплавляемые во влияние. Выходцы из России- эмигранты и их потомки-
составляют по численности одно из наиболее заметных национальных мень-
шинств в США. Однако русского лобби как такового в США не было и нет*.
Что же касается самой России, то в ней, лоббирование иностранных интере-
сов на сегодняшний день ведётся более активно, чем своих собственных.
2. Общественное значение лоббизма.
Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества.
При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные,
так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и
«минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится следующее. Во-первых,
влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме»
органы государственной власти и управления, в определённом смысле кон-
курирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость.
В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать
то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели
официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определённых заинтере-
сованных групп, что, бесспорно, только усиливает позиции законодательной
власти.
Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданско-
го общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому- либо законопроекту, оказывается влияние на поли-
тику. Лоббизм в этой ситуации-своего рода соперник бюрократии. Учитывая
также, что государство в условиях становления рыночных отношений всё
больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интере-
сов различных социальных групп и слоёв, этот вакуум должен быть запол-
нен соответствующими структурами гражданского общества.
В-третьих, лоббизм создаёт возможности для обеспечения интересов мень-
шиства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления поли-
тического плюрализма.
В-четвёртых, лоббизм воплощает свой принцип свободы социальных него-
сударственных структур-ассоциаций, общественных организаций, слоёв и т.
п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы,
обладая определённым выбором путей и средств подобного решения.
В-пятых, это средство применяется как своеобразное социально-политичес-
кое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех
или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям. При
таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо про-
цессов и явлений в сфере политики.
В-шестых, он позволяет расширять информационную и организационную
базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на
*См.: Стуруа М. «Русскому лобби в США ещё предстоит родиться\\Известия 1992г.28 ноября
определённые «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы
государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу,
который выносится на парламентское слушание, информируют законодате-
лей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне( и на
других уровнях). Поэтому они больше походят на торговцев информацией.
Через лоббирование придаётся интересам различных групп и слоёв острая
Злободневность, актуальность, социальная значимость,убеждаются власт-
ные структуры в приоритетном, оперативном и более полном их удовлет-
ворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма
подготовки и принятия соответствующих актов.
В-седбмых, лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодейст-
вия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не
противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер.
Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов
-на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в
рамки нормальной политической жизни.
В-восьмых, лоббизм можно оценивать и как более широкое средство дости-
жения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения
между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские гру-
ппы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих
«хозяев»(государственных, классовых, частных и т.п.), как это ни странно на
первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных
сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при при-
нятии управленческих решений, ведь в конце концов стержень лоббизма –
взаимовыгодное сотрудничество.
Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы. Во-первых, он может
стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, т.е. реализовываться подаче как «непат-риотическое» средство.
Во-вторых, лоббизм выступает иногда проводником неправового воздейст-
вия(давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о его
видах(взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент
власти.
В-третьих, лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомст-
венности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы
удовлетворения «специальных интересов».
В-четвёртых, лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» наро-
довластных устоев общества, превращения демократических институтов
в мощьный инструмент отдельных властных групп.
В-пятых, лоббистские мероприятия выступают в определённых условиях и
в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает соци-
альная практика некоторых западных государств, результативность лоббиз-
ма большого бизнеса несравненно выше(главным образом в виду финансово-
материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту напряжён-
ности.
В-шестых, лоббизм зачастую блокирует действительно нужные упрален-
ческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных
интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих.
В-седьмых, это средство иногда существенно мешает стабильной и
оперативной государственной политике, ибо может быть направлено, напри-
мер, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном
ослаблении другой и т.п.
В-восьмых, лоббизм может использоваться и в наиболее «прозаичных»
целях – как инструмент обогощения отдельных слоёв, элит.
« Лоббизм как таковой – это существование мощных групп людей у власти,
предпринимающих все возможные меры для перераспределения материаль-
ных ресурсов и благ в свою пользу»*.
Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употребле-
но либо на благо всего общества(в конечном счёте, разумеется), либо в узко-
партийных, узкогрупповых и других «узких» интересах. Всё зависит от
социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоя-
тельств, которые могут наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.
Для того, чтобы он приносил пользу в большей степени всему обществу,
необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических
институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода
средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.
Только при наличии данного набора факторов увеличиваются шансы на
использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать»
в общесоциальных(общечеловеческих) режимах.
В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, пере-
ходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа
стремяться «урвать» именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных
границ и приобретает больше минусов, чем плюсов.
3. Особенности лоббизма в российском обществе.
Глубокие изменения в российском обществе привели к бурному форми-