Межрегиональные ассоциации как фактор региональной политики РФ
p> Для того, чтобы рассмотреть поставленную перед автором задачу, необходимо понять, что такое региональная политика. С одной стороны, под этим термином можно понимать "систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации"[13]. Но в этом определении никак не отражается проблема обратной связи, т.е. действия субъектов федерации в этой сфере.
Поэтому региональную политику необходимо рассматривать именно как систему, совокупность мер со стороны органов власти различных уровней. Более того, в этом понятии должны учитываться и согласовываться интересы федерального, регионального и местного уровней[14].
Именно такое согласование, обеспечивающее функционирование экономики России как целостного организма и ее региональных составляющих как крупных сбалансированных территориальных хозяйственных комплексов составляет важнейшую задачу государственной политики РФ.

1.1. Цели и задачи государственной региональной политики.

Федеративные отношения в РФ регламентируются
Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом –
“Основными положениями региональной политики в
Российской Федерации”, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 03.06.96г. №803[15].
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской
Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления.

В сфере взаимоотношений между центром и регионами основными целями региональной политики в
Российской Федерации являются: обеспечение правовых, бюджетно-финансовых, социально- экономических и организационных основ федерализма в
Российской Федерации; создание единого экономического, финансового и правового пространства и обеспечение целостности российского государства; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое и геополитическое значение для российской государственности, и обеспечение государственной поддержки проблемных регионов и территорий с особыми природно-климатическими, географическими, экономико-финансовыми и национально- культурными условиями;

На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. В этих целях Указом Президента
Российской Федерации “О структуре федеральных органов исполнительной власти” от 22 сентября 1998 г. №
1142[16] и постановлением Правительства Российской
Федерации “Вопросы Министерства региональной политики” от 12 ноября 1998 г. № 1322[17] образовано
Министерство региональной политики Российской
Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов. Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано

При этом также координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578[18]. В Постановлении говорится, что “в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по укреплению экономических основ региональной политики, выработки единой стратегии в сфере государственного федеративного строительства”.[19]
Правительство РФ образовало Координационный совет, в который вошли представители Министерства финансов
России, Министерства экономики России, Министерства труда России, Министерства топлива и энергетики
России, Министерства по делам национальностей России и других федеральных министерств и ведомств. Возглавляет
Координационный Совет Министр региональной политики
Российской Федерации.

По сути, правовая база региональной политики в
РФ призвана обеспечивать реализацию двух важнейших задач:

- развитие федеративных отношений;

- обеспечение региональной экономической политики.

Несмотря на принятие пакета достаточно важных законов в этих сферах, ряд законопроектов, имеющих большое значение для дальнейшего развития отношений между вертикальными уровнями власти в РФ, находятся в стадиях рассмотрения или были отклонены органами государственной власти.

На три законопроекта Президентом РФ было наложено вето, поэтому они находятся на рассмотрении специальными комиссиями:

“Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации”;

“Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами”;

“Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации”.

Еще два законопроекта отклонены Советом
Федерации и переданы на рассмотрение согласительных комиссий:

“О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления”;

“О внесении дополнений в Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в Российской Федерации и в Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

Всего в первом чтении принято 13 законопроектов, а 12 законопроектов из представленных в 1998 году к началу 1999 года не были рассмотрены Государственной
Думой ФС РФ.

В целях решения этих проблем, а также в соответствии с целями региональной политики, одним из важнейших методов обеспечения решения данных проблем является государственное поощрение развития межрегиональных связей в различных формах.

Одной из форм проявления интереса субъектов федерации к укреплению политического, экономического, научно-технического и информационного пространства, к рассмотрению институализации межрегиональных связей в качестве этапа формирования единого политического и экономического пространства становятся добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия.

Ассоциации экономического взаимодействия как формы межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего
Советского Союза и возникшие при этом необходимость складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий, совместные программы и проекты обусловили образование межрегиональных ассоциаций. ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.

К настоящему времени созданы:
Ассоциация экономического взаимодействия территорий
Северо-Запада Российской Федерации (“Северо-Запад”);
Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
Центральной России (“Центральная Россия”);
Ассоциация экономического взаимодействия областей
Центрально-Черноземного региона Российской Федерации
(“Черноземье”);
Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации;
Ассоциация социально-экономического сотрудничества республики, краев, областей Северного Кавказа
(“Северный Кавказ”);
Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”);
Ассоциация экономического взаимодействия территорий
Сибири России (“Сибирское соглашение”)
Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и
Забайкалья .

Процесс их оформления прошел достаточно быстро.
Менее чем за год—к началу 1992 г.—региональные ассоциации объединяли уже все российские территории.
Пик формирования ассоциаций пришелся на лето—осень
1991 г.

До 1993 г. ассоциации регионов РФ существовали как общественные организации, созданные для выработки и реализации региональных программ комплексного социально-экономического развития регионов, не имевшие собственного юридического статуса. В качестве учредителей, как правило, выступали председатели
Советов народных депутатов, главы администраций областей и крупных городов. Их совместная деятельность контролировалась договором (соглашением) учредителей.
В Министерстве юстиции ассоциации были зарегистрированы в начале 1993 г.

1. История создания ассоциаций

Ослабление контроля Центра над периферией и изменение сложившегося положения дел в экономике первыми ощутили отдаленные и промышленно развитые районы России. Уже в сентябре 1990 г. в г. Челябинске руководителями областей и республик Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральского экономического региона на период перехода к рыночной экономике», где подтверждено намерение сохранить единое экономическое пространство. А в июне 1991 г. руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской,
Пермской, Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный договор о создании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель
Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин подписывает
Распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР»[20].
В сентябре 1991 г. на первом заседании ассоциации, проходившем в г.Екатеринбурге, к ней примкнули
Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.

Процесс формирования территориального союза регионов Сибири проходил подобным образом. Первые межрегиональные совещания проходят еще до выхода санкционирующего работу ассоциации Указа Б.Ельцина.
Подписание «Сибирского соглашения» вызвало некоторое замешательство в федеральных властных кругах. Это объясняется тем, что создание Сибирской республики в обстановке хаоса в федеративных отношениях между
Центром и регионами могло стать следующим шагом после создания ассоциации, а так как изначально «Сибирское соглашение» подписали руководители двух краев, трех республик и четырех областей, огромный географический размах территориального образования очевиден[21].

Межрегиональное объединение областей Центральной
России оформилось примерно в тоже время. Ассоциация
«Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года администрациями 11 областей экономического региона[22]. Основной задачей нового объединения была названа гармонизация интересов регионов без создания новых властных структур при попытке поиска нового режима распределения власти.

Затем последовало образование союза территорий, объединяющий непосредственно Северо-Запад и Север
России[23]. Ассоциация «Северо-Запад» создавалась при ведущей роли Санкт-Петербурга, во многом по инициативе мэра города А.Собчака. Во многом цели и задачи
Ассоциации предопределило геополитическое положение этого региона: важнейшие морские торговые порты
Российской Федерации находятся на территориях этих субъектов федерации. Но как только А.Собчак перестал проявлять интерес к работе Ассоциации, ее деятельность и активность пошла на спад, что говорит о том, что эти планы строились не только вокруг не столько экономических интересов, сколько политических амбиций региональных лидеров, в первую очередь — А.Собчака.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты