Сначала все эти явления почувствовались в двух столицах, затем - в провинциальных городах. Возрождение масонства в России было вызвано тремя важными событиями: поражением России в японской войне, революцией 1905 г. (и открытием русского парламента) и буйным ростом интеллигенции, вопреки всем запретам и препонам. Этот рост шел рука об руку не только с ростом буржуазии крупной, но и мелкой, которая, как и интеллигенция, “нажимала” на все стороны русской жизни: на запреты царя, помазанника Божия, на закрытие университетов, на торможение сессий Думы, на удушение мысли, на опоздание во всем, что касалось материального и умственного прогресса населения и равенства его перед законом. Здесь речь идет не о революционерах, бросавших бомбы в министров. но о тех, кто был решительно против революции и только хотел перемен. Желания их были очень скромны, и сейчас нам, их потомкам, они кажутся минимальными: допущение общественных деятелей, центристов Думы (их тогда называли “общественниками”) к управлению страной, земельная реформа, работа Думы в законом установленных рамках, рабочее законодательство, распространение грамотности. В огромном большинстве люди между 1906 и 1916 гг. вовсе не искали коренных перемен, они искали мирного обновления страны, а когда видели, что дела на верхах идут как раз в обратную сторону, они уезжали на время в свои поместья, отдохнуть и осмотреться, а некоторые - “к себе, в Париж”, или на Ривьеру, лечить нервы.
К началу 20 века французское масонство состояло из 4-х отдельных Послушаний. Это слово иногда в русских масонских документах переводится, как Устав, или не переводится вовсе.
Так называемое “правое” Послушание, Великая Ложа Франции (Grande Loge de France, GLDF), узаконенная в 1894 г., в сущности, не может быть названа по-русски “правой”, скорее - умеренной. Она отличалась от так называемого “левого” Великого Востока (Grande Orient de France. GODF) немногим: в ней состояли либералы, а не радикалы, степеней было 18, а не 33. И атеисты в ней считались нежелательными, в то время, как Великий Восток принимал всех: верующих, безразличных к религии, и атеистов. Между этими двумя Уставами возникали время от времени конфликты; поводом для одного из них в 1930-х гг. стал спор о Великом Архитекторе Вселенной (он же Великий Геометр). Откровенно антиклерикальный Великий Восток отказывался допустить в свой словарь этот термин, а Великая Ложа. созданная в традициях Шотландского Масонства, желала его сохранить. Страсти в конце концов утихли, каждый остался при своем, и братья обоих Уставов до начала Второй мировой войны не только бывали гостями друг у друга на “сессиях” (собраниях) и “агапах” (ужинах), но часто входили в оба Устава, как члены одной организации.
Так называемое “среднее” Послушание состояло из нескольких лож и ближе всего примыкало к Великому Востоку, оно было наиболее либерально и, в отличие от остальных лож, в ложу “Аврора” женщины не только допускались, но и играли в ней ведущую роль. Ложа "Les Droits de l'Homme" (“Права Человека”) была. главным образом, занята защитой гражданских прав, т. е. защитой французских граждан от самого государства. Ритуалы здесь были сокращены до минимума, и хотя клятва тайны строго соблюдалась, но на сессии допускались гости, мужчины и женщины, друзья “братьев” и “сестер”. “Аврора” была как бы ответвлением Великого Востока
Ложа “Права Человека” открылась в 1893 г. во Франции и Бельгии, и ее забота о равенстве всех перед законом была близка сердцу русских и французских либералов, особенно женщин - в эти годы во Франции женщинам запрещалось иметь собственные средства, открывать на свое имя коммерческие предприятия, а также иметь недвижимость или собственный текущий счет без разрешения отца или мужа и т.д. Но Великая Ложа с принципами “прав человека” не спорила, это видно из неопубликованного секретного отчета русской ложи “Лотос”, в котором говорится не только о дружеских отношениях между братьями всех трех Послушаний, но и о частом присутствии братьев Великого Востока в храме Великой Ложи, и наоборот, а также о том, что некоторые братья, принадлежавшие к Шотландскому Уставу (Великой Ложе), даже просили допустить их к “работам” (собраниям) Великого Востока.
Русское “двойное братство” не должно нам казаться чем-то особенным. Антиклерикализм в русских ложах не играл той воинственной роли, какую он играл в ложах французских. Атеисты, конечно, были, но вопрос о религии не разделял людей; было главное, что их связывало: свобода и братство; оба эти идеала они обретали в тайном обществе, и это объединяло их. В вопросе религии русские либералы 1906-1916 гг. были бы совершенно удовлетворены, если бы царь уволил из Синода митрополита, друга и собутыльника Распутина, и назначил на это высокое место достойного человека, да и в целом их вполне примирило бы с правительством допущение в Совет министров “общественников”, о которых было сказано выше.^ Среди этих “общественников” было пять-шесть масонов, а все остальные были с масонами в дружеских отношениях. Необходимо помнить, что в эти годы об отделении церкви от государства в России мечтали только радикалы, либералы считали этот вопрос несвоевременным. А масонами в эти годы были, главным образом, либералы, т. е. Огромная средняя часть Думского сектора, в 1915 г. получившая название "прогрессивного блока" – от левых октябристов до правых социалистов.
В 1915-1916 гг. открылось несколько новых лож, в том числе и “Думская ложа”. В ней очень скоро оказалось около 40 человек. Она сразу же начала проявлять большую активность
. В это же время “Верховный Совет Народов России” поручил всем Досточтимым Мастерам русских лож на территории Российской Империи составить список будущего правительства, когда произойдут наконец желанные всем перемены.
На это было отвечено Досточтимыми Мастерами, что эти списки уже давно составлены.
Итак - кадры были готовы. В обеих столицах думцы, профессора, дипломаты, 'стены Военно-промышленного комитета, члены Земского и Городского союза, адвокаты, военные, земцы, “общественники” созывали друг друга: их день наставал.
В основном, списки тех, кто вот-вот должен был встать у кормила власти, были известны всем посвященным и полупосвященным, они ходили по рукам. Посвященных были сотни, настоящего числа их никто не знал, и вокруг них были полупосвященные, те. которые пе давали таинственной клятвы. но молча поддерживали первых - старые товарищи по студенческим временам, родственники и свойственники, полные общих семейных преданий, соседи по родовым именьям, однокашники по корпусу, но училищу правоведения, по лицею. Сочувствовавшие и молчавшие, и стоявшие где-то совсем близко, чтобы в нужную минуту ответить на перекличке.
Возможно, что кто-нибудь из этого “второго слоя”, в эти последние месяцы перед Февралем, был уже кандидатом в ложи, об этом в архивах следов нет. несколько слов об этих людях, не посвященных в тайны, но знавших о тайнах, молчавших о них. создававших некую невидимую. но ощутимую защиту доверия и дружбы.
Эти люди были “правее центра”, какая-то сила удерживала их от вхождения в тайное общество.
Гейден, П.А.. граф (1840-1907). Предводительдворянства Опочецкого уезда. Председатель Вольно-Экономического Общества (закрытого царем).
Дмитрюков, И. И. (1872-19?). Член Гос. Думы, октябрист,
Игнатьев, П.Н., граф (1870-1926). Царский министр народного просвещения (январь 1915 -декабрь 1916).
Крупенский, П.Н. (1863-192?). Член II, III и IV Думы. Председатель “центра” IV Думы.
Покровский, Н.Н. Царский министр иностранных дел.
Саблин. Е.В. Советник русского посольства в Лондоне до 1918 г., затем - полномочный представитель России в Англии.
Таков далеко не полный список “арьергарда” русского масонства в последние годы царского режима. Места и группы, где эти “друзья” всегда могли найти единомышленников, были следующие:
Французское посольство в Петербурге (Французская наб. дом 10),
Государственная Дума, Государственный Совет, Прогрессивный блок, Союз Освобождения (сущ. до 1905 г.), Партии кадетов, октябристов, трудовиков (нар. социалисты), Рабочая группа при Военно-промышленном Комитете, Военно-промышленный комитет, Генералитет (после 1915 г. и смещения вел. кн. Николая Николаевича),
Московская городская Дума, Торгово-промышленный союз, Либеральное Тверское земство, Адвокатура, Профессура Московского и Петербургского университетов.
С таким защищенным тылом, нечего было опасаться чиновным и нечиновным “общественникам”, “братьям” и тайным заговорщикам.
1917 год оказался для русских масонов апогеем их деятельности, но общество оставалось сугубо тайным, может быть, еще даже более засекреченным, чем до революции: в первый состав Временного правительства^ (март - апрель) входили десять “братьев” и один “профан”, который многое понимал и о многом догадывался, но был занят самим собой, своей политической биографией и той “политической фигурой”, которую он “проецировал” в умах союзников. Это был, конечно, Павел Николаевич Милюков.
Иерархия чинов и степеней соблюдалась очень строго. Ложа - первичная ячейка - представляла собой две “лестницы восхождения”: одна система повышений относилась к обязанностям братьев - Председатель, Секретарь, Казначей, Привратник и т. д. Другая была собственно масонской: Ученик, Подмастерье, Мастер, Тайный Мастер и т. д.- до Досточтимого и Премудрого. Эта масонская иерархия в Великом Востоке имела 33 степени, в Великой Ложе - 18.
Масонские степени давались за рвение в масонской деятельности, за благотворительность по отношению к масонам, за число и качество докладов, прочитанных на сессиях и во время агап, за аккуратность в уплате взносов, за частоту посещений, за внемасонскую деятельность на благо масонства, Меньшую роль играли доклады: не все умели писать их, не все знали, о чем писать. Мы видим по протоколам, что больше половины братьев сделали за 10 лет по одному докладу, но тем не менее были повышены в чине.
Банкеты, своего рода события, происходили по ритуалу один раз в два месяца (агапы происходили раз в неделю, в Великой Ложе по вторникам, в Великом Востоке по четвергам). Банкет также бывал в лень св. Иоанна-Крестителя. 6 июля. Тоща собирались все вместе, кроме “крайне правых” и “крайне левых”, которые старались не смешиваться с инакомыслящими, и это был настоящий праздник для тех, которые жаждали сближения.
К началу 80-х гг. Британская энциклопедия отмечала, что из шести миллионов масонов четыре проживали в США и один миллион в Великобритании. Согласно Всемирной энциклопедии за 1986 г., в США насчитывалось 3,25 миллиона масонов, а в остальном мире – полтора миллиона.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Некоторую иллюзию могущества масонов составляет то обстоятельство, что появилось много разных организаций, которые не имея ничего общего с масонами, тем не менее, проповедуют в искаженном виде некоторые из тех идей, которые составляли сущность учения масонов, ибо эти идеи, имея своим источником божественную мудрость, всегда жили и будут жить среди человечества. Точно также есть незначительные и ничтожные организации, которые для придания себе значительности переняли некоторые масонские ритуалы и обряды, которые совершают без всякого смысла и понимания их внутреннего значения, между тем человека неопытного это наводит на мысль, что он имеет дело с организацией масонов.
В действительности же не масоны и не евреи направляют ход событий на земле, но космический закон причин и следствий, направляемый Великими Силами Света. События на земле есть следствие, а причиной является сам человек, его желания, мысли и устремления. Если бы люди не стремились к соперничеству, к захватам и завоеваниям, то никогда бы не было следствий - войн и революций с их бедствиями, что одновременное существование как светлых, так и темных организаций есть неизбежное следствие течения эволюции жизни. Этим достигается отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых. И в то время как зрелые плоды человеческой эволюции высшим сознанием чуют Свет и устремляются к источнику Света, незрелые не видят этого Света.
Как любое явление масонство имело свои расцвет и упадок на определенных стадиях развития, для меня основная философия масонства близка как человеку, но эту философию некоторые политики использовали для завоевания господства над умами людей и использовали после этого свою власть в недостойных человеку целях, что привело к недопониманию и отрицательному отношению к понятию масонства. Как явление оно и в будущем требует более полного исследования его, в истории человечества, и в последствии займет достойное для него место.
,
ЛИТЕРАТУРА
Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. – Харьков: Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 400 с.
Брачев. Тайные масонские общества в СССР // Молодая гвардия. – 1994. - № 3.
Клизовский А.И. Правда о масонстве: М., 1934.
Ланин Н. Тайные пружины истории: Масонство в его прошлом и настоящем //Молодая гвардия. – 1991. - № 7.
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем: М., 1990.
Мастров В. Мы – масоны //Молодая гвардия. – 1994. - № 12.
Политология. Энциклопедический словарь: М., 1993.
Платонов О. Масонский заговор в России (1731-1995г.г.) // Наш современник. – 1995. -№ 2.
Соловьев О.Ф. Масонство далекое и близкое // Новая и новейшая история. – 1992. - № 4.
Уколова. Под покровом масонской тайны // Наука и жизнь. – 1990. - №12
Фон Эрцен – Глерон В.Э. Тайные фигуры розенкрейцеров. – М.: "Ваклер", 1997. – 224 с, ил.