Наука в системе власти

Наука в системе власти

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА



Кафедра истории, философии и политологии










РЕФЕРАТ


на тему

«Наука в системе власти»













                                                                                         Выполнил

                                                                                         аспирант

                                                                                         ХХХХХХХХХ






2006 г АННОТАЦИЯ


В данной работе рассматривается актуальная проблема взаимоотношения науки и власти. В настоящее время он становится все более актуальным в связи с быстро развивающимися технологиями, способными как уничтожить, так и продлить жизнь человечества.

Одним из определяющих факторов дальнейшего пути человечества является грамотное, гуманное использование научных достижений. И в этом выборе не последнюю роль играет власть.

Так же рассматривается влияние позиции власти по отношению к обществу и науке, на свободу творчества ученого.

Включен раздел, рассматривающий политическую философию, как единство между наукой и властью.

Работа включает семь разделов, введение и заключение.

ОГЛАВЛЕНИЕ


                                                                                                    стр.


Введение...................................................................................... 4

1. Роль науки и техники в развитии общества............................ 5

2. Сущность власти.................................................................... 10

3. Сущность науки по отношению к власти.............................. 12

4. Политическая философия, как единство между

наукой и властью....................................................................... 15

5. Власть в науке и власть в государстве................................... 17

6. Взаимосвязь науки и экономики........................................... 21

7. Наука и власть в контексте современного государства........ 24

Заключение................................................................................. 27

Список использованных источников........................................ 28

ВВЕДЕНИЕ


Сколь разнообразна, привлекательна, непредсказуема и нередко беспощадна, а порой и бессильна реальная власть, столь же разнолики описывающие, анализирующие и исследующие ее области науки.

Власть и наука – это те институты современной цивилизации, от которых в огромной степени зависит динамика процессов развития, как общества, так и государства. Наука зависит от ее взаимоотношений с властью, а власть зависит от ее взаимоотношений с наукой. И эта связь науки и власти является довольно сложным и многозначным процессом. Это происходит из-за того, что эти понятия всегда связаны и часто представляют из себя одно и то же. Но, тем не менее, есть точки, когда эти явления противоположны, противоречат друг другу. Например, когда Гитлер отверг квантовую физику Эйнштейна, как неарийскую, а в СССР археология была объявлена буржуазной, отжившей свое наукой, так как побуждала людей вспоминать о прошедшем. Однако само взаимодействие науки и власти, тем не менее, остается чем-то единым.

Умелое и разумное властвование с опорой на науку, расчет, прогнозы способно приносить глубокое нравственное и даже эстетическое удовлетворение, радость не только властителям, но и подвластным, побуждать и тех и других к новым совместным общественным делам и свершениям.

1 РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА


В наше время существенно возрастают требования к технике, к изделиям промышленности, резко растут объемы производства и серийность изделий. Поэтому главной особенностью развития техники становится его связь с наукой. Появился огромный комплекс технических наук - прикладных областей науки, связанных с различными отраслями техники. Более того, в последнее время значительная часть технических и технологических инноваций является воплощением новых научных результатов. Резкое увеличение влияния науки и техники на развитие общества, появление глобальных проблем, связанных с беспрецедентным ростом производительных сил, количества людей на планете, возможностей современной техники и технологии, привели к формированию нового инженерного мышления, основой которого являются ценностные установки личности и общества. Несмотря на многообразие отраслей техники и инженерных специальностей, есть нечто общее, что объединяет все виды инженерной деятельности – это техника, направленность на практическую пользу.

Наука непосредственно взаимодействует с обществом, а власть является составной общества по этому необходимо дать понятие науки, техники, а также рассмотреть роль науки в обществе.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в большей мере – методов его получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования. Такими науками и являются теория познания (гносеология, эпистемология), методология, социология науки, психология научного творчества и др.

Будучи детерминирована в конечном счете общественной практикой и ее потребностями, наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям. Среди них – преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний и новых), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сложное сочетание процессов – дифферен-циации (выделение всех новых научных дисциплин) и интеграции (синтез, знания, объединение «усилий» ряда наук и их методов), углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизации и диалектизации современной науки, усиление ее роли во всех сферах жизнедеятельности людей и социального значения и т. д.

Бурное развитие науки в XX в., укрепление ее взаимосвязей с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оценки самой науки и ее возможностей со стороны философов, социологов, ученых специалистов. Так, например, М. Вебер считал, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых «технику овладения жизнью» – как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними. Но, согласно Верберу, науку не следует рассматривать как путь к счастью, потому что она не дает ответа на вопросы: что нам делать?, как нам жить?, есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире? и т. п.

Разделяя всецело позиции рационализма и научности, К. Поппер считал очень опасным для человеческой цивилизации «восстание против разума» со стороны «иррационалистических оракулов». Причины столь модного и в наши дни «интеллектуального расстройства» он усматривал в иррационализме и мистицизме и отмечал, что если эту «интеллектуальную болезнь» не лечить, она может представить некоторую опасность своим воздействием на сферу социальной жизни. Кроме того, что, по словам Поппера, интеллектуал, на вкус которого «рационализм чересчур банален» и который расточает восторги перед мистицизмом, – не выполняет своего морального долга по отношению к своим близким. Это и есть следствие «романтической враждебности» к науке. Между тем современная наука, по Попперу, усиливает наш интеллект, подчиняя его дисциплине практического контроля. Научные теории контролируются практическими выводами из них, в противоположность безответственности мистицизма, который избегает практики, заменяя ее созданием мифов, а науку считает чем-то вроде преступления.

К. Поппер разделяет идею о том, что наука – не только и не столько «собрание фактов», а «одно из наиболее важных духовных движений» наших дней.

Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Характерная черта современного общественного развития – все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства; во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними; в-третьих, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но, прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития.

Техника – это система искусственных органов (инженерные сооружения и машины), которые используются человеком в разных сферах его направленной деятельности – производственной, научной, педагогической, медицинской и т.д. Техника выступает определяющим элементом производительных сил, от нее, прежде всего, зависит производительность труда, качество и характер процесса труда, возможность использования сил и свойств природы. “Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда”. [13]

Автоматизация производства представляет собой содержание современной научно-технической революции. Изобретение и внедрение ЭВМ явилось толчком для автоматизации производства.

Производительные силы находятся во взаимодействии с наукой. Рожденная потребностями развития материального производства, наука активно воздействует на производительные силы общества. Орудия труда являются общественной силой знания, показателем развития науки. Но, становясь непосредственной производительной силой, наука не перестает быть системой знаний и сферой духовного производства. Превращение науки в непосредственную производительную силу означает, что:

– средства труда, технологические процессы становятся результатом материализации научного знания;

– научные знания становятся необходимым компонентом опыта и знаний всех производителей;

– управление производством, технологическими процессами становится результатом применения науки;

– тесно связываются производственный процесс, прикладные исследования и проектно-конструкторские разработки.

Значение науки как духовной потенции производства непрерывно повышается по мере развития производительных сил и углубления человека в познание объективных законов. [12]

В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина - этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций красоте и гармонии и т. п. Особенно важны нравственные оценки в условиях научно-технического прогресса, позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение человека (генная инженерия), совершенствовать биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни.

Чрезвычайно актуальными и активно обсуждаемыми вопросами в настоящее время становятся такие вопросы, как соотношения науки и рациональности, истины и добра, истины и красоты, свободы научного поиска и социальной ответственности ученого, науки и власти, возможности и границы регулирования науки, характер последствий (особенно негативных) противоречивого и далеко не однозначного развития науки, ее гуманистическая сущность и т. д.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты