Федерального Собрания Российской Федерации или в
Правительстве Российской Федерации, относящихся к сфере ведения ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации; выступать в качестве исполнителя или координатора в реализации общефедеральных программ в соответствии с интересами и финансовыми, материально-техническими возможностями территорий и др.
Для осуществления взаимодействия с федеральными
органами законопроектом предусматривается создание при
Президенте Российской Федерации Совета в составе
Координаторов советов ассоциаций, представителей
Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства
Российской Федерации.
Одновременно с этим федеральные органы исполнительной власти обязаны: рассматривать проекты программ развития территорий, представляемые ассоциациями, предложения об источниках их финансирования и материально - технического обеспечения. рассматривать вопросы включения отдельных региональных программ в случае положительной их экспертной оценки в общефедеральные программы.
Таким образом, этот законопроект определяет основные пути взаимодействия ассоциаций и федеральных органов власти, что фактически делает этот документ одним из важнейших в поле нормативных актов, регулирующих региональную политику РФ. Т.Е., межрегиональные ассоциации фактически признаются механизмами реализации концепции взаимоотношений между центром и регионами.
Но при этом надо признать, что этот законопроект не затрагивает всех сфер деятельности МРА. Внедрение новых форм и методов работы ассоциаций требуют и от федеральных органов власти, и от МРА изменения взглядов на получение конечного результата. В первую очередь, необходимо видеть границы полномочий. Имеется в виду различие сфер влияния федеральных ведомств и местных органов из-за расплывчатости экономических границ. Требуется четкое деление России по экономическим зонам, Которые действительно могли бы обеспечить развитие субъектов федерации вместе и по отдельности.
Сотрудничество территориальных союзов с
федеральным правительством также должно обеспечиваться
в рамках Генерального соглашения между Правительством
РФ и руководством Ассоциаций экономического
взаимодействия, проект которого датируется 11 ноября
1998 г.
В данном документе стороны договариваются о том, что, в целях четкой координации взаимодействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в области создания "систем стабильного развития экономики, реформирования социальной сферы и создания социальных гарантий повышения жизненного уровня населения, а также реализации объективно назревшей необходимости усиления роли государства в становлении и регулировании рыночной экономики"[32], необходимо: осуществлять отработку технологии решения текущих проблем в рамках согласованной политики федерального центра и регионов, в основном через формирование и реализацию федеральных, межрегиональных и региональных программ; разрабатывать механизм реализации вопросов совместного ведения, а также проблем по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ассоциаций.
Но при этом необходимо учитывать, что данное
Соглашение также еще не является нормативным актом,
поэтому в реальности ассоциации и федеральное
Правительство сотрудничают на основе двухсторонних
договоренностей. В 1994г. в индивидуальном порядке
ассоциации заключили Соглашения о сотрудничестве с
Федеральным Собранием РФ, разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и ее субъектов.
Таким образом, несмотря на наличие в российском законодательстве ряда нормативных актов, регулирующих деятельность межрегиональных ассоциаций, этого недостаточно, чтобы унифицировать их деятельность. Не подлежит сомнению, что каждое межрегиональное объединение преследует собственные цели и имеет свои задачи. Поэтому отсутствие единых норм, на основе которых можно строить диалог между центром и субъектами федерации, ведет к разобщенности и нескоординированности деятельности, что проявляется в различии между подходами в реализации насущных проблем страны в целом.
2.3. Организационная структура ассоциаций
Высшим руководящим органом ассоциации являются
коллегиальные органы (Совет, Правление), возглавляемые
Председателем (Президентом). Исполнительными органами
являются дирекции ассоциаций, возглавляемые
генеральными директорами Ассоциаций[33].
Совет ассоциации (Правление)
Президент ассоциации
Дирекция Ассоциации
Генеральный директор
Координационные советы
(комиссии, комитеты, группы)
Высшие органы. Высшим руководящим органом
ассоциации является коллегиальный орган — совет
учредителей, состоящий из высших должностных лиц
регионов. Название высшего органа может быть разным: в
Ассоциации «Черноземье» — Правление, в Ассоциации
«Центральная Россия» — Собрание учредителей, в
остальных региональных альянсах — Совет ассоциации. В
состав высшего органа входят первые руководители
исполнительных и законодательных органов власти
субъектов Федерации. В Правление Ассоциации
«Черноземье», кроме глав исполнительной и
законодательной властей, входят полномочные
представители Президента РФ в регионах-членах
Ассоциации. Работа ассоциаций строится на проведении
заседаний высшего коллегиального органа, на которых
рассматриваются вопросы социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации – членов
ассоциаций и принимаются решения по тем или иным
проблемам регионов. Часто на подобных заседаниях
присутствуют (по приглашению) руководители (или
представители) федеральных министерств и ведомств[34].
Согласно уставным документам, к компетенции высшего органа ассоциаций относится:
— утверждение Устава Ассоциации и Положение о
Дирекции, а также внесение в них изменений и
дополнений;
— определение основных направлений деятельности
Ассоциации, утверждение региональных и межрегиональных
проектов (программ) развития;
— определение размеров вступительного и ежегодного взносов членов Ассоциации, а также целевых взносов для разработки и реализации региональных и межрегиональных программ развития;
— выборы и освобождение от обязанностей
Президента (Председателя Совета), членов Ревизионной
комиссии и назначение Дирекции (экономического
комитета) Ассоциации;
— определение общего порядка образования и
использования фондов Ассоциации, утверждение бюджета
Ассоциации;
— принятие решений о ликвидации и прекращении деятельности, о создании и ликвидации создаваемых ею органов.
Во всех ассоциациях незыблемым является принцип:
решение Совета (Правления, Собрания учредителей),
против которого проголосовал кто-либо из членов
Ассоциации, не распространяется на его территорию и
финансы. Это обстоятельство подчеркивает
второстепенность решений ассоциаций по сравнению с
решениями самих ее членов. Более того, это положение
ясно подчеркивает то, что ассоциации нельзя
рассматривать как принудительный механизм. Объединения
действуют для тех, кто нуждается в координации своих
действий с соседями и заинтересован в привлечении их
к решению ряда проблем.
В период между заседаниями Совета (Правления,
Собрания учредителей) деятельность ассоциации
организует и контролирует ее Президент (в МРА
«Сибирское соглашение» — Председатель Совета).
Исключением является Ассоциация «Северный Кавказ», в
которой эта должность отсутствует. Согласно уставным
документам ассоциаций, роль Президента (Председателя
Совета) достаточно административная. Президент
ассоциации:
— представляет ассоциацию во всех учреждениях внутри страны и за рубежом;
— организует подготовку и проведение заседаний правления, назначает дату их проведения, председательствует на заседаниях Совета (Правления);
— в соответствии с решением Совета организует текущую деятельность ассоциации;
— в пределах утвержденной Советом сметы расходов утверждает структуру генерального исполнительного органа и его штаты;
— осуществляет текущий контроль за деятельностью исполнительных органов ассоциации.
Президент ассоциации, согласно учредительным документам, избирается Советом из числа полномочных представителей членов ассоциации (глав администраций регионов) квалифицированным большинством голосов на срок 2 года. По решению Совета Президент ассоциации может быть переизбран в таком же порядке еще на один двухлетний срок. Хотя в реальности президентство, например, Е.Строева и Э.Росселя соответственно в ассоциациях «Черноземье» и «Большой Урал» превратилось в «безвременное правление».
Исполнительные органы. Второй уровень
структурной организации образуют непосредственно
исполнительные органы территориальных союзов. Главным
исполнительным органом является Исполнительная
дирекция во главе с генеральным директором. В
Ассоциации экономического взаимодействия областей и
республик Уральского региона — это Экономический
комитет по Программам развития Уральского региона.
Исполнительные дирекции имеют следующие функции:
— проводит в жизнь решения Совета ассоциации;
— решает вопросы текущей деятельности ассоциации;
— готовит в предварительном порядке вопросы, которые подлежат рассмотрению на Совете;
— решает вопросы заключения договоров
(соглашений, контрактов), учета, отчетности.
Генеральный директор наделен следующими полномочиями:
— осуществление руководства деятельностью
Исполнительной дирекции;
— юридическое представительство ассоциации;
— персональная ответственность за выполнение возложенных на Исполнительную дирекцию задач;
— представление ассоциации в отношениях с другими организациями и лицами, заключает соглашения, договоры и контракты от имени ассоциации;
— принятие решения о предъявлении от имени ассоциации претензий и исков к лицам и организациям, не выполняющим договорные обязательства;
— подписание финансовых документов.
Деятельность ассоциаций осуществляется в
соответствии с решением Совета (Правления) по
определенным приоритетным программным направлениям.
Так, например, Ассоциация «Большая Волга»
придерживается шести приоритетных направлений:
«Экология Поволжья»;
«Энергетика Поволжья»;
«Промышленное производство»;
«Сельское хозяйство и проблемы производства
продовольствия»;
«Транспортная схема Поволжья»;
«Социально-экономическая политика».
Для скоординированной работы по этим направлениям Советом Ассоциации образовываются профильные комитеты, в состав которых входят руководители соответствующих департаментов администраций и правительств регионов.
На основании вышеприведенных данных видно, что структура координирующих органов носит как отраслевую, так и проблемную направленность. Это, в первую очередь, связано со спецификой деятельности МРА. В задачу координационных комитетов входит не только решать проблемы внутри отдельно взятых отраслей, но и оперативно реагировать на вопросы, включающие в себя элементы из различных сфер экономики и социальной сферы.
Таким образом, анализируя состояние нормативной
базы, регулирующей деятельность межрегиональных
ассоциаций, можно сделать вывод , что по мере
повышения их роли в отношениях не только между
субъектами федерации, но и с федеральным центром,
появилась необходимость координации деятельности
федерального центра с МРА. Соответственно, была
проведена работа по установлению серьезных контактов,
которая сделала из МРА совещательные органы как при
Правительстве РФ, так и в Совете Федерации.
Фрагментированность нормативной базы, регулирующей
основные аспекты деятельности МРА, создает
значительные сложности не столько для их
функционирования, сколько для выработки единого
подхода со стороны федеральных властей к отношениям с
ассоциациями, то есть проведению осмысленной и
эффективной региональной политики. Однако сам факт
разработки этих законопроектов говорит об осознании
важности вопроса.