Масонство: история и роль в современной политической жизни

Истоки масонства относят, чуть ли не к "началу времен", называя первым масоном иногда самого Бога – творца или при более "скромных" устремлениях – Адама, первого человека. Корни масонства уходят в глубокую древность, и видны определенные аналогии между масонством и другими известными в истории с древнейших времен тайными обществами религиозно-мистического и религиозно-политического характера.

Согласно Британской энциклопедии слово масонство произошло от английского free masonry и французского Franc magon – вольный каменщик, что означало "учение и практика секретного братского ордена, крупнейшей всемирной организации". Его можно трактовать и как морально – этническое движение с целью "просвещающего" влияния на властные структуры и проникновением в них. Масоны равнодушно относятся к религиозной принадлежности своих членов, хотя всегда вызывали и вызывают вражду со стороны церквей различных вероисповеданий. Они считают приемлемыми любые политические структуры, - если в них признается важность нравственного воспитания людей.




ОБРЯДЫ.

Прямыми предшественниками масонов являлись средневековые каменщики, строители соборов в Западной Европе, от которых и произошло само название братства – "франкмасоны" или "вольные каменщики". Расцвет готической архитектуры высоко поднял авторитет строителей, особенно мастеров и архитекторов. В то время даже бога иногда изображали как Архитектора, прикладывающего к Земле циркуль строителя.

Именно в это время получила особое звучание легенда о Хираме – строителе храма библейского царя Соломона, которая легла в основу таинств масонства нового и новейшего времени вместе с обрядами средневековых строительных лож. В тексте Библии дважды упоминается о Хираме, руководителе строительных работ у царя Соломона. Хирам разделил своих подчиненных (в зависимости от профессиональных качеств и усердия) на три разряда, поставив мастеров над подмастерьями. Каждый разряд получил свой пароль, опознавательные знаки и ритуалы. Однажды подмастерья решили выведать пароль мастеров. Они подстерегли Хирама, когда он вошел в Храм, и закрыли три выхода. Под угрозой смерти подмастерья потребовали от своего наставника назвать им заветное слово, но тот предпочел умереть, но не выдать тайны. Труп Хирама подмастерья зарыли на холме. Через семь дней Соломон, встревоженный исчезновением  своего зодчего, приказал девяти мастерам отыскать его. После тяжелых поисков захоронение Хирама, над которым сиял свет, было найдено. Отметив это место веткой акации (она стала одним из символов масонства), мастера вернулись во дворец и  сообщили Соломону о горестной находке. Тот велел принести тело Хирама в Храм. Но труп истлел. Восклицание мастера, первым обнаружившего это, - "Труп истлел!" и стало тем паролем, который передавался в масонских ложах от мастера с мастеру. В другом отрывке Библии, где речь идет о Хираме, он называется "сыном вдовы". Отсюда его последователи, каковыми считали себя масоны, тоже стали называться "сыновьями вдовы".

Согласно этой легенды производятся обряды посвящения в масонских организациях, например: в степень Ученика и Мастера.

Посвящение в Ученики.

Вступление в масонское братство осуществляется по рекомендации уважаемых его членов, после прохождения новичком испытательного срока, который завершался многочасовым пребыванием в кабинете размышлений. Если братья признавали новичка достойным приступить к Духовной Работе, его принимали в ложу в качестве ученика, а иногда сразу в подмастерья.

Ритуал посвящения был достаточно сложным и соблюдался в мельчайших деталях, которые в различных ложах могли различаться. Однако основные элементы ритуала были весьма устойчивыми в течении столетий. Новичку обнажали до колена левую ногу и правое плечо, что символизировало полную открытость перед будущей жизнью и собратьями, завязывали глаза и кружным путем по переходам и лестницам проводили в помещение ложи. При этом он мог подвергаться легким ударам, испытанию огнем, прикосновению шпаг – так испытывали его стойкость и мужество.

В ложе с него резко снимали повязку и устремляли в лицо яркий свет. Посвящаемый оказывался перед возвышением, на котором стоял гроб. В этом гробу лежал "мертвец" – либо один из братьев игравший роль мертвеца либо скелет или кукла. В масонском ритуале символы смерти – череп, гроб с костями и другие – играли важнейшую роль. Несомненно, в этом был элемент игровой тайны, "нестрашного" ужаса, неизменно притягивающего человека.

Посвящение в степень Мастера.

В храме опускается траурная завеса, украшенная жемчужинами – символом слез. Солнце закрыто вуалью. В центре храма гроб Мастера и ветвь акации. Все готово к посвящению  Подмастерья в степень Мастера. Глубокая тишина предшествует началу ритуала. Посвящения в еще более высокие степени лишь подтвердят введение в степень Мастера, украсят какими-то новыми качествами, но уже ничего не смогут добавить к сути происходящего сейчас.



Брат – наставник случайно обнаружил, что вокруг храма, "погруженный в глубокую медитацию", скитается Подмастерье. Он взыскует Света, воздаяния за свой труд. Он ждет степени Мастера. Достопочтенный внимательно осматривает его руки и фартук. Они незапятнанны. Подмастерья должен перешагнуть через гроб Хирама и остановиться в ногах у покойного Мастера, глядя в противоположную сторону. Подобно тому, как происходило отождествление живого с божеством, так и сейчас – Подмастерье с этого момента Хирам. Гроб, в котором прежде было заключено тело Мастера, теперь пуст и готов принять Мастера. Посвящаемый переживает вместе с Хирамом всю его жизнь и страшную смерть. Теперь он Хирам. Все братья принимают участие в "пробуждении" мастера ото сна. Достопочтенный, вспомогаемый двумя Смотрителями, "поднимает" Хирама, накладывая "руку на руку, ступню на ступню, колено  к колену, грудь к груди". 

Хирам воскресает. Он воскресает к жизни в новом Мастере, который приносит присягу. Другие Мастера радостно приветствуют его. Достопочтенный Мастер возносит хвалы Великому Архитектору Вселенной за то, что "Мастер нашелся и лик его более светел, чем прежде". Смотрители обращаются к братьям соединиться, чтобы "отпраздновать возвращение света и истины".В некоторых частях земного шара до сих пор осуществляют театрализацию этой легенды.

Описание обряда того времени дает возможность почуствовать таинство и загадочность этого действия, которое притягивало людей ищущих., творческих, с богатой фантазией и умом.

Под влиянием этой легенды центральным символом масонства стал Храм, который является символом великой Работы, созидания божественного и человеческого. Воздвигаемый согласно предвечному плану Великого Архитектора Вселенной Храм  есть и символ Мирового порядка. А Мировой порядок находит отражение в братстве вольных каменщиков. Храм также символ высшей красоты и духовности. Каждый масон кропотливой Работой над собой должен воздвигнуть Духовный Храм в себе самом. Вступая в ложу, которая по ритуалу сама является проекцией Храма и модель вселенной, новичок под руководством Мастера начинает Работу над неотесанным камнем, который символизирует природное состояние человека. Посвящаемый приступает к строительству самого себя, ибо человек, и дух его, и тело его – тоже есть "Храм Господен".

"Каждое слово, каждый звук, каждый шаг, движение – это отражение … Храм по сути своей заполняет физическое и духовное зрение братьев" – такими словами один из масонов передал свое сугубо интимное переживание ритуальности и символики, связанных с масонским храмом.

Храм имеет прямоугольную форму. Потолок усыпан звездами, пол – с узором в виде шахматной доски. Одна из стен не достигает потолка. При входе в Храм, символически обращенный на Запад, возвышаются две колонны – B и  J. На Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе. Возле трона возложены сверкающий меч и другие символические предметы. Восточная стена украшена изображениями Солнца и Луны, Священной Дельты (равностороннего треугольника в лучах славы со всевидящим оком в центра), а также инициалами речения "Во славу Великого Архитектора Вселенной". На Западе и Юге расположены места 1-го и2-го Смотрителей, при которых установлены канделябры соответственно с одной и двумя свечами. В канделябре Мастера три свечи.

В центре Храма треугольный алтарь, на котором лежат Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: Свобода – Равенство – Братство. У подножия алтаря один неотесанный и один отесанный камень, рабочие инструменты каменщика.

В Храме находятся также статуи Минервы, Геракла и Венеры. Вдоль стен Красный шнур, завязанный в семь "узлов любви".

Масоны собираются в Храме  с тем, чтобы работать "без передышки" над собственным совершенствованием, о чем и напоминает им и каждому новоприбывшему Мастер. В масонском лексиконе совершенствование равнозначно этике строительства. Масон призван вечно строить.



После того как масоны вошли в Храм и руководители ложи заняли свои места, начинается Работа. Согласно ритуалу она символически начинается ровно в полдень, подчеркивая солярность события. В полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей интенсивностью. Это – магическое мгновение, благоденствующее трудам масонов, которые связывают все свои чаяния с понятием света. 

Средневековые строители были объединены в профессиональные товарищества – они, назывались ложами, - во главе каждой ложи стоял мастер. Члены ложи были связаны не только тайнами профессионального мастерства и узами взаимопомощи, но и определенными ритуалами, скрытыми от непосвященных взаимными обязательствами.

Ложа – сообщество избранных, объединенных узами духовного родства и определенной клятвой, ячейка масонского братства. Ложей же называется помещение, в котором проходят собрания вольных каменщиков. Потолок в нем должен быть голубым, символизируя небесный свод, который покрывают звезды. Стены задрапированы. Окна выходят на три стороны света – восток, запад и юг. В центре на возвышении – кресло главы ложи, Великого магистра (Мастера). На алтаре Библия и предметы символизируют масонскую Работу. На стенах и балдахинах – необходимые элементы убранства ложи – изображаются различные знаки, исполненные тайного смысла, - треугольник со Священным Словом, солнце (истина), луна (любовь), звезда (свет универсального разума) и многие другие.

            Масонская ложа – это своеобразный культурный центр, который не преследует цели затушевать социальную сторону бытия вулльгарно понятым "братанием" между представителями высших и низших слоев общества. За пределами ложи вольные каменщики разделены в силу их социальной принадллежности и политических взглядов.

            В ложу по закону не могли входить более 30-ти братьев. Когда это случалось, она выделяла из себя новую ложу. Первая ложа, таким образом, становилась "ложей-матерью", давшей рождение молодой ложе, а иногда и нескольким. Такой "ложей-матерью" стала "Астея, когда из нее выделился "Лотос". Русская "Астея" Послушания Великой Ложи была основана в 1908 г., и возобновленная в Париже в 1922 г. (официально в 1924 г.), она процветала  девять лет, когда решено было дать ей детище. "Лотос" выделился в 1932 (1933)г., в 1939 г. ему пришлось уйти в подполье, в 1946 г. он возник опять.

Рабочие инструменты строителя – мастерок, циркуль, молоток, угольник, а также передник и перчатки – занимают важное место в масонской символике и ритуалах. Движение масонов вверх по лестнице степеней просвещения, – а их всего 33 – отмечает каждый этап его движения к Истине в поисках великого смысла Утраченного слова, в котором сокрыта первая и последняя тайно бытия.

            Одним из основных символов масонства, освященных тысячелетней традицией, является треугольник, и не только треугольник с глазом посередине, но вообще треугольник, как фигура: слово “брат” на письме обозначается треугольником из трех точек .-. (во множественном числе - .'. .'.), и масонское приветствие от брата к брату (салют) также основано на треугольнике: правая рука поднимается к левому плечу и опускается, слегка коснувшись правого плеча. ^ Стены храма увешаны треугольниками. Прежде чем посвятить кандидата в 1°, Мастер задает ему вопросы о символах и их значениях, на которые он должен ответить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты