Парламент Франции, его структура и порядок избрания
p> Дисциплина в парламенте

На председателей палат возложена обязанность наблюдать за внутренней и внешней безопасностью палаты, которой они руководят. Они могут прибегать к вызову вооруженной силы и других органов власти, привлечение которых они считают необходимым.
Парламентарии, нарушающие порядок в зале заседаний, подвергаются дисциплинарным мерам. Так, к депутатам Национального собрания применяются следующие санкции: 1) призыв к порядку; 2) призыв к порядку с занесением в протокол; 3) выражение порицания; 4) выражение порицания с временным исключением. Призыв к порядку парламентария осуществляется председателем палаты.

Способы голосования

Для наличия кворума достаточно присутствия в помещениях палаты абсолютного большинства ее членов, рассчитываемого от числа действительно занятых мест в палате.
Во французском парламенте существует пять видов голосования: 1) поднятием руки; 2) вставанием; 3) обычное голосование бюллетенями на трибуне;
5) тайное голосование бюллетенями, то есть бюллетенями без указания фамилии парламентария. В настоящее время третий и четвертый виды голосования обеспечиваются с помощью электронной техники. Эти же виды голосования иногда проводятся путем подачи бюллетеней с указанием фамилии парламентария. В настоящее время третий и четвертый виды голосования обеспечиваются с помощью электронной техники. Эти же виды голосования иногда проводятся путем подачи бюллетеней с указанием фамилии парламентария:: белый бюллетень — "за", голубой — "против", красный —
"воздержался". Голосование бюллетенями проводится в случае, когда не действует электроника. Такое голосование направлено на выявление позиции каждого парламентария; результаты голосования публикуются, при этом указывается позиция голосовавших. Результаты голосования поднятием руки и вставанием говорят о принятом решении, но не позволяют документально фиксировать мнение каждого депутата или сенатора.
По общему правилу, голосование проводится поднятием руки, за исключением персональных назначений. Голосование вставанием проводится тогда, когда имеются сомнения в результатах голосования поднятием руки. Если сомнения остаются, то проводится обычное открытое голосование бюллетенями. Такое же голосование также проводится: 1)по решению председателя палаты или по требованию правительства и 2)по требованию председателя какой-либо фракции или по его полномочию. Наиболее ответственная форма голосования — открытое голосование бюллетенями на трибуне. Когда действует электроника, то такое голосование проводится следующим образом: каждый депутат поднимается на трибуну по вызову секретаря палаты и нажимает кнопки электронного устройства, установленного там. Если электроника не работает, то депутат опускает в урну именной бюллетень. Голосование на трибуне проводится при решении наиболее важных вопросов —при голосовании доверия правительству или когда Конституция предусматривает квалифицированное большинство. Тайное голосование бюллетенями предусмотрено при некоторых назначениях, проводимых
Национальным собранием, в частности, при избрании его председателя, членов
Высокой палаты правосудия и др. В этом случае голосование проводится в соседнем с залом заседания помещении. Заседание при этом не прерывается.
Примерно аналогичные способы голосования применяются и в сенате; в этой палате, однако, электроника не применяется. Кроме того, голосование бюллетенями на трибуне проводится по предложению конференции председателей при голосовании в целом по законопроекту или законопредложению и в обязательном порядке таким способом голосуется в первом чтении в целом законопроект о годовом бюджете.
Поставленное на голосование предложение считается принятым, если оно получает абсолютное большинство поданных голосов. При равенстве голосов предложение считается непринятым. Результаты голосования объявляются председателем в следующих формулировках: "Собрание (или сенат) приняло" или
"Собрание (или сенат) не приняло".
Делегирование права голоса возможно в шести случаях: 1)при болезни, несчастном случае или "серьезных семейных обстоятельствах"; 2)при выполнении временной миссии по поручению правительства; 3)в случае военной службы; 4)при участии в работе международного органа по поручению парламента; 5)при отсутствии в метрополии, когда проводится чрезвычайная сессия; 6)при формажорных обстоятельствах, устанавливаемых в качестве таковых в каждом случае бюро палаты. В то же время ни один парламентарий не может голосовать в порядке делегации более чем за одного депутата.
Делегирование должно быть личным ; о нем должно быть сообщено председателю палаты до открытия заседания. Если срок делегирования не установлен, то право голоса передается на восемь дней. Делегирование не распространяется на случаи тайного голосования. Согласно Генеральной инструкции бюро Национального собрания техника голосования по делегации такова: если действует электронная система, то получивший право голоса обращается в службу информации, публикаций и голосования палаты, которая вручает ему дубликат ключа для пюпитра делегирующего члена палаты. По истечении срока делегации ключ должен быть возвращен. Если электроника не работает, то получивший дополнительный голос опускает бюллетень депутата, за которого он голосует со своей фамилией и подписью. На практике названные правила соблюдаются не всегда.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПАРЛАМЕНТА

Парламент принимает три вида законов: простые законы, органические законы и законы, изменяющие конституцию страны. Особенностью режима Пятой республики является ограничение компетенции парламента в этой сфере. Статья
34 Конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может законодательствовать. посредством принимаемых парламентом законов определяются основные принципы общей организации национальной обороны; свободного управления местных административных единиц, их компетенции и их доходов; образования; режима собственности, вещных прав и гражданских и торговых обязательств; трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения. Из текста
Конституции не особенно видна разница между формулами "устанавливать правила" и "определять основные принципы".
Французский парламент имеет право изменять действующую Конституцию.
Существующая специально для такой процедуры ст.89 предусматривает следующий порядок. Инициатива внесения поправок принадлежит членам парламента и президенту Республики, действующему по предложению премьер-министра.
Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям.
Президент Республики формально правом такой инициативы не обладает.
Правительственные законопроекты подготавливаются соответствующими службами одного или нескольких министерств.
Законодательные предложения вносятся одним или несколькими парламентариями или от имени фракции или фракций в бюро той палаты, членами которой парламентарии являются.
Парламентарии весьма активно пользуются свои правом внесения поправок. В
1984 г. в Собрании была внесена 10081 поправка, в 1989 г. — 5181. В сенате
— в 1986 г. было зарегистрировано 8553, а в 1989 — 4025 поправок.
После принятия палатами парламента законопроект передается президенту
Республики для промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его статей. В таком рассмотрении не может быть отказано. В таком случае председатель Собрания информирует его членов об использовании президентом страны своего права.
Палата постановляет, направить ли этот закон в комиссию, которая уже рассматривала этот акт, или в какую-либо другую комиссию. Комиссия должна вынести решение в срок, установленный палатой, но не более чем в 15 дней.
Внесение этого акта в повестку дня проводится в обычном порядке. О таком законопроекте информируется председатель сената. До 1986 г. зафиксировано только два случая, когда президент Республики потребовал рассмотреть повторно законопроект.
Закон контрассигнуется премьер-министром и соответствующим министром или министрами и публикуется в "Фурналь оффисиель" (серия "Законы и декреты").
Эта публикация включает полный текст закона, фамилии подписавших (президент
Республики, министры) и указания на основные стадии принятия (номера законопроекта или законодательного предложения, докладов, фамилии докладчиков, даты обсуждения в палатах). Эти справочные сведения позволяют быстрее подготовить органам исполнительной власти соответствующие декреты о применении закона, а при спорах в судах позволяют ссылаться на материалы слушаний, лучше понять смысл и назначение закона, позиции политических партий.
Во Франции до промульгации закона, осуществляемой президентом Республики, возможна процедура рассмотрения этого акта с точки зрения его конституционности. Созданный в 1958 г. Конституционный совет в обязательном порядке рассматривает принятые парламентом органические законы до их промульгации и регламенты палат. Рассмотрение простых законов до их промульгации происходит в факультативном порядке по требованию президента
Республики, премьер-министра, председателей палат, 60 депутатов и 60 сенаторов. Конституционный совет выносит решение в месячный срок. По требованию правительства, заявившего о срочности закона, этот срок сокращается до восьми дней. Запрос Совета приостанавливает течение срока промульгации, равного 15 дням. Правом запроса о соответствии конституции международных договоров обладают президент Республики, премьер-министр и председатели палат парламента. Проверка конституционности простых законов в настоящее время весьма часто применяемая процедура.
Если Конституционный совет объявит какое-либо положение закона не соответствующим конституции, то оно не может быть промульгировано; опубликование решения Совета прекращает приостановку срока промульгации.
Если Совет объявил весь закон неконституционным, то он не может быть промульгирован. Если Совет объявит, что закон содержит какие-либо отдельные противоречащие конституции положения, не устанавливая, что они неотделимы от всего закона, то президент Республики может промульгировать закон, за исключением указанных норм, либо требовать нового рассмотрения закона.
Делегирование полномочий парламентом правительству предусмотрено статьей
38 Конституции. Делегация ограничена определенным временным отрезком. До представления правительством законопроекта о делегации по ему запрашивается заключение Государственного Совета. Ордонансы правительства вступают в силу по их опубликовании в "Журналь оффисиель". Эти ордонансы становятся недействительными, если законопроект об их утверждении не внесен в парламент до истечения срока, указанного делегирующим законом. По истечении срока, предоставленного парламентом правительству для издания ордонансов, последние могут изменяться только путем издания закона.
Передав какую-либо область регулирования правительству, парламент не может в ней законодательствовать до истечения указанного в делегирующем законе срока. На практике делегирование осуществляется довольно редко. До сентября 1990 г. такая делегация давалась только 23 раза чаще всего на срок шесть месяцев.

КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА

Французский парламент применяет все известные формы контроля за деятельностью правительства, за исключением интерпелляции. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания (см. ниже), и оно не дает каких-либо особых преимуществ автору интерпелляции, кроме права получения слова в приоритетном порядке.
Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы : 1)не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки; 2) содержащие такую санкцию, которая ведет к политической ответственности правительства. Первая группа контрольных полномочий осуществляется в обеих палатах парламента. Вторая — только Национальным собранием.
Французскому правительству известны многочисленные формы вопросов, которые задаются министрам; последние обязаны на них отвечать. Ответы министров не могут повлечь какие-либо санкции со стороны палат.
Комиссии по контролю и по расследованию имеют временный характер. Разница между комиссиями по расследованию и комиссиями по контролю состоит в следующем: первые должны собрать информацию по определенным фактам, событиям; вторые проводят проверку административной, финансовой или технической деятельности государственных служб или национализированных предприятий. Комиссия образуется путем принятия резолюции соответствующей палатой.
С контрольными полномочиями парламента связано право петиций. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат парламента. Петиции также могут передаваться парламентарием, который делает на полях надпись о передаче и подписывает ее. Петиция, исходящая от скопления людей в общественном месте, не может быть принята. Петиция должна указывать местопребывание петиционера и иметь его подпись. Петиция направляется в компетентную комиссию, которая назначает по петиции докладчика.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты