Парламент Франции, его структура и порядок избрания
p> ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРЛАМЕНТА

Конституция Франции 1958 г. содержит немного сведений об организации и деятельности парламента. Эта проблема решается главным образом органическими законами (особенно Ордонансом № 58-1100 от 17 ноября 1958 г. о деятельности палат парламента с последующими и изменениями), простыми законами и регламентами Национального собрания и сената. Каждая палата сама принимает свой регламент. Его дополняет Генеральная инструкция, издаваемая на основе полномочий, предоставленных бюро палат регламентами (ст. 15 регламента Собрания и ст. 102 регламента сената).
Национальное собрание и сенат заседают в Париже. Местонахождением первого является Бурбонский дворец; второго — Люксембургский. В случае, когда обе палаты собираются совместно, образуя конгресс (согласно действующей
Конституции конгресс собирается лишь в одном случае — при рассмотрении вопроса о ратификации поправок к Конституции), то обе палаты заседают в
Версале.
Палаты обладают финансовой автономией. На их содержание и деятельность расходуются значительные средства. В 1987г. для Национального собрания было ассигновано 1 856 664 тыс. франков, или по 3,2 млн. франков на одного депутата, и 1 081 173 франков для сената.

Органы палат

Каждая из палат имеет свое бюро — коллегиальный орган, на обязанности которого лежит руководство работой палаты, прежде всего ее заседаниями, и управление службами палаты. В состав бюро входят председатель палаты, вице- председатели (6 — в Национальном собрании, 8 — в сенате), секретари (12 и
8), квесторы (по 3).
Председатель Собрания и квесторы живут в помещении палаты, а председатель сената имеет резиденцию в помещении Люксембургского дворца.
Председатели палат обладают значительными полномочиями. В случае, когда пост президента страны становится вакантным, председатель сената становится временным президентом до избрания нового главы государства. Председатель сената занимает третье (после президента и премьер-министра), а председатель Собрания — четвертое место в официальной должностной иерархии государства.
Вице-председатели замещают председателя во время заседаний. Секретари контролируют голосование путем поднятия рук и вставанием, следят за поименным вызовом членов палаты для голосования, за голосование по доверенности, наблюдают за редактированием протоколов заседаний. Квесторы ведают финансовыми и административными службами палаты.
Помимо собственных задач, бюро Национального собрания имеет еще одну — при созыве обеих палат в качестве конгресса оно выполняет функции бюро этого органа.
Службы в Национальном собрании делятся на две большие группы — на службы, подчиненные генеральному секретариату, и административные службы, находящиеся в ведении генерального секретариата квеституры. Первые, возглавляемые генеральным секретарем, включают службы, обеспечивающие законодательную деятельность палаты: службу заседаний, службу постоянных комиссий, службу парламентской информации, публикаций и голосований, службу аналитических отчетов, службу стенографических отчетов. Генеральному секретарю Собрания подчинены библиотека, служба иностранной документации, служба архивов, служба исследований и документации.
Генеральный секретариат квеституры под руководством генерального секретаря исполняет решения квесторов, имеет службу административной документации, службу личного состава палаты, службу международных парламентских отношений и протокола, транспортную службу, финансовую службу, социальную службу (в частности, занимающуюся пенсионным обеспечением персонала), медицинскую службу; в ведении этого секретариата находится почтовая и телесвязь.

Фракции

В каждой палате образуются парламентские фракции, называемые также политическими группами. Они объединяют членов одной партии. Минимальное число членов для образовании фракции — в Национальном собрании 20, в сенате
— 15 (при этом не считаются присоединившиеся члены). Каждый парламентарий может быть членом только одной фракции. Фракции создаются путем подачи в бюро палаты декларации, подписанной членами фракции, списка членов и всех присоединившихся к фракции. Парламентарий, не входящий в какую-либо фракцию, может присоединиться к любой из них. В этом случае он входит в счет фракции при распределении мест в постоянных и других комиссиях палаты.
Члены фракции связаны партийной дисциплиной, обязывающей их голосовать определенным образом, причем такая дисциплина неодинакова в различных фракциях — она очень строга у социалистов и коммунистов и более слабая в других фракциях. Значение фракций определяется тем, что они назначают членов комиссий; председатели фракций являются членами конференции председателей по должности и участвуют, таким образом, в определении повестки дня работы палаты, в организации дебатов; председатель фракции может требовать создания специальной комиссии и т.д. Кроме того, на практике председатели фракций голосуют за своих членов, получая от них ключи от устройств для электронного голосования или опуская в урну бюллетени с их именем, хотя юридически такая практика запрещена.
Члены фракции располагаются компактно в одном месте, занимая определенный сектор в зале заседания. Сектора устанавливаются председателями палат по согласованию с председателями фракций. В каждой фракции есть свое бюро, включающее председателя (председатель фракции) и вице-председателей; у них имеется свой секретариат из технических сотрудников, подбор, статус и жалованье которых определяется самой фракцией.

Парламентские комиссии

Во французском парламенте имеются два вида комиссий — постоянные и специальные. Возможно образование еще двух видов комиссий — по контролю и по проведению расследований (они будут рассмотрены в разделе о контрольных полномочиях парламента). В каждой из палат шесть постоянных комиссий.
Комиссии весьма многочисленны.
В сенате созданы несколько иные по названию и компетенции комиссии: комиссия по делам культуры (52 члена); комиссия по делам экономики и плана (78 членов); комиссия иностранных дел, по делам обороны и вооруженных сил (51 член); комиссия по социальным проблемам (51 член); комиссия финансов, контроля за бюджетом и экономическими счетами нации
(40 членов); комиссия конституционных законов, законодательства, всеобщего голосования, по делам, относящимся к регламентарной власти, и общего управления (42 члена).
В каждой комиссии в Собрании есть свое бюро, включающее председателя, вице-председателей и секретарей из расчета один на 30 членов комиссии.
Комиссия финансов, общих проблем экономики и плана назначает, кроме того, генерального докладчика. Бюро постоянных комиссий избирается тайным голосованием. Если в первых двух турах голосования не получено абсолютное большинство голосов, то в третьем — достаточно относительного. При равенстве голосов, по общему правилу, существующему на выборах во Франции, избранным считается старший по возрасту кандидат.
В сенате комиссии также имеют свои бюро, в которых должны быть представлены все фракции. Комиссии назначают председателя, четырех вице- председателей и четырех секретарей. В комиссии финансов назначается генеральный докладчик. Формирование постоянных комиссий производится в
Национальном собрании ежегодно, а в сенате — при частичном обновлении на одну треть состава.
Рассмотрение проектов в комиссиях не является публичным; в них ведется протокол, о слушаниях даются сообщения в прессе и еженедельно издается бюллетень комиссий.
Помимо постоянных и специальных комиссий в парламенте временно создаются смешанные паритетные комиссии по семь человек от каждой палаты и по семь их заместителей. Список кандидатов представляется соответствующей постоянной комиссией. Смешанные паритетные комиссии образуются при разногласиях палат, когда законопроект или законопредложение не было принято после двух чтений в каждой палате, а если правительство объявило проект срочным, то после одного чтения, по требованию премьер-министра. Обязанность комиссии — выработать компромиссный проект. Паритетные комиссии заседают попеременно в помещениях обеих палат. Комиссия выбирает свое бюро, включающее председателя из числа парламентариев палаты, в помещениях которой заседает комиссия, вице-председателя — члена другой палаты, и по одному докладчику от палаты. Смешанная паритетная комиссия прекращает работу, когда будет решена судьба проекта, в отношении которого она создана. Число таких комиссий различно от года к году. За период с 1959 г. по 1987 г. однажды была образована только в 1959 г., 2 — в 1962 г., 60 — в 1985 г., 28 — в
1987 г.
В заседаниях комиссии вправе участвовать министры. Они должны быть выслушаны, но не могут присутствовать при голосовании.

Сессии парламента

Различаются несколько видов сессий. Время ординарных сессий ограничено. С
1958 г. парламент собирается дважды в год. Первая сессия начинается 2 октября и продолжается 80 дней; вторая сессия открывается 2 апреля и продолжается 90 дней. Поскольку Конституция страны говорит о "непревышении" второй сессии 90 днями, то, стало быть, сессия может быть и короче.
Чрезвычайные сессии проводятся по требованию премьер-министра или по инициативе членов Национального собрания и только с определенной повесткой дня. Такие сессии проводятся вне сроков ординарных сессий. Они открываются и закрываются декретом президента Республики. Чрезвычайная сессия, созываемая по требованию депутатов, ограничена 12 днями, тогда как сессия, проводимая по требованию премьер-министра, может длиться неограниченно — до рассмотрения всей повестки дня. Премьер-министр может потребовать новой чрезвычайной сессии немедленно после окончания предыдущей, а депутаты — только через месяц. Число чрезвычайных сессий колеблется от легислатуры к легислатуре. В третью (1967—1968 гг.) вообще не было чрезвычайных сессий, в
7-ю (1981—1986гг.) их было 17 и все были созваны по требованию премьер- министра.
Французский парламент может собираться на сессии в силу самого закона, то есть по собственному праву. Таких случаев два: 1) после избрания
Национального собрания взамен распущенного парламент собирается на сессию по праву продолжительностью 15 дней; 2) в случае введения президентом
Республики в стране чрезвычайного положения на основании ст.16 конституции.
В этом случае продолжительность сессии не ограничена сроком (см. ниже).
Заседания палат публичны. Согласно Генеральной инструкции бюро
Национального собрания, публика допускаемая на гостевые трибуны, должна
"сидеть без головных уборов и молча". Любое лицо, подающее знаки одобрения или неодобрения, немедленно удаляется служащими, отвечающими за поддержание порядка. Любое лицо, прерывающее дебаты, немедленно передается, если для этого имеются основания, компетентным органам власти.
Ряд лиц в силу занимаемой должности имеет право на доступ в парламент. К ним относятся журналисты, аккредитованные при парламенте; лица по разрешению председателя палаты или квестора; бывшие члены парламента, члены бюро Экономического и социального совета, председатель Конституционного совета, вице-председатель Государственного совета, префекты, лица, занимающие высшие должности в судебном корпусе и прокуратуре и др.
Гласность работы парламентских палат обеспечивается также публикацией отчетов о дебатах, а также сообщениями в прессе.
Палаты могут заседать в качестве секретного комитета, то есть при закрытых дверях. В этом случае публика удаляется из зала заседания, но стенографирование работы продолжается и палата решает вопрос о целесообразности публикации отчета в полном виде или с купюрами. Со времени установления Пятой республики, то есть с 1958 г., такие заседания палат еще не проводились.
Сессии палат открываются установленным еще Наполеоном Бонапартом в январе
1800 г. церемониалом и проходят по выработанной на конференции председателей повестке дня. Заседание открывается с утверждения протокола предыдущего заседания и каких-либо сообщений председателя палаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты